Онлайн читать: Учебник по литературе 6 класс с 2023 года, УМК Полухина Коровина, 14-е изд. Литература XX века. В. Г. Распутин. Уроки доброты. Из истории создания рассказа «Уроки французского». «Уроки французского». Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Литература Полухина Учебник: Распутин В.Г.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Литература 6 класс.
Учебник: В. Г. Распутин.
Литература XX века. Проза отечественных
писателей конца XX — начала XXI века,
в том числе о Великой Отечественной войне.
Валентин Григорьевич Распутин
(1937–2015)
Проверьте себя (стр.105)
- Что такое духовная память, духовный опыт человека? Как вы это понимаете?
- Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
Продолжение текста учебника (Стр.106-135) смотрите в спойлере ниже.
Размышляем о прочитанном (стр.135)
- Чем интересен для вас этот рассказ?
- Осуждает или оправдывает автор своего героя?
- Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
- Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
- Прочитайте приведённые ниже пейзажные зарисовки:
а) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесёнными откуда-то из непогодья слабым попутным ветерком. Небо синело совсем по-летнему, но стало словно бы уже, и солнце заходило рано…»;
б) «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова началась игра, затем спустился по другой стороне холма к ложбинке, затянутой вокруг чёрной крапивой, упал на жёсткую сухую траву и, не сдерживаясь больше, горько, навзрыд заплакал».
Вспомните, какие события в жизни героя произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика? - Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?
- «И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама, учительница, объясняет это своему ученику.
- Почему Лидия Михайловна решилась па игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой рассказчик? Чего он боялся? Как это его характеризовало?
Будьте внимательны к слову
№ 1. Обратите внимание на портреты героев рассказа:
а) «Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного — рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, пария с длинной рыжей чёлкой»;
б) «Перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки».
Какую роль играют эпитеты в создании каждого конкретного портрета?
№ 2. Объясните значение приведённых ниже слов и выражений: «притайка», «не зариться», «ненароком», «так просто не попущусь», «плашмя», «французский скоро тс зубам приберу», «не считово». Подберите к ним синонимы.
Учимся читать выразительно
Подготовьте одну из сцен в рассказе для выразительного чтения (или исполнения в лицах). Подумайте, какие интонации требуются для чтения реплик каждого из героев.
Сделаем выводы
- Когда герой рассказа понял истинный смысл игры, которую придумала учительница?
- Расскажите о герое по следующему примерному плану:
а) Почему мальчик оказался в райцентре?
б) Как он чувствовал себя на новом месте?
в) Почему он не убежал в деревню?
г) Какие отношения сложились у него с товарищами?
д) Почему он ввязался в игру на деньги?
е) Как характеризуют его отношения с учительницей? - Попробуйте самостоятельно составить цитатный план к рассказу о герое. Напишите сочинение «Портрет героя».
- Почему рассказ называется «Уроки французского»?
Литература и другие виды искусства
- Обратите внимание на иллюстрации к рассказу «Уроки французского». Какие эпизоды выбрали художники? Озаглавьте их.
- Рассказ «Уроки французского» иллюстрировали разные художники. Если вы найдёте различные издания книги В. Распутина, то сможете рассмотреть, каким каждый из художников изобразил главного героя. Кто, по-вашему, точнее и глубже раскрывает его характер?
- По рассказу «Уроки французского» режиссёром Евгением Ташковым в 1978 году был поставлен телевизионный фильм. Посмотрите этот фильм. Понравился ли вам главный герой? Таким ли вы его себе представляли? Напишите отзыв на этот фильм.
Фонохрестоматия
(СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ)
«Уроки французского»
- Помогло ли вам чтение актёра более зримо представить героев рассказа?
- Какие черты характера Лидии Михайловны и директора стали для вас понятнее после прослушивания фонозаписи? Почему?
- Подготовьте пересказ событий, описанных в рассказе, от лица Лидии Михайловны, передав её переживания, сомнения, объяснения поступков, которыми она пыталась помочь ученику.
Вы смотрели: Литература Полухина Учебник: Распутин. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе 2023 года (14-е изд).
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.