История России Мединский Итоги главы 1

6 класс смотреть онлайн: Итоги главы 1 «Территория России в древности». Учебник по истории России УМК под общ.ред. Мединского. Оглавление и цитаты из пособия 2021 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: История России Мединский Итоги главы 1 ознакомительные фрагменты.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

История России

(Мединский) Итоги главы 1

ИТОГИ ГЛАВЫ 1

Древнейшие люди появились на территории нашей страны около 2 млн лет назад, а предки человека современного вида — более 40 тыс. лет назад. В первобытное время человечество прошло огромный путь в своём развитии — от использования каменных орудий труда к изготовлению железных, от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Первобытное население обожествляло силы природы. Великим достижением человечества стало появление искусства.

В разные времена на территории нашей страны жили представители различных языковых семей — древние греки, скифы, сарматы и др. В Северном Причерноморье греки-переселенцы создали первые города-государства. В начале 1-го тыс. н. э. началось Великое переселение народов, затронувшее как азиатские, так и европейские земли. Западная Римская империя пала под ударами варваров. В VII—IX вв. началось расселение восточных славян по просторам Восточно-Европейской равнины. Здесь восточные славяне вступили во взаимодействие с различными балтскими, финно-угорскими и тюркскими племенами.

Вопросы и задания к главе 1

  1. Рассмотрите иллюстрацию В. М. Васнецова в начале главы. Какой период каменного века на ней изображён? По каким признакам вы это определили?
  2. Заполните в тетрадях схему «Восточные славяне и их соседи». Для этого используйте текст учебника и карту «Народы и государства Восточной Европы. Расселение славян в V—VIII вв.» (с. 24).
    Восточные славяне
  3. Какую роль в истории восточных славян сыграли следующие люди: 1) Кирилл и Мефодий; 2) Аспарух?
  4. Можно ли утверждать, что славяне были частью процесса Великого переселения народов? Приведите аргументы в обоснование своей точки зрения.

Сформулируйте ответ на главный вопрос главы.
В чём заключались особенности развития народов, населявших территорию нашей страны в древности?

Темы проектов

  1. Территория моего края в древности: природа, население, наследие.
  2. Аркаим — правда и вымысел о поселении древних людей.
  3. Загадки скифских курганов.
  4. Жизнь в древнегреческих полисах Северного Причерноморья.

РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ

№ 1. Прочитайте отрывок из книги Э. д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» и ответьте на вопросы. Ответы аргументируйте научными фактами.

На пороге пещеры показался высокий, сухощавый старик, он резко крикнул:
— Крек!
Мальчик обернулся на крик, мгновенно вскочил с земли и, захватив связку камыша, подбежал к старику.
— Я здесь, Старейший! Чего ты от меня желаешь?
— Дитя, — ответил старик, — все наши ушли ещё до зари в леса на охоту за оленями и широкорогими быками… Оставь свой тростник. У нас довольно древков для стрел, но мало каменных наконечников, хороших резцов и ножей: все они обточились, зазубрились и обломались… Вместе с братьями и со мной ты пойдёшь вдоль Белых холмов. Мы запасёмся большими кремнями; они часто попадаются у подножья береговых утёсов. Сегодня я открою тебе секрет, как их обтёсывать. Уже пора, Крек. Ты вырос, ты силён, красив и достоин носить оружие, сделанное собственными руками.

1) К какому периоду первобытности относятся события, описанные в этом отрывке? 2) Что можно сказать о хозяйстве племени?

№ 2. Назовите иллюстрации в хронологическом порядке изображённых событий. Объясните свой ответ.
История России Мединский Итоги главы 1

№ 3. Прочитайте отрывок из сочинения византийского историка Иоанна Эфесского о событиях VI в. и ответьте на вопросы.

…Вышел народ славяне и прошли всю Элладу, области Фессалоники и всю Фракию. Они захватили много городов и крепостей, опустошили, сожгли, полонили и подчинили себе область и поселились в ней свободно, без страха, как в своей собственной. Так было в течение лет четырёх, пока император был занят войной с персами и все свои войска посылал на восток. Поэтому они расположились на этой земле, поселились на ней и широко раскинулись, пока Бог им попускал. И до сего времени они расположились и живут спокойно в ромейских областях, без забот и страха. Они берут в плен, убивают, сжигают, они разбогатели, имеют золото и серебро, табуны коней и много оружия и обучены воевать более, чем ромеи… Они даже не знали, что такое оружие, за исключением… дротиков.

1) О какой ветви славян, скорее всего, идёт речь в тексте? 2) Какие отношения сложились между славянами и византийцами? Какие две причины приводит автор, объясняя успехи славян? 3) Вспомните, как звали самого известного императора Византии VI в. Какие события связаны с его правлением? Назовите не менее двух событий.

№ 4. Прочитайте отрывок из книги отечественного учёного В. А. Истрина и ответьте на вопросы.

Наиболее подробно о создании Кириллом славянской азбуки говорится в «Сказании о письменах» черноризца Храбра… Согласно Храбру, славяне до принятия ими христианства применяли некие «черты и резы», то есть, видимо, какие-то примитивные знаки; знаки эти служили славянам для счёта, для гадания, для обозначения личной и племенной собственности, для календарных дат и т. п. После же принятия христианства славяне начали использовать для записи своей речи хорошо известные многим из славян латинские (на западе) и греческие (на востоке) буквы… Константин (так звали святого в миру. — Прим, авт.), по-видимому, знал о таком применении славянами греческого письма.

1) Что помогло Кириллу и Мефодию разработать славянскую азбуку? 2) Можно ли утверждать, что она была создана братьями с нуля? 3) Зачем потребовалась новая азбука, если славяне уже пользовались греческим и латинским письмом?

№ 5. Составьте рассказ от первого лица об одном из событий.

1) Жизнь человека в период неолита. 2) Жизнь купца в Ольвии. 3) Великое переселение народов. 4) Расселение славян в Восточной Европе.

Постарайтесь отразить перемены, происходившие в жизни людей, особенности их быта, а также чувства и переживания.

ЧИТАЕМ, СМОТРИМ, СЛУШАЕМ

Научно-популярная литература
Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу. Вторая волна. СПб., 2001.
Райс Т. Скифы. Строители степных пирамид. М., 2009.

Художественная литература
Д’Эрвильи Э. Приключения доисторического мальчика. М., 2016.
Иванов В. Д. Русь изначальная. М., 2014.

Кинофильмы
«Буря над Европой» (Германия, 2002).

 


Вы смотрели: Итоги главы 1 «Территория России в древности». Учебник по истории России УМК под общ.ред. Мединского 6 класс. Оглавление и цитаты из пособия 2021 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: История России Мединский Итоги главы 1 ознакомительные фрагменты.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.