Всеобщая история Госучебник §14

6 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 14. Западноевропейская культура в XI—XIV вв.» (параграф 14, страницы 126 ─ 136). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §14 (2025 год) для 6 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Всеобщая история.
§ 14. Западноевропейская культура в XI—XIV вв.

❓ Какие новые черты появились в западноевропейской культуре XI— XIV вв.?
Кёльнский собор. Современный вид
🔎 • готика • схоластика • романский стиль • университет
👤 • Пьер Абеляр • Роджер Бэкон • Фома Аквинский
МИР
• 1088 г. — основание Болонского университета
• 1122 г. — сооружение собора в Сен-Дени (ныне пригород Парижа), первого здания в готическом стиле
РОССИЯ
• 1051 г. — основание Киево-Печерского монастыря
• 1194—1197 гг. — строительство Дмитриевского собора во Владимире

1. Архитектура и искусство.

Центром культурной жизни средневекового города или крупного феодального поместья был храм. Всё в этом здании должно было наводить неграмотных прихожан на мысль о величии Бога и скором наступлении его царствия. В храме звучала музыка и хор, которые должны были создавать атмосферу торжественности и символизировать пение ангелов в раю. Стены здания украшали мозаики и фрески с сюжетами на библейские темы, деревянные распятия и иконы. Храм должен был казаться островком небесного мира на земле.

Храмы строились в основном из камня по строгим правилам, т. е. в определённом архитектурном стиле. В XI—XII вв. в архитектуре преобладал романский (от лат. «римский») стиль. При строительстве зданий мастера использовали элементы архитектуры Древнего Рима: круглые арки, колонны, бочкообразные своды. Массивные стены таких строений прорезали узкие окна. Наиболее яркие образцы романского стиля — это храмы и монастыри. С высоты птичьего полёта романский храм напоминал крест, центр которого накрывал купол.

В XII в. получили распространение новые технологии, изменившие правила церковного строительства. В архитектуре появились новые элементы: высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, стрельчатые арки, тонкие колонны, ажурная каменная резьба.

Новый архитектурный стиль получил название готический или готика (от названия германских племён — готов). Основным образцом готики стал городской собор.

Архитектура влияла на развитие скульптуры, живописи, так как внутренние помещения соборов и храмов украшали скульптуры святых, королей, фантастических персонажей, живопись на библейские сюжеты.

Одно из первых сооружений, созданных в готическом стиле, — храм в Сен-Дени, заложенный в 1122 г.

Витражи Шартрского собора. XIII в. Франция. Современный вид
Стены готических соборов прорезало большое количество огромных окон с многоцветными витражами из разноцветных стёкол. Здания выглядели лёгкими и прозрачными, создавая впечатление, что они тянутся вверх, к небесам.

Всеобщая история Госучебник §14
❓ Рассмотрите иллюстрации и определите архитектурный стиль каждого здания.

В готическом стиле строили рыцарские и королевские замки, ратуши — здания городских советов, торговые ряды и т. п. Возведение таких нарядных и сложных в строительстве зданий требовало большого мастерства и огромных денег, поэтому возведение каждого здания, как правило, занимало много лет.

❓ Какие здания из камня возводились в Средние века? Какие из них имели особое значение?

2. Литература.

Литература зрелого Средневековья носила сословный характер. Произведения представителей духовенства пронизывали идеи христианства. В основном это были религиозные трактаты и поучения, жития святых и т. п. Их создавали с целью научить мирян жить по заповедям, данным Богом.

Сборник средневековых стихов и песен. XV в.
❓ Рассмотрите форму книги и определите, войне или любви были посвящены помещённые в ней произведения. Почему вы так думаете?

Основными темами творчества придворных поэтов-трубадуров были радости жизни, воинские подвиги и любовь к Прекрасной даме. Такие произведения имели большую популярность в рыцарской среде. Благодаря трубадурам слово «рыцарь» приобрело собирательное значение — человек «без страха и упрёка», учтивый кавалер и бесстрашный воин одновременно.

Знать предпочитала читать рыцарские романы. Эти произведения создавались на основе народных легенд о деяниях и подвигах. Например, «История королей Британии» рассказывает о жизни и борьбе с врагами легендарного короля бриттов Артура и рыцарей Круглого стола. Король Артур предстаёт как образец доблести и благородства. Французская легенда о Тристане и Изольде повествует о любви рыцаря к жене своего сеньора. Она завершается трагической гибелью главных героев.

Средневековая иллюстрация к «Роману о Лисе»
Средневековая иллюстрация к «Роману о Лисе»
В состоящем из коротких рассказов «Романе о Лисе» мир людей представлен через мир животных. Главный герой — Лис Ренар — оставляет в дураках жадных и глупых Волка, Осла и Льва, в образах которых легко угадываются феодал, священник и даже король.
❓ В каком образе предстаёт Лис на иллюстрации? Предположите, чем может закончиться изображённая сцена.

С рыцарскими романами схож героический эпос, в основе которого лежали сказания о великих воинах прошлого, передававшиеся из уст в уста. Таковы, например, «Песнь о Роланде» и «Песнь о моём Сиде». В этих произведениях реальные исторические события переплетались с вымыслом.

Популярными жанрами городской литературы были новеллы, рассказы и басни. В них высмеивались жадность священников, грубость и произвол феодалов.

Сатирические песни и стихи, воспевавшие радости вольной жизни, сочиняли и исполняли ваганты — странствующие студенты. Популярными в народе были и другие бродяги — жонглёры. Так называли поэтов, музыкантов и артистов, которые развлекали людей песнями, шуточными стихами, несложными фокусами и представлениями с участием дрессированных животных.

Поэты из крестьянской среды воспевали труд как высшую добродетель. Положительным героем народных сказаний мог стать даже разбойник, если он боролся за правду и защищал угнетённых. Таким предстаёт герой английских баллад Робин Гуд из Шервудского леса.

❓ 1. Какие жанры представляли литературу зрелого Средневековья? 2. Кто создавал произведения литературы зрелого Средневековья?

3. Средневековое образование.

В зрелое Средневековье знание чтения, письма и счёта, которое давали в школах при церквях, стало недостаточным. С развитием городов увеличивалось и количество школ.

В них преподавали «семь свободных искусств». Три первых искусства («тривиум») включали грамматику, риторику и диалектику. Это были «искусства речи». Овладевший ими мог читать и писать по-латыни, произносить проповеди, логично рассуждать и спорить с противниками веры. Вторая ступень образования называлась «квадривиум» или «искусство чисел». В «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Учащийся осваивал математические действия, учился ориентироваться в пространстве, вычислять церковные праздники и понимать суть духовной музыки.

Желающие получить знания странствовали по всей Европе в поисках людей, известных своей учёностью. В ряде европейских стран группы учителей стали объединяться в центры обучения — университеты. В 1088 г. был основан первый университет в итальянском городе Болонья. Позднее возникли и другие: Оксфорд (Англия), Парижский университет (Франция), университет в Саламанке (Испании) и др. К XV в. в Европе действовало более 60 университетов.

Университет делился на факультеты, которые возглавляли деканы. Факультетов обычно было четыре: студент, закончив подготовительный, факультет, мог поступить на один из старших: богословский, юридический или медицинский. Обучение проводилось на латыни и было платным.

Рис. «Астрономия и Птолемей».
Рис. «Астрономия и Птолемей».
❓ Какое из «семи свободных искусств» изобразил средневековый художник? Обоснуйте свой ответ.

Университеты обладали самостоятельностью: они имели право выбирать руководителей (ректора и деканов), определять состав преподавателей, присуждать учёные степени и даже судить своих студентов и сотрудников.

Занятия в Университете Болоньи. Миниатюра. XIV в.
Основной формой обучения была лекция. Во время её проведения учащиеся слушали чтение преподавателем определённой книги с объяснением непонятных мест.

Любопытные детали. Средневековые книги создавались на листах пергамена — специально выделанной кожи. На одну книгу могло уйти несколько сотен шкур животных — целое стадо. Книги были рукописными, поэтому создавались долго и стоили очень дорого. Для того чтобы их не украли из монастырской или университетской библиотеки, в угол обложки вставляли железное кольцо, к которому прикрепляли цепь. Длина цепи позволяла снять фолиант с полки и прочитать. В начале или конце книги содержалось охранное проклятие, например, такое: «Для того, кто украдёт эту книгу из этой библиотеки, пусть она обернётся змеёй в его руке. И пусть книжные черви пожрут его внутренности».

Другими формами занятий были репетиции и диспуты. Репетиции проходили в виде ответов ученика на вопросы учителя. Диспуты представляли собой словесные турниры между учениками. На таких занятиях студенты учились отстаивать своё мнение и взгляды, опровергать аргументы противника, демонстрировали свои знания.

❓ 1. Какие дисциплины входили в «семь свободных искусств»? 2. Какие формы занятий существовали в университетах?

4. Схоластика и развитие научных знаний.

Изучение «семи свободных искусств» предполагало чтение трудов античных учёных. Риторике учились по речам Цицерона, диалектике — по трудам Аристотеля, астрономии и геометрии — по трактатам Птолемея, Евклида и Пифагора.

Из университетских занятий родилась схоластика (от греч. «схоле» — школа) — особый научный метод. Схоласты путём логических рассуждений, подкреплённых отрывками из Библии, произведений великих богословов прошлого и трудов авторитетных учёных, должны были убедить сомневающихся в правоте учения Церкви.

Пьер Абеляр. Средневековая миниатюра
В книге «Да и нет» Абеляр привлёк внимание к противоречиям между Библией и трудами Отцов Церкви. Он предложил опираться в вопросах веры на Писание, разум и умение логично рассуждать. Взгляды мыслителя были осуждены Церковью, трактаты сожжены, а сам он удалился в монастырь.

Известным схоластом был Пьер Абеляр (1079— 1142). Он считал, что вера должна опираться на свободное мышление, разум и логику.

Расцвет схоластики связывают с именем преподавателя Парижского университета, доминиканского монаха Фомы Аквинского (ок. 1225—1274), прозванного «ангельским доктором». В данном случае слово «доктор» употреблялось не в значении «врач», а в значении «учёный». Создавая свои книги, он использовал не только сочинения деятелей Церкви, но и труды античных философов, прежде всего Аристотеля. Фома примирил веру и разум, показал, что с помощью разума можно объяснить многие загадки или сложности устройства мира. Но не все тайны созданного Богом мира человек может постичь. Необъяснимое как раз и является доказательством величия Бога, в которого нужно просто верить.

Всеобщая история Госучебник §14
❓ Рассмотрите иллюстрации. Какие особенности предпочитаемых учёными-богословами способов научного познания мира художники изобразили на их портретах?

Лекции в Оксфордском и Парижском университетах читал и монах-францисканец англичанин Роджер Бэкон (ок. 1214— 1292). Он утверждал, что для постижения истины необходимы не только знания, полученные из книг, но и эксперименты. Научные трактаты Бэкона содержат разнообразный материал: описание химических и физических опытов, устройство очков, телескопа и т. п. Современники прозвали Бэкона «удивительный доктор», но Церковь с подозрением отнеслась к его учению. Обвинённый в ереси и занятиях чёрной магией, Бэкон много лет провёл под арестом.

Роджер Бэкон увлекался также алхимией. Целью алхимиков был поиск «философского камня» — вещества, способного превращать любой металл в золото, а воду — в напиток бессмертия. Поиски «философского камня» будоражили умы средневековых королей и феодалов. Они не жалели денег на эксперименты алхимиков. «Философский камень» так и не был создан. Однако, смешивая различные вещества, средневековые учёные узнали секреты приготовления красок и лаков, научились получать сплавы металлов, изготавливать некоторые лекарства.

❓ 1. Назовите наиболее известных западноевропейских учёных. 2. В чём выразилась практическая польза от поиска «философского камня»?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Период зрелого Средневековья характеризуется расцветом культуры, в которой нашли отражение те процессы, которые происходили в западноевропейском обществе.

Вопросы и задания (стр. 153)

  1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа и определите, в каком стиле построен Кёльнский собор. Свой ответ аргументируйте.
  2. Назовите характерные признаки романского и готического архитектурных стилей.
  3. Какие ступени обучения существовали в средневековом университете?
  4. * Чем различаются методы схоластики и современной науки?
  5. Заполните таблицу «Развитие литературы в XI—XIV вв.».
Группа обществаОсновные темы создаваемых литературных произведений
Духовенство
Дворянство
Горожане
Крестьяне

Работаем с источником
Прочитайте отрывок из статьи писателя М. Горького. Ответьте на вопросы.

Робин Гуд жил в конце XII в., приблизительно в 1180—1200 гг., в Англии, в огромном лесу Тир-Вуд графства Норк. В то время в Тирвудском [Шервудском] лесу укрывались остатки старинного населения Англии — саксы, только что побеждённые норманнами, выходцами из Франции.

Эти остатки свободолюбивого народа, не желая подчиняться жестокой власти завоевателей, чуждым обычаям и законам, жили в лесу, сохраняя военную организацию, отличавшую их от простых разбойников больших дорог, нападая только на богатых норманн, на их дворянство, судей, священников и монахов.

Народные баллады рисуют Робин Гуда неутомимым врагом угнетателей норманнов, любимцем поселян, защитником бедняков, человеком, близким всякому, кто нуждался в его помощи. И в благодарность за это поэтическое чувство народа сделало из простого, может быть, разбойника героя, почти равного святому.

❓ В какую эпоху, по мнению писателя, жил исторический Робин Гуд? Кем он являлся? Чем образ Робина Гуда в народных балладах отличался от реального?

Работаем с понятиями
1. Расположите термины по степени повышения их значимости: «студент», «декан», «ректор», «преподаватель». Назовите слово, которое объединяет все эти понятия.
2. Найдите лишнее понятие: грамматика, музыка, риторика, диалектика. Объясните свой ответ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 6 класса § 14. Западноевропейская культура в XI—XIV вв.. Код материалов: Всеобщая история Госучебник §14. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 6 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Похожие записи

Комментарии

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.