Учебник по литературе УМК Полухина, Коровина 6 класс смотреть фрагмент «Античная литература. Гомеровский эпос». Цитаты из пособия 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Литература Полухина Учебник §1.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
Литература (под ред. В. Я. Коровиной)
Античная литература. Гомеровский эпос
Гомер (приблизительно VIII–VII века до н. э.)
Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея»
Античная — греческая и римская — мифология явилась почвой для зарождения искусства и литературы Древней Греции и Древнего Рима. Античные мифы служили источником поэтического вдохновения у древних художников, в частности у легендарного древнегреческого поэта Гомера.
Гомеру принадлежат эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Обе поэмы неоднократно переводились на русский язык (Н. И. Гнедичем, В. А. Жуковским, В. В. Вересаевым).
О самом Гомере известно мало. До нас дошли сведения, что Гомер не знал грамоты и что его поэмы исполнялись устно. Однако они принесли ему славу при жизни. Гомер, согласно греческим легендам, преданиям и поверьям, был гениальным певцом, которому удалось соединить в своих произведениях мифологию, фольклор и литературу.
Сюжетной основой поэм «Илиада» и «Одиссея» послужили события далёких от Гомера лет. Гомер жил около VIII века до н. э., описываемые им события относятся к 1200 году до н. э. Иначе говоря, Гомер пел о событиях, которые происходили за пятьсот лет до его жизни.
В этот год разразилась Троянская война, в которой воевали народы Древней Греции и Азии. Победителями из этой войны вышли греки, которые овладели азиатским городом Троей и разграбили его. Троянская война — сам по себе факт в истории довольно незначительный. Её значение в истории и в мифологии было сильно преувеличено и возведено в степень событий, решающих судьбы людей и богов.
В обеих поэмах изображены великие испытания, которые выпали на долю героев, причём победы связаны с потерями и поражениями.
В «Илиаде» Ахилл хоронит своего друга Патрокла, теряет доспехи и оружие (В тексте и переводах поэмы встречаются две формы имени — Ахилл и Ахиллес). В поэме «Одиссея» Одиссей лишается всех своих спутников и кораблей.
Борьбе стихий вне человека соответствует борьба стихий в самом человеке. Ахилл легко переходит от спокойствия к буйным порывам. В нём соединяются противоположные начала — божественное и человеческое (он сын богини Фетиды и простого смертного).
Ахилл, самый могучий и самый прекрасный воин среди греков, непобедимый герой, обречён на гибель в расцвете сил. Такова участь смертного человека, написанная выше, на небесах. Так решили боги. Гомер выразил здесь трагическую мысль о бренности человеческого существования. Однако мысли о неминуемой смерти противостоит мысль о славе, о любви, о дружбе, которые остаются неподвластными тлению и вечно живыми, бессмертными.
Не менее значительный характер воплощён Гомером в Одиссее — храбром воине, умном военачальнике, умельце и знатоке многих профессий. Одиссей — великолепный атлет (он лучше других умеет бегать), отважный мореход, искусный плотник, ловкий охотник, хитрый и осторожный торговец, хороший хозяин, любящий сын, супруг и даже поэт, знающий толк в искусстве поэзии и пения. Но вместе с тем в Одиссее живёт другой человек — жадный, отбирающий себе лучший кусок на пиру, жестокий к рабам, ради выгоды готовый на ложь, притворство и могущий принимать различные образы. Как и Ахилл, Одиссей весь соткан из противоречий. В его образе с наибольшей наглядностью воплотилась мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека, о его способности принимать разные лики, менять свой облик. Одиссей может стать разбойником и нищим стариком. В соответствии с этим его чувства раздваиваются: ему внятны страдания, он переживает гибель друзей, но его также увлекает игра жизни, её радости и её возможности. В нём уживается высокое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски прозаическое. И всё же главное в Одиссее — необъятные возможности и таланты, знания и умения мореплавателя, открывателя новых земель, путешественника, мудреца и воина.
Значение поэм Гомера
Гомеровский эпос стал источником многих произведений искусства. Традиции Гомера ощутимы в творчестве Пушкина, Гоголя и Л. Толстого. К ним обращались и обращаются писатели всего мира.
Греческие дети учились читать по «Илиаде». В Греции всегда были люди, знавшие обе поэмы Гомера наизусть. Греческий ритор конца I века н. э. Дион Хрисостом нашёл таких людей в изобилии на краю тогдашнего цивилизованного мира — в греческой колонии Ольвии на берегу Чёрного моря, недалеко от нынешней Одессы.
Эпизоды из «Илиады» и «Одиссеи» становятся сюжетами для греческих художников. Гомеру приписывали разнообразнейшие познания во всех сторонах жизни — от военного искусства до земледелия, — искали в его произведениях советы на любой случай. Древние греки, восхищавшиеся Гомером и подражавшие ему, начали его изучать и комментировать. В 1488 году тексты «Илиады» и «Одиссеи» были впервые напечатаны во Флоренции. За этим изданием последовали многие другие.
Несколько слов о содержании поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»
В первых строках «Илиады» Гомер объявляет своё намерение воспеть героя Ахилла, который отличился в Троянской войне, но вместе с тем принёс грекам много бедствий вследствие своей распри с вождём греков Агамемноном. А всё началось с того, что Агамемнон во время одного из набегов взял в плен дочь жреца Хриса из храма Аполлона. Хрис явился к грекам с богатыми дарами и слёзно просил отдать ему дочь, но Агамемнон ответил ему оскорбительным отказом. Тогда Хрис обратился с жалобой к богу Аполлону и молил его отомстить грекам. Аполлон наслал на греков мор, который свирепствовал девять дней. Когда Агамемнон созвал народное собрание, чтобы решить, что делать с войсками, находившимися под Троей, там спросили прорицателя Калханта о причине гнева богов. Тот объявил, что Аполлон карает греков за неуважение к Хрису и за отказ отдать ему дочь. Агамемнон не отверг воли Аполлона, но потребовал другой добычи взамен дочери Хриса. Ему возразил Ахилл, и тогда Агамемнон пригрозил, что отберёт у него его пленницу Брисейду. Спорящих разняла и утихомирила богиня Афина. Ахилл не стал защищать Брисеиду с оружием в руках, но в гневе отказался принимать участие в войне, пока грекам не будет угрожать поражение и они не обратятся к Ахиллу за выручкой, принеся ему богатые дары, чтобы искупить оскорбление. Поступок Ахилла не осуждается, он не объявляется ни предателем, ни дезертиром. Он защищает свою честь и своё достоинство. В конце концов случилось так, что Агамемнон был вынужден направить к Ахиллу послов с предложением о примирении. Но Ахилл непреклонен. Он лишь соглашается отправить на помощь грекам своего друга Патрокла, облачив его в собственные доспехи. Однако Патрокл гибнет от руки Гектора, которому помогает бог Аполлон. Лишь тогда разгневанный и опечаленный Ахилл решает мстить. По просьбе богини Фетиды бог Гефест изготавливает Ахиллу новые доспехи необыкновенной красоты. И здесь Ахилл является во всей своей мощи и во всём своём величии. Троянцы гибнут. Наконец Ахилл убивает их героя — Гектора. Горе отца и роднэ1х Гектора смягчает сердце Ахилла, и он выдаёт тело семье. Погребальным плачем над убитым Гектором кончается поэма.
Если в «Илиаде» воспевается один из эпизодов Троянской войны, то в «Одиссее» описывается множество приключений — от скитаний Одиссея до его возвращения на родину, в Итаку. Боги решают, что Одиссей может вернуться к семейному очагу, о чём Гермес должен сообщить нимфе Калипсо, которая семь лет удерживала героя на своём волшебном острове. Но Гермес не спешил исполнить волю богов. И только когда сыну Одиссея Телемаху не удалось узнать об отце ничего определённого, Гефест отправился к Калипсо. Так начинаются скитания Одиссея на плоте, который построила ему Калипсо, снарядив его в дорогу. Приключения Одиссея продолжаются до того дня, когда он прибывает в Итаку и когда ему удаётся перебить всех назойливых женихов его жены Пенелопы. Однако тревоги не исчезают: родственники женихов жаждут мщения. Распри прекращаются с помощью богини Афины, и на Итаке наступает мир.
Проверьте себя (стр.9)
- Что явилось источником поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»?
- Кто из русских поэтов переводил поэмы «Илиада» и «Одиссея»? Познакомьтесь самостоятельно с поэмами Гомера.
- Какие события легли в основу этих поэм?
- Расскажите о главных героях поэм — Ахилле и Одиссее.
- Чем отличаются античные боги-олимпийцы от людей в изображении Гомера?
- Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы (на выбор), сохранив особенности ритма гомеровского эпоса.
Творческое задание
Подготовьте устные иллюстрации к поэмам Гомера (описание внешности героев, описание местности, на которой происходят события, и т. д.).
ИЛИАДА
Песнь восемнадцатая
(Отрывок из песни)
Размышляем о прочитанном (стр.16)
- В тексте поэмы автор называет Гефеста, создающего щит для Ахиллеса, художником. Согласны ли вы с таким определением мастера? Аргументируйте свой ответ.
- Как представления древних греков о Вселенной отражены на щите Ахиллеса?
- Сравните описания мирного города и города, осаждённого неприятелем. Каково отношение автора к картинам мирной жизни и сценам войны? При ответе используйте цитаты из текста поэмы.
Творческое задание
Как вы думаете, почему на щите героя Гефест изобразил сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.
ОДИССЕЯ
Давно кончилась Троянская война, и все участники этого похода либо возвратились на родину, либо погибли в пути, а царь острова Итака Одиссей не может достигнуть родных мест, где он оставил жену Пенелопу и маленького сына Телемаха. Десять лет прошло с тех пор, как по совету хитроумного Одиссея была взята и разрушена неприступная «священная» Троя. Десять лет скитается Одиссей по бесконечным волнам бурного моря, преследуемый грозным богом морей Посейдоном.
Наконец Одиссею удаётся добраться до острова, где живут феакийцы. Царь Алкиной обещает помочь ему, устраивает в честь гостя пир и просит рассказать о его злоключениях. Вот одно из них.
ОДИССЕЙ НА ОСТРОВЕ
ЦИКЛОПОВ. ПОЛИФЕМ
(В сокращении)
Перевод с древнегреческого В. Жуковского
Размышляем о прочитанном (стр.30)
- Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?
- Почему Одиссей остался на острове и ждал циклона, ведь в этом не было особой нужды?
- Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его.
- Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвёл? Прочитайте вслух соответствующие строки.
- Гомер называет Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «постоянным в бедах», «богоравным». Как Одиссей оправдывает это в эпизоде с циклопом Полифемом?
- Каким предстаёт Одиссей в этом повествовании? Какие его качества особенно подчёркиваются?
- Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?
- Каково отношение автора к своему герою?
- Обратите внимание на некоторые повторы, которые встречаются в тексте поэмы, например: «С трепетом сердца мы ждали явленья божественной Эос: Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторов и постарайтесь объяснить их роль.
- Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея?
Учимся читать выразительно
Выберите отрывок и подготовьте его для выразительного чтения. Постарайтесь при чтении передать особый ритм гекзаметра.
Гекзаметр (с гр. hexametron — шесть и мера; букв: шестимерный) — античный стихотворный размер, шестистопный дактиль. Классическая схема гекзаметра: шесть дактилических стоп с цезурой (обязательной стиховой паузой) после третьей стопы:
Литература и другие виды искусства
- Подготовьте устный рассказ по одной из иллюстраций к эпизоду «Одиссей у циклопа Полифема». Обратите особое внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания.
- Какие кинофильмы, телефильмы, мультфильмы по мотивам поэмы Гомера «Одиссея» вам известны? Какие из них произвели на вас впечатление во время просмотра?
Вы смотрели: Учебник по литературе УМК Полухина, Коровина 6 класс фрагмент «Античная литература. Гомеровский эпос». Цитаты из пособия 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Литература Полухина Учебник §1.