Всеобщая история Госучебник §16-17

6 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 16─17. Китай и Япония в Средние века. » (параграф 16, страницы 148 ─ 158). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §16 (2025 год) для 6 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

§ 16─17. Китай и Япония в Средние века.

❓ Почему Япония в определённый период времени стремилась быть похожей именно на Китай?
Крестьяне за работой. Китайская средневековая фреска
🔎 • Поднебесная империя • самурай • сёгун • синтоизм
👤 • Такаудзи Асикага • Хубилай • Чжэн Хэ • Чжу Юаньчжан
МИР
• 618 г. — начало правления династии Тан в Китае
• 1192 г. — установление власти сёгунов в Японии
• 1279 г. — завоевание Китая монголами
• 1368 г. — свержение власти монголов, начало правления династии Мин в Китае
РОССИЯ
• 650 г. — образование Хазарского каганата
• 1199 г. — объединение Галицкого и Волынского княжеств под властью Романа Великого
• 1276 г. — начало правления Даниила Александровича в Московском княжестве
• 1380 г. — победа русских над ордынцами на Куликовом поле

1. Хозяйство и общество средневекового Китая.

С глубокой древности в Восточной Азии существовала китайская цивилизация. Занятием большинства китайцев было земледелие. За долгие века китайцы благоустроили свою страну.

Трудолюбивые крестьяне обрабатывали и засевали каждый доступный участок пашни, выращивали рис, апельсины и мандарины, чай и сахарный тростник, разводили разнообразный скот. За пользование земельными наделами крестьяне платили налоги как деньгами, так и выращенной продукцией. В мирные годы крестьянам удавалось прокормить не только себя, но и многочисленное население китайских городов, большую армию и чиновничий аппарат. Обязанностью земледельцев было выполнение общественных работ — строительство укреплений, возведение дорог, ремонт старых и рытьё новых каналов.

Так же, как и крестьяне, деньгами и своими изделиями платили налоги ремесленники. Их продукция — фарфоровые вазы, покрытые лаком шкатулки, шёлковые ткани, ювелирные украшения, изделия из сплавов разных металлов — славилась далеко за пределами Китая.

Свою страну китайцы называли «Поднебесной империей», управляемой императором — сыном Неба, получавшим трон от богов. Китайский император обладал неограниченной властью и руководил страной, опираясь на чиновников и армию. За службу им предоставляли землю, с которой они получали доход.

Стать чиновником в Китае мог каждый образованный человек. Для этого нужно было сдать специальный экзамен. Чем выше была должность, тем сложнее испытание.

Фарфоровая ваза. XIV в.
Изготовление фарфора, как и шёлка, было государственной тайной Китая. За раскрытие секрета иностранцам виновному грозила смертная казнь. Попытки открыть секрет предпринимались европейцами в течение почти двух столетий, но создать собственный фарфор им удалось только в начале XVIII в.
Создателем русского фарфора стал сподвижник М. В. Ломоносова Д. И. Виноградов. В конце 1740-х гг. он возглавил мануфактуру в Санкт-Петербурге, которая со временем стала Императорским фарфоровым заводом. В наши дни завод является одним из старейших в Европе и крупнейшим в России предприятием по производству художественных фарфоровых изделий.

Подробнее. Система экзаменов имела три уровня (уездный, провинциальный и столичный). Каждый успешно пройденный уровень закреплял за кандидатом определённую учёную степень. Прохождение первого уровня не давало права занимать чиновничий пост, но его обладатель получал определённые привилегии — например, мог работать учителем. На втором уровне предстояло написать несколько сочинений по книгам Конфуция и других классиков, причём одно из них — в стихах. Также проверялось понимание государственного устройства, знание географии и истории. Экзамен на высшую учёную степень проводился в Пекине (столице Китая), часто в присутствии императора. На прохождение испытания отводилось три дня. Кандидатов запирали в одиночестве в небольших помещениях и давали задания на пронумерованных листах, строго следя, чтобы они не могли ничего списать. Успешное прохождение всех уровней экзамена обеспечивало кандидату должность в корпусе высших чиновников.

К экзамену допускался любой свободный человек, но поскольку образованных людей среди простолюдинов было мало, то претендовать на высокие должности могли в основном состоятельные китайцы. Простолюдины тоже имели шанс, но иногда на то, чтобы один талантливый молодой человек выучился на чиновника, деньги собирала вся его деревня.

Существование системы экзаменов на чин ослабляло влияние наследственной знати и укрепляло власть императора, ведь претенденты должны были доказывать своё право занимать высокое положение.

❓ 1. Какие сельскохозяйственные культуры выращивали китайские земледельцы? Чем были знамениты китайские ремесленники? 2. Каким образом формировался государственный аппарат в Китае?

2. Китайское государство и его соседи.

Китайское государство было очень устойчивым. После любых смут и потрясений система управления неизменно восстанавливалась. В раннее Средневековье Китай раздирали междоусобные войны. Страна была разделена. Представители знати и военачальники были экономически независимы от центральной власти. Наконец один из полководцев в начале VII в. захватил столицу и провозгласил начало правления династии Тан.

Правление династии Тан было временем расцвета средневекового Китая. В этот период началось строительство Великого канала, соединившего юг и север страны. Возводились новые речные дамбы и участки Великой Китайской стены. Были совершены успешные военные походы на север.

Однако череда побед сменилась периодом поражений. Военные неудачи и непомерные налоги настроили против династии Тан чиновников, воинов и крестьян. После стихийных бедствий — наводнений и неурожаев — по стране поползли слухи, что Тан прогневали небеса и утратили право на трон.

В XII в. в Китай вторглись захватчики — чжурчжэни, оккупировавшие север страны, а спустя век на страну обрушились монголы. В 1279 г. внук Чингисхана хан Хубилай подчинил себе всю империю. Китайцы были изгнаны со всех государственных постов, им запретили иметь оружие.

Китайцы ненавидели монгольских захватчиков. В 1351 г. в стране началось восстание. Отличительным признаком противников монголов стали красные повязки. Восставшие изгнали потомков Чингисхана из страны. В 1368 г. предводитель восставших Чжу Юаньчжан, крестьянин по происхождению, объявил себя императором и основал новую династию Мин. Ему удалось укрепить государство и защитить его границы. В стране стали возрождаться земледелие, ремесло и торговля.

В конце IX в. на северо-востоке страны вспыхнуло крестьянское восстание. Противники императора разгромили его войска и низвергли династию с трона. Единство Китая после длительных междоусобных войн было восстановлено только в середине X в. Но власть императоров из новой династии Сун оказалась слабой. Этим и воспользовались враги Поднебесной.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Чжэн Хэ
В 1405 г. по приказу императора из династии Мин в дальние страны было направлено морское посольство. Возглавил экспедицию адмирал Чжэн Хэ, человек образованный и чрезвычайно преданный императору. На китайский флот, состоявший из 250 кораблей, возлагалась особая миссия. Он должен был доставить правителям держав, омываемых Индийским океаном, письма императора и его щедрые подарки. Предполагается, что не последнюю роль в решении назначить Чжэн Хэ адмиралом морского посольства сыграло то, что он исповедовал ислам, поскольку в ходе экспедиций было запланировано посетить места, где ислам был одной из господствующих религий. Под руководством Чжэн Хэ было совершено 7 экспедиций, в ходе которых китайцы достигли южных берегов Индии, Персидского залива и Восточной Африки. Были установлены торговые и дипломатические отношения со многими странами. Но значительные средства, потраченные на эти путешествия, вызвали недовольство китайской знати. Смерть флотоводца, которому покровительствовал император, и большие затраты на проведение плаваний привели к тому, что экспедиции больше не возобновлялись, а корабли были разобраны.

Хубилай-хан расплачивается с купцом. Миниатюра из «Книги чудес света». XV в.

Любопытные детали. В период правления Хубилая Китай посетил венецианский купец Марко Поло (1254—1324). Прожив в стране несколько лет, Марко вернулся на родину, где по мотивам его рассказов была издана «Книга чудес света». Современники с недоверием отнеслись к его историям о Китае, Индии и Японии, потому что не имели и не видели всего того, что он описывал: бумажные деньги, «чёрные камни, которые горят» (каменный уголь), экзотических животных, растения и т. п.

❓ 1. Перечислите известные вам императорские династии Китая. 2. Чем было вызвано восстание «красных повязок»? Каковы были его результаты? 3. Покажите на карте 13 (см. Приложение), как менялись границы Китая в разные исторические периоды. В какой период империя занимала самую значительную территорию? С кем китайцы вели морскую и сухопутную торговлю?

3. Средневековая Япония.

К востоку от Китая на островах, омываемых водами Тихого океана, расположена Япония. Природа не баловала жителей островов — морские бури, ураганы, наводнения и землетрясения нередко уничтожали урожай и стирали с лица земли целые поселения. Но жизнь вновь возрождалась в этих местах.

С давних времён на территории Японии существовали племенные союзы. В середине IV в. один из вождей племени Ямато, живший на острове Хонсю, объединил все японские племена под своей властью. Так возникло единое государство.

Подробнее. Японцы считали, что императорская власть имеет божественное происхождение. Легенды гласят, что предком императорского рода был внук богини солнца Аматэрасу. Он сошёл с неба и принял управление государством, получив три дара: зеркало как символ божественности, меч как элемент могущества и яшму как знак верности подданных. Три названных предмета до сих пор остаются эмблемами императорского дома Японии.

Правители Японии стремились устроить своё управление по примеру более развитого Китая. Глава государства, который именовался императором, управлял страной, опираясь на Государственный совет и многочисленных чиновников. Для более эффективного управления страна была разделена на провинции и уезды во главе с губернаторами и уездными начальниками. Чиновники получали за свою службу земельные владения, а население было обязано платить налоги и отрабатывать повинности.

Самурай. Рисунок. XIV в.
Большинство самураев были вассалами местных правителей. Они часто не имели земли, получая жалованье рисом. Кодекс самураев требовал верности своему господину, признавал достойным лишь военное дело, был проникнут духом презрения к смерти. Под угрозой пленения или при «потере лица» самурай обязан был совершить ритуальное самоубийство — харакири.

Однако власть японского императора не стала столь же могущественной, как

в Китае. Ему не удалось подчинить знать, которая, в отличие от китайских чиновников, самостоятельно управляла разными областями страны. Они строили неприступные замки, создавали собственные военные отряды, состоявшие из профессиональных воинов — самураев.

Между представителями знатных родов вспыхивали конфликты, не прекращавшиеся десятилетиями. В 1192 г. одному из военачальников удалось одолеть своих соперников. Он получил титул сёгуна и сосредоточил в своих руках всю власть в стране. Император был отстранён от управления, но остался символом Японии.

В конце XIII в. сёгунам пришлось столкнуться с опасными завоевателями — монголами. Первая высадка монгольских войск на острова была отбита японскими воинами, а когда монголы предприняли новую попытку, Японию спасла природа. Поднявшийся ураган (японцы назвали его «камикадзе» — «божественный ветер») потопил большинство кораблей захватчиков. Япония сохранила независимость.

XIII—XIV века стали временем роста городов, расцвета ремёсел и торговли. С развитием хозяйства усилилась и позиция знати. Новый этап междоусобной борьбы завершился фактическим распадом Японии на несколько частей. Вновь объединил страну Такаудзи Асикага. В 1338 г. он стал новым сёгуном. Его потомки управляли Японией до конца XVI в.

❓ 1. Каковы особенности расположения Японии? Наличие каких качеств требовала природа от жителей страны? 2. С какими врагами пришлось столкнуться японцам в XIII в.? Каковы были результаты этого столкновения?

4. Культура средневекового Китая и Японии.

Достижением Китая и Японии являются великие культуры, созданные народами этих стран.

Китай стал родиной многих научных открытий и изобретений, которые до сих пор служат человеку. Именно здесь были придуманы компас и порох, бумага и шёлк, спички и воздушный змей, бумажные деньги и зубная щётка. Китайская народная медицина, использующая лекарственные травы и иглоукалывание, до сих пор популярна во всём мире.

Любопытные детали. В средневековом Китае появились первые спички. Легенда гласит, что они были придуманы при осаде императорского дворца в северном царстве Ци. Когда у осаждённых подошли к концу запасы трута (воспламеняющегося материала), кто-то придумал окунуть в серу сосновые палочки и, высушив, извлекать огонь с их помощью. Позднее чудесное изобретение стали продавать под названием «зажигательные палочки».

Китайцы всегда испытывали глубочайшее уважение к грамотным людям, ведь запомнить знаки письма — иероглифы — было непросто: их насчитывалось несколько тысяч. Настоящим искусством считалась каллиграфия — умение красиво выводить иероглифы на бумаге или шёлке.

С древности китайцы чтили учения мудрецов Конфуция и Лао Цзы. Конфуцианство требовало от жителей Поднебесной империи помнить о предках, уважать родителей и старших, выполнять долг и соблюдать церемониал. Последователи Лао Цзы осуждали богатство и суетную жизнь и призывали следовать дао, т. е. жить в гармонии с миром.

В I в. из Индии в Китай были доставлены свитки с изречениями Будды, положившие начало распространению в Поднебесной буддизма. Конфликта религиозных учений не возникло. Напротив, конфуцианство, даосизм и буддизм словно бы дополнили друг друга.

Вершиной китайской литературы являлась лирическая и пейзажная поэзия. Сочинения выдающихся китайских поэтов VII—VIII вв. Ли Бо и Ду Фу были известны каждому образованному китайцу.

Всеобщая история Госучебник §16-17
Хижина мудреца осенней порой. Художник Ни Цзань (Китай). XIV в.
❓ Как вы думаете, почему на пейзаже изображение соседствует с иероглифами?

Большого мастерства достигли китайские архитекторы, возводившие великолепные храмы-пагоды, дворцы, мосты и крепости. Скульпторы создавали изображения Будды, потрясавшие своими размерами и тщательностью проработки деталей. Стены китайских жилищ украшали шёлковые и бумажные свитки с нарисованными на них пейзажами, портретами и натюрмортами. Уникальными были фрески, выполненные мастерами на стенах пещерных храмов.

Размышления о поэме Ду Фу. Художник Ван Ши-минь. XVII в.
Ли Бо и Ду Фу часто упоминают вместе как гениев китайской поэзии. Они были дружны в реальной жизни и их часто сравнивают между собой. Ли Бо называют поэтом весны и романтиком, а Ду Фу — поэтом осени и реалистом. Их творчеством вдохновлялись не только китайские поэты, художники и музыканты. Со временем оба поэта стали известны далеко за пределами Китая. Один из первых переводов Ли Бо на русский язык появился в 1920-е гг.

Несмотря на некоторые общие черты, японская культура существенно отличалась от китайской. В культуре Японии отразилось своеобразие природы и общественного устройства этой страны.

Большая пагода диких гусей в Чанъане (Китай). Современный вид
Храм Хорюдзи (Япония). Современный вид
❓ Сравните китайский и японский храмы. Что общего в их архитектуре и чем они отличаются друг от друга?

Привыкшие к суровым природным условиям японцы ценили прекрасное во всём, что окружало человека. В национальной религии японцев — синтоизме — священными считались природные объекты, например камень, дерево, ручей. Именно поэтому свои жилища и храмы, посвящённые предкам, японцы органично вписывали в окружающую природу. Возле дома или храма японцы старались разбивать небольшой сад, где соседствовали камни и растения. Традиция пить чай существует и в Китае, и в Японии. Но, несмотря на общие корни, она также отличается друг от друга. В Китае — на родине чая — принято наслаждаться этим напитком, испробовав во время церемонии несколько видов. В Японии нет такого обилия сортов и в смысл чайной церемонии заложено обретение гармонии с природой.

С распространением буддизма в Японии началось более широкое распространение достижений китайской культуры: скульптура и живопись, архитектура и поэзия. В Японии стали возводить буддийские монастыри и многоэтажные храмы. Синтоистские и буддийские традиции начали переплетаться в жизни японцев.

Однако японцы только поначалу копировали соседей. Впоследствии они создали оригинальные произведения, такие, например, как стихи, состоящие из пяти или трёх строк, — танка и хокку. В них органично сочетаются описание природы и размышление о смысле жизни.

Краса цветов так быстро отцвела!
И прелесть юности была так быстротечна!
Напрасно жизнь прошла.
Смотрю на долгий дождь
И думаю: как в мире всё не вечно!

❓ 1. Какие достижения китайской культуры внесли вклад в развитие мировой цивилизации ? 2. В каких областях культуры Китай и Япония достигли наибольших успехов? 3. Как синтоизм повлиял на культуру и образ жизни японцев?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

История Китая и Японии в Средние века полна успехов и драматических событий, связанных с междоусобицами и нашествиями врагов. Своеобразие каждой из стран определило самобытность их культур.

Вопросы и задания (стр. 157)

  1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Какова была основная деятельность большинства китайцев?
  2. Предположите, каким образом природные условия и географическое положение Китая и Японии обусловили хозяйственную жизнь населения этих стран?
  3. Что делало сильной власть императоров в Китае? Почему японскому императору не удалось стать таким же влиятельным, как правителю Китая?
  4. Как образование влияло на государственную карьеру в Китае? Различались ли способы занятия должностей в Китае и в других странах?
  5. Какие религиозные верования и учения были распространены в Китае и Японии? Как они сочетались друг с другом в этих странах?
  6. Какие достижения культуры Япония заимствовала в других странах? Остались ли они неизменными?
  7. Почему Китай был завоёван монголами, а Япония нет?
  8. Китай иногда называют конфуцианской цивилизацией. Как вы думаете, почему? Можно ли конфуцианской цивилизацией считать Японию?
  9. С помощью схемы расскажите об устройстве государственного управления в Китае. Есть ли общее в организации управления Китайской империей и Византийской?

Схема. Управление в империи Тан (VII — начало X в.)

Работаем с хронологией
❓ Расположите китайские императорские династии по порядку их правления: 1) династия Мин; 2) монгольская династия Юань; 3) династия Тан; 4) династия Сун.

Работаем с источником
Прочитайте отрывок из книги «Напутствие вступающему на Путь Воина» (бусидо) и ответьте на вопросы.

Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днём и ночью. что он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириады зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед и насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделённой прекрасными качествами. Ибо жизнь мимолётна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина. И если он будет думать, что можно утешать себя мыслью о вечной службе своему господину или о бесконечной преданности родственникам, случится то, что заставит его пренебречь своим долгом перед господином и позабыть о верности семье.

❓ 1. Что считалось главным долгом самурая? Какие обязанности самурая описаны в документе? 2. Найдите в тексте слова, доказывающие, что, будучи воинами, самураи ценили красоту жизни во всех её проявлениях.

Работаем с понятиями
❓ Объясните значение понятий: сёгун, самурай, император. Управление какой страной позволяют описать эти термины?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 6 класса § 16─17. Китай и Япония в Средние века. . Код материалов: Всеобщая история Госучебник §16. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 6 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Похожие записи

Комментарии

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.