Вопросы и ответы к §17 (§18 — до 2023 года) «Как происходило объединение Франции» учебника Агибаловой, Донского «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс». Методические рекомендации для проверки знаний после изучения.
План параграфа: 1. Кто был заинтересован в объединении Франции. 2. Первые успехи объединения. 3. Филипп IV Красивый и Генеральные штаты.
Понятия и термины: Денежный оброк, сословная монархия, Генеральные штаты.
Основная дата: 1302 г. — первые Генеральные штаты во Франции.
Имена: Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый.
Как происходило объединение Франции
Тема урока является важной для понимания основополагающих процессов, которые будут изучаться на следующих уроках. Трудность восприятия материала для шестиклассников состоит в том, что из-за объёмного фактического материала по истории Франции у учеников может не сформироваться представление о самом процессе объединения Франции. Приступая к изучению процесса объединения Франции, целесообразно рассказать о слабости власти французских королей династии Капетингов в период феодальной раздробленности.
Организуется беседа, в ходе которой школьники могут самостоятельно предположить, какие слои населения Франции были заинтересованы в усилении королевской власти, на кого могли опереться французские короли в борьбе с крупными феодалами. Предлагаем ученикам найти на карте «Франция в XI—XII вв.» учебника домен французских королей в начале XII в. Отмечаем, что самому королю не всегда безопасно было проехать из Парижа, например, в Орлеан. Королю приходилось путешествовать по своим владениям не иначе как с охраной, с сильным конвоем. Как вы думаете, кто угрожал безопасности короля? Какие слои населения раздробленной Франции так же, как и король, страдали от произвола и притеснений крупных феодалов? Какие трудности и опасности были сопряжены с занятием торговлей в Средние века? Почему горожане боролись против власти сеньоров? Какие формы принимала эта борьба? Кому было выгодно поддержать горожан в борьбе против крупных феодалов? В чём проявлялась власть феодала над зависимыми крестьянами? Как вы думаете, что могли выбрать зависимые крестьяне: суд своего феодала или королевский суд? Почему вы так считаете?
Шестиклассники способны назвать сопряжённые с торговлей трудности, существовавшие в условиях феодальной раздробленности (купцы вынуждены были нанимать охрану, действовало правило «Что с возу упало, то пропало», взимались многочисленные пошлины). Борьба городов с сеньорами делала горожан союзниками королевской власти, заинтересованной в ослаблении положения герцогов и графов. Ученики могут предположить, что королевский суд был выгоден крестьянам, так как он ослаблял их зависимость от феодала. Следует в процессе обсуждения поставленной проблемы добиться, чтобы дети назвали основные повинности крестьян, и акцентировать их внимание на постепенной замене натурального оброка на денежный. Вывод, который очевиден из ответов учащихся: бюргерство, мелкие и средние рыцари, крестьяне стали опорой королевской власти в объединении Франции, укреплении центральной власти. Необходимо отметить, что противниками объединения Франции, помимо крупных феодалов, были английские короли, владевшие западной частью страны.
Продолжая беседу, учитель сообщает шестиклассникам о том, что изменилось во Франции к концу XIII в.: королевская власть распространялась на значительную территорию Франции, в стране складывался единый порядок управления, сбора налогов, королевского суда. Население подчинялось власти короля, его законам. Могущество крупных феодалов было ослаблено. Далее даётся характеристика деятельности Филиппа II Августа, Людовика IX Святого, Филиппа IV Красивого в объёме учебника. Систематизировать материал параграфа о деятельности французских королей в XIII в. поможет таблица задания 6 в рубрике «Проверьте себя».
Личность Филиппа IV Красивого наиболее яркая и противоречивая. Для оценки его деятельности предлагаем ученикам ответить на вопрос 4 рубрики «Подумайте». Дополнить сведения учебника о деятельности короля Филиппа II Августа поможет выполнение школьниками задания 2 к этому § рабочей тетради. Далее можно предложить учащимся познавательное задание: легенды утверждают, что Людовик IX часто выходил из своего дворца и, усевшись под высоким деревом, выслушивал просьбы любого, кто нуждался в королевском правосудии. Как вы думаете, какая деятельность короля послужила основой этой легенды?
Вопросы и ответы по изучаемой теме
№ 1. Наряду с духовенством и бюргерством в Генеральных штатах принимали участие
1) дворяне, 2) зависимые крестьяне, 3) правители дружественных государств.
ОТВЕТ: 1.
№ 2. «Королём–фальшивомонетчиком» подданные прозвали
1) Филиппа II Августа
2) Людовика IX Святого
3) Филиппа IV Красивого.
ОТВЕТ: 3.
№ 3. Значительная часть территории Франции в XII веке принадлежала
1) германскому императору
2) английскому королю
3) польскому князю.
ОТВЕТ: 2.
№ 4. Что свидетельствовало об укреплении королевской власти при Людовике IX Святом?
1) королевские законы действовали на всей территории страны
2) наличие у короля военных отрядов
3) земельное владение короля – домен.
ОТВЕТ: 1.
№ 5. Генеральные штаты во Франции впервые были созваны в
1) 1226 году, 2) 1302 году, 3) 1378 году.
ОТВЕТ: 2.
№ 6. Назовите три слоя населения Франции из перечисленных, которые поддерживали объединение страны. Запишите цифры, под которыми они указаны, в строку ответов.
1) крупные феодалы
2) горожане
3) лично свободные крестьяне
4) рыцари
5) аристократы.
ОТВЕТ: 234.
№ 7. Государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий, называется
1) абсолютной монархией
2) сословной монархией
3) республикой.
ОТВЕТ: 2.
№ 8. Выражение «Авиньонское пленение» связано с
1) отношениями римских пап и французских королей
2) захватом пленных во время междоусобных войн
3) конфликтом между французским и английским королями из–за земель во Франции.
ОТВЕТ: 1.
№ 9. Стремление найти деньги привело Филиппа IV к конфликту с Орденом
1) францисканцев
2) госпитальеров
3) тамплиеров.
ОТВЕТ: 3.
№ 10. Кто из названных королей Франции правил раньше?
1) Филипп IV Красивый
2) Филипп II Август
3) Людовик IX Святой.
ОТВЕТ: 2.
№ 11. С какой целью король созывал Генеральные штаты?
1) объявить войну
2) раздать земли подданным за службу
3) ввести новые налоги.
ОТВЕТ: 3.
№ 12. Какие три события из перечисленных произошли в правление Филиппа IV Красивого во Франции? Запишите цифры, под которыми они указаны, в строку ответов.
1) присоединение Шампани и Наварры
2) присоединение графства Тулузского
3) введение «40 дней короля»
4) порча королевской монеты
5) конфликт короля и папы Бонифация VIII
ОТВЕТ: 145.
№ 13. Кто был противником объединения Франции? Выберите два правильных ответа.
A) Городские слои населения.
Б) Вассалы вассалов короля — средние и мелкие феодалы.
B) Вассалы короля — крупные феодалы: герцоги и графы.
Г) Священники городских церквей.
Д) Английский король.
Вы смотрели: Вопросы и ответы к §17 (§18 — до 2023 года) «Как происходило объединение Франции» учебника Агибаловой, Донского «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс».