Литература Полухина Учебник: Есенин

Онлайн читать: Есенин С.А. Учебник по литературе 6 класс с 2023 года, УМК Полухина Коровина, 14-е изд. Литература XX века. Стихотворения отечественных поэтов начала XX века. С. А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная…». «Я покинул родимый дом…». «Низкий дом с голубыми ставнями…». Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Литература Полухина Учебник: Есенин.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Литература 6 класс.
Учебник: С. А. Есенин.

Литература XX века. Стихотворения
отечественных поэтов начала XX века.

Сергей Александрович Есенин
(1895–1925)

Литература Полухина Учебник: ЕсенинЛитература Полухина Учебник: ЕсенинЛитература Полухина Учебник: Есенин


 

Размышляем о прочитанном (стр.54)

№ 1. Как в первом четверостишии герой выражает свой восторг перед красотой родной земли? Почему он сравнивает хаты с иконами в ризах, дорогих серебряных или золочёных окладах?

№ 2. Вы, наверное, уже замечали, что свои пейзажные картины С. А. Есенин создаёт, используя не только яркие краски, но и звуки. Какие звуки наполняют есенинский пейзаж в стихотворении «Гой ты,, Русь, моя родная…»?

№ 3. Не только цвет, звук, но и запах, аромат родной земли поэтизирует автор стихотворения. Какие запахи участвуют в создании праздничной картины? Почему именно эти запахи выбирает поэт?


Литература Полухина Учебник: ЕсенинЛитература Полухина Учебник: ЕсенинЛитература Полухина Учебник: Есенин


 

Фонохрестоматия
(СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ)

«Я покинул родимый дом…»
1. Обратите внимание на удивительно красивое, плавное звучание стихов. Какие звуки преобладают в этом стихотворении?
2. Каким настроением окрашено стихотворение? Подтвердите свой ответ выразительным чтением.

«Низкий дом с голубыми ставнями…»
1. Отличаются ли интонации стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» от интонаций стихотворения «Я покинул родимый дом…»?
2. В каком стихотворении больше светлой безмятежной грусти? В каком чувства поэта, обострены и картина Родины дана без прикрас, со всей её бедностью и неяркостью? Как это передастся в актерском чтении?
3. Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения? Подготовьтесь к их выразительному чтению, передав чувство любви поэта к Родине.

Размышляем о прочитанном (стр.56)

  1. Прочитайте вслух оба стихотворения о родном доме. Услышали ли вы разницу в звучании стихов, в ритме стихотворений? В каком стихотворении ритм более быстрый, подвижный, динамичный, а в каком — более медленный, размеренный, неторопливый? Как вы думаете, почему?
  2. Какие пейзажные образы помогают поэту сделать зрительно воспринимаемыми воспоминания о матери и отце в стихотворении «Я покинул родимый дом…»?
  3. В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком — более обычной, повседневной, неяркой? Как вы думаете, почему?
  4. Различаются ли чувства поэта к родному краю в этих стихотворениях? Как объясняет поэт свою непроходящую любовь к Родине? Подтвердите свой ответ цитатой из текста стихотворения.
  5. Какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для этого поэта? Как вы понимаете эти слова? Найдите их в тексте стихотворений.
  6. Обратите внимание на способ рифмовки в четверостишиях стихотворений. В каком из стихотворений выдержан один способ рифмовки, а в каком из них сочетаются две разные рифмовки?
  7. Как вы считаете, почему строки:
    Низкий дом с голубыми ставнями,
    Не забыть мне тебя никогда —
    в первом четверостишии оказываются первыми, а в завершающем — последними?
  8. Выучите наизусть одно из стихотворений С. Есенина о родном крае.
  9. Какие произведения С. Есенина вы слышали в стихотворном и песенном исполнении актёров? Какие из них вам запомнились? Почему?
  10. Подготовьте отзыв об актёрском исполнении одного из стихотворений С. Есенина.

ПРОЕКТ
Проведите в классе конкурс на лучшую иллюстрацию к стихотворениям Есенина. Участники этого конкурса выступают с устной защитой своих работ и выразительным чтением стихотворений.


 

Учимся читать выразительно

Элементы интонации.
Главнейшими элементами речевой интонации являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи.

Ударения, выделяющие в потоке речи отдельные опорные слова, называются фразовыми ударениями. Место, количество и сила ударений зависят от многих причин: от содержания мысли, грамматического строения, положения слова во фразе или её отдельной части, различных психологических моментов.

Различаются паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, и паузы психологические, мотивированные переживаниями говорящего.

Мелодике речи — повышениям и понижениям тона голоса — принадлежит едва ли не основная роль. В сочетании с ударениями и паузами мелодика фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их в выражения связной мысли или последовательности мыслей. Мелодика различает повествовательное и вопросительное значение фраз, в значительной мере является выразителем эмоционального состояния говорящего. Наконец, она во многих случаях служит средством образной выразительности речи.
Г. В. Артоболевский

  1. Прочитайте стихотворения С. А. Есенина выразительно вслух. Обратите внимание при чтении на фразовые ударения, паузы и мелодику речи, о которых пишет Г. В. Артоболевский.
  2. Подумайте, как правильно расставить фразовые ударения, определить место паузам, найти верную мелодику, интонацию для каждого стихотворения.
  3. Каких актёров-чтецов вы знаете? Чем запомнилось вам их чтение?

 


Вы смотрели: Литература Полухина Учебник: Есенин С. А. «Гой ты, Русь, моя родная…». «Я покинул родимый дом…». «Низкий дом с голубыми ставнями…». Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе 2023 года (14-е изд).

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

(с) Цитаты из пособия «Литература : 6-й класс : учебник : в 2 частях / В. II. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. — 14-е изд. — Москва : Просвещение» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.