6-й класс Биология Пасечник Линейный курс §1 «Разнообразие, распространение, значение растений» из учебника «Биология. Покрытосеменные растения. 6 класс» (Дрофа, «синий» учебник). Цитаты из учебного пособия 2021 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
Глава 1. Растение — живой организм
Мир живых организмов очень многообразен. Чтобы понять, как они живут, т. е. как растут, питаются, размножаются, необходимо изучить их строение.
Из этой главы вы узнаете
■ о строении клетки растений и протекающих в ней жизненно важных процессах;
■ о видах тканей растений, из которых состоят их органы;
■ о строении тела покрытосеменных растений.
Вы научитесь
■ готовить микропрепараты;
■ пользоваться лупой и микроскопом;
■ находить основные части растительной клетки на микропрепарате, в таблице;
■ схематически изображать строение клетки;
■ распознавать ткани растений; описывать строение растений, цветущих осенью.
§ 1. Разнообразие, распространение,
значение растений
- Какие растения вы знаете?
- Где обитают растения?
- Как человек использует растения?
Разнообразие растений.
Растения невероятно разнообразны (рис. 1). Есть среди них и микроскопические водоросли, и огромные деревья, возвышающиеся над землёй более чем на 100 м (рис. 2).
Различна также продолжительность их жизни. Можно встретить дубы, которым более тысячи лет. Но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней. Большинство растений обладают зелёной окраской (рис. 3), но некоторые не имеют её, например заразиха (рис. 4).
Где встречаются растения.
Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения. Растения могут встречаться везде, куда проникает солнечный свет. Множество растении живёт на суше и в водах морей, океанов, озёр, рек. Велико многообразие растений в тропических, субтропических и умеренных климатических зонах Земли, но и в холодных зонах тундры и арктических пустынь вы поразитесь разнообразию растений в летний период.
Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.
Значение растений в природе.
Растения — важнейшие компоненты живой природы. Они являются основным источником органических веществ и кислорода на нашей планете. Благодаря растениям возникла современная атмосфера. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители животного мира, которые питаются растениями.
Значение растений в жизни человека. Растения играют огромную роль в жизни человека. Помимо того, что они являются источником кислорода, необходимого для дыхания, они употребляются человеком в пищу. Растения используются как сырьё на предприятиях пищевой, лесохимической, целлюлозно-бумажной, текстильной, фармацевтической и других отраслей промышленности. Из них получают продукты питания, лекарства, бумагу, ткани, стройматериалы и многое другое.
Трудно перечислить всё, что получает человек от растений. Но растения ценны не только тем, что дают пищу и сырьё. Они украшают нашу жизнь, приносят радость.
Древний человек искал и собирал дикие съедобные и лекарственные растения (рис. 5). С переходом к оседлому образу жизни человек стал выращивать злаковые, плодово-ягодные, лекарственные, кормовые и технические культуры. Развитие земледелия потребовало новых знаний об отношении растений к среде, о свойствах различных культур и их сортов, о том, как следует обрабатывать почву и ухаживать за ней, чтобы получить хорошие урожаи, и т. и.
Учёные выводят новые высокоурожайные и устойчивые к болезням сорта культурных растений. Это помогает обеспечить население достаточным количеством разнообразных пищевых продуктов.
Вы знаете, что без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с лица Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить, а во многих регионах Земли воссоздать благоприятные для жизни растений природные условия одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы разносторонние знания о растениях.
Что изучает ботаника.
Ботаника (от греческого слова «ботанэ» — зелень, трава, растение) наука о растениях. Она изучает их жизнь, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом.
Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы — низшие и высшие.
Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греческого слова «таллос» — зелёная ветвь). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, они не имеют сложного тканевого строения. К низшим растениям относят водоросли (см. рис. 1).
У высших растений тело расчленено на органы — листостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые построены из различных тканей.
Высшие растения содержат две большие группы: споровые и семенные растения.
Высшие споровые растения — это мхи, хвощи, плауны и папоротники, которые размножаются с помощью спор (см. рис. 1).
К семенным относят голосеменные растения (у которых семена образуются не в плодах, а на чешуях шишек) и покрытосеменные (у которых семена образуются в плодах) (см. рис. 1).
Ботаника представляет собой комплекс взаимосвязанных самостоятельных дисциплин. Например, морфология растении занимается изучением их внешнего строения и процессом формирования органов. Анатомия растении изучает внутреннее строение органов и тканей растительных организмов. Физиология растении рассматривает процессы жизнедеятельности, происходящие в растительном организме. Систематика разрабатывает научную классификацию растений, выявляет их родственные отношения. География растении изучает закономерности и причины распределения растений и их сообществ на земном шаре. Экология растении изучает их взаимосвязи с другими живыми организмами и неживой природой. Палеоботаника наука о вымерших ископаемых растениях. Современный этап развития ботаники характеризуется развитием её прикладных отраслей, которые лежат в основе растениеводства, лесного хозяйства, пищевой промышленности и др.
Ключевые слова параграфа 1: БОТАНИКА. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ. ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ. СЛОЕВИЩЕ. ТАЛЛОМ. ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ. ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ. МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ.
Вопросы на стр.14
- Что изучает ботаника?
- Какое значение имеют растения в природе?
- Какое значение имеют растения в жизни человека?
- Почему нужно охранять растения?
- Какое участие ученики вашей школы принимают в работе по охра не природы?
- В чём отличие низших растений от высших?
Подумайте
Почему без растений жизнь на нашей планете будет невозможна?
Задания
1. Подготовьте рассказ о многообразии и среде обитания растений вашего региона.
2. Выясните, какие растения в вашем районе, области подлежат охране. Что делается для охраны этих растений?
3. Какие растения используют в озеленении вашего микрорайона, посёлка, села? Какие из них в какой период наиболее декоративны?
Знаете ли вы, что…
• Более 500 видов растений, нуждающихся в охране, занесены в Красную книгу Российской Федерации.
• В настоящее время человек выращивает около 2 тыс. видов культурных растений, наибольшие площади занимают такие ценные культуры, как пшеница, рис, кукуруза, картофель и др.
Вы смотрели: Биология Пасечник Линейный курс §1 учебника «Разнообразие, распространение, значение растений» (Дрофа, «синий» учебник). Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника