Литература Полухина Учебник: Самойлов

Онлайн читать: Самойлов Д.С. Учебник по литературе 6 класс с 2023 года, УМК Полухина Коровина, 14-е изд. Литература XX века. Стихотворения отечественных поэтов второй половины XX века. Д. С. Самойлов. «Сороковые», «Выезд». Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Литература Полухина Учебник: Самойлов
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Литература 6 класс.
Учебник: Д. С. Самойлов.

Литература XX века. Стихотворения
отечественных поэтов второй половины XX века.

Давид Самуилович Самойлов
(1920—1990)

Литература Полухина Учебник: СамойловЛитература Полухина Учебник: Самойлов


 

Размышляем о прочитанном (стр.66)

№ 1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д. Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?

№ 2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?

№ 3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)?

№ 4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?

№ 5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.

Фонохрестоматия
(СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ)

«Сороковые»

  1. Прослушайте внимательно первое и последнее четверостишия. Различаются ли они по звучанию, настроению, интонации? Если различаются, то чем? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
  2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть. Постарайтесь передать смену чувств и настроений автора.

Творческое задание
Перечитайте последнее четверостишие. О ком: о себе или о целом поколении — говорит поэт? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.


Литература Полухина Учебник: Самойлов


 

Размышляем о прочитанном (стр.68)

№ 1. В стихотворении воспроизведены яркие детские воспоминания взрослого человека. Что в тексте стихотворения указывает на это?

№ 2. Какие звуки, краски, детали запечатлелись в памяти рассказчика?

№ 3. Прочитайте первое и последнее четверостишия стихотворения. Меняются ли настроения, чувства, которые переданы в начале и в конце стихотворения? Если да, то, как вы думаете, почему?

Творческое задание
Попробуйте описать давно прошедшее яркое событие в вашей жизни, воспроизводя краски, звуки, чувства, ощущения, которые вы пережили во время этого события.


 

Учимся читать выразительно

Художественное чтение и задачи чтеца
Художественное чтение — искусство исполнительское.

У чтецов исключительные возможности выбора репертуара. От «Илиады» и «Слова о полку Игореве» до злободневного газетного фельетона — всё может быть воплощено в художественном слове. Но задача заключается не в том, чтобы «выразительно огласить» литературное произведение. На основе литературного материала чтец должен создать новое художественное произведение, отличающееся от первоисточника (точно так же, как спектакль отличается от пьесы).

Передать слушателям живую мысль в прочувствованных образах искусства, чтобы в определённом направлении воздействовать на аудиторию, — основная задача чтеца-художника. Поэтому исполнение должно быть понятным, впечатляющим и убедительным. Оно должно воздействовать на ум, чувство и волю слушателей; соответственно, в нём должны участвовать разум, чувство и воля исполнителя. Это возможно лишь тогда, когда чтец убеждён в идейной и художественной полноценности литературного материала.

Путём внимательного изучения чтец должен определить все авторские указания, которые заключаются как в содержании, так и в форме произведения. Трактовка темы, образы героев, графическое расположение текста и многое другое следует рассматривать как указания автора, требующие определённого выполнения. Там, где чтец, лишённый трудолюбия, творческой чуткости и фантазии, увидит лишь одну возможность «докладывания текста», чтец-художник найдёт много различных способов интерпретации произведения и выберет из них тот, который наиболее близок его индивидуальности. Вследствие этого интерпретация одного и того же произведения будет различной у разных исполнителей.

Чтобы воплотить в звучащем слове любое литературное произведение, исполнителю-чтецу, помимо природной одарённости, необходимы общая культура, положительные знания, профессиональная оснащённость.
Исполняемое произведение, прежде всего, надо любить, сжиться с ним.

Умение проанализировать произведение, умение чётко поставить перед собой действенную задачу, умение подчинить этой задаче все художественные средства — вот фундамент правдивого исполнения.
Г. В. Артоболевский

Проверьте себя (стр.69)

Что необходимо помнить, по мнению известного чтеца Г. В. Артоболевского, перед чтением стихотворений вслух? На что надо обратить внимание в процессе подготовки художественного чтения литературного произведения?

 


Вы смотрели: Литература Полухина Учебник: Самойлов. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе 2023 года (14-е изд).

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

(с) Цитаты из пособия «Литература : 6-й класс : учебник : в 2 частях / В. II. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин ; под ред. В. Я. Коровиной. — 14-е изд. — Москва : Просвещение» использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.