Государственный учебник (Мединский, Чубарьян): История России 6 класс «Введение» страницы 3 — 4. Ознакомительный фрагмент/цитаты использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: 7-й класс История России Госучебник Введение стр. 3-4.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
ВВЕДЕНИЕ
1. От образования Руси до создания России.
В 5 классе вы познакомились с событиями древней истории, связанными с современной территорией нашей страны. Вы уже знаете о стоянках первобытных людей, загадочном Аркаиме, городах Северного Причерноморья. В этом учебном году вам предстоит изучить историю целой эпохи ─ от расселения славян по Восточно-Европейской равнине (VI─VIII вв.) и образования Руси (IX в.) до создания единого Российского государства (конец XV ─ первая треть XVI в.). На становление и развитие Руси (по-другому ─ Русской земли) влияли природно-географические факторы: огромная неосвоенная равнина, на которой создавалось наше государство, холодный климат, многочисленные реки и непроходимые леса, удалённость от морей и гор.
Издавна на современной территории нашей страны жили народы, говорившие на разных языках. Каждый народ внёс свой вклад в историю России. Пограничное положение Руси между Западной Европой и Азией привело к тому, что культура наших далёких предков впитывала традиции Запада и Востока, но при этом сохраняла свою самобытность. На долю наших соотечественников выпали тяжёлые испытания в периоды разобщённости и междоусобий, эпидемий и неурожаев, вторжений кочевников и натиска рыцарей-крестоносцев. Тем не менее к первой трети XVI в. сложилось единое Российское государство ─ самое большое в Европе по размеру территории. В конце XV столетия появилось современное название нашей страны ─ «Россия».
2. Как работать с учебником.
Начиная знакомство с параграфом, обратите внимание на его название, рассмотрите заглавную иллюстрацию, которая, как правило, ярко характеризует ключевое событие темы урока. Познакомьтесь с основными понятиями и терминами, списком исторических деятелей, синхронистической таблицей важных дат. Для ответа на главный вопрос урока вспомните содержание всех рубрик параграфа. Чтобы дать ответ на вопрос главы, обдумайте изученный материал, прочитайте итоги главы, сложные понятия обсудите в классе, ответьте на итоговые вопросы.
С помощью QR-кодов «Учителю и ученику» вы найдёте дополнительные источники информации на портале История.РФ.
В конце глав даны темы проектов и названия фильмов и книг, сюжеты которых связаны с пройденным материалом. Рубрика «Готовимся к аттестации», словарь понятий и терминов и список основных дат в конце учебника помогут подготовиться к государственному экзамену. Наиболее важные понятия и термины в тексте параграфов выделены курсивом, имена ряда исторических деятелей ─ полужирным курсивом, основных дат ─ полужирным начертанием шрифта.
Рекомендации по подготовке учебных проектов
Рекомендации по подготовке учебных проектов см. по ссылке (при нажатии ссылки будет скачан файл с сайта издательства «Просвещение») ─ https://go.prosv.ru/AFNJoF.
[ Примечание. Если нет доступа к Интернету, то смотрите следующий раздел. Мы перенесли сюда информацию с сайта издательства.]
Каждому из вас нужно выполнить учебно-исследовательский проект по истории России. Вы можете это сделать индивидуально или в группе. В конце глав учебника предлагаются примерные темы проектов.
При подготовке проекта рекомендуется проделать следующие шаги.
- Выбрать и сформулировать тему проекта. Продумайте его концепцию: какую проблему или вопрос вы будете рассматривать и почему это важно. Если выбираете тему самостоятельно, постарайтесь связать её с историей вашего региона, города, школы или семьи.
Если вы выбрали тему, предложенную в учебнике, объясните, чем она вас заинтересовала. - Определить цель проекта и форму его результата. Это может быть сообщение, электронная презентация, видеоролик, экскурсия, материалы для школьного сайта и т. д.
- Выделить задачи, которые нужно решить, чтобы достичь цели проекта.
- Составить план работы в соответствии с целью и задачами. Если проект групповой — распределить задачи между его участниками.
План работы может меняться по ходу её выполнения, поэтому ведите паспорт проекта, где необходимо фиксировать каждый этап, ресурсы, задачи и сроки. Все сроки и их изменения должны быть согласованы с учителем. - Определить круг источников, на основе которых вы будете готовить проект: письменных, визуальных, устных и т. д.
- Найти и отобрать нужные исторические источники и научную литературу (справочники, книги, статьи и пр.). Они могут быть представлены как в печатном виде, так и размещены на различных интернет-ресурсах, находиться в музеях или памятных местах вашего населённого пункта (например, на Аллее Славы).
Источником информации могут быть и рассказы, воспоминания участников событий или комментарии экспертов — сотрудников музеев, учёных, врачей, представителей организаций. - Выбрать методы работы с источниками. Это может быть критический анализ письменных и визуальных источников, интервьюирование, опрос или анкетирование участников событий, экспертов и т. д.
При работе с источниками выделите основные идеи, положения, аргументы, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание. Информация источников должна соотноситься с поставленными задачами. Важно понимать, что различные источники могут содержать разные версии событий, поэтому необходимо верифицировать содержащуюся в них информацию — проверять её достоверность, сравнивать разные версии событий. Зафиксируйте в паспорте проекта разные оценки (при их наличии) и ваше аргументированное мнение с согласием или несогласием с теми или иными оценками, выводами, методами. - Сгруппировать и обобщить собранный материал в соответствии с задачами, сделать выводы. Убедиться, что выводы соответствуют заявленной цели проекта.
- Оформить проект в соответствии с заявленной формой результата.
- Выступить в классе с презентацией результата и паспорта проекта. Отметьте вклад участников, если проект был групповой.
- Обсудить проект с одноклассниками, ответить на их вопросы.
Поделитесь впечатлениями от работы над проектом: что нового удалось узнать или как изменилась ваша точка зрения; над чем было сложнее всего работать; что было особенно интересно в ходе работы; какие советы можете дать одноклассникам и т. д.
Примерный план оформления
письменной работы или презентации
- Титульный лист и оглавление (содержание работы).
- Введение (вводная часть):
- обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желание в них разобраться, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к теме);
- постановка цели и задач.
- Основная часть (состоит из глав и параграфов):
- суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме;
- обзор исторических источников;
- собственные версии и оценки.
- Заключение:
- основные выводы;
- результаты и значимость проделанной работы для вас, а также перспективы продолжения работы над темой.
- Список использованных исторических источников и литературы.
Вы смотрели: Государственный учебник (Мединский, Чубарьян): История России 6 класс «Введение» страницы 3 — 4 Ознакомительный фрагмент/цитаты. Код материалов: 6-й класс История России Госучебник Введение.