6 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 18. Индия в Средние века. » (параграф 18, страницы 159 ─ 167). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §18 (2025 год) для 6 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Всеобщая история.
§ 18. Индия в Средние века.
❓ В чём заключались особенности общественного, политического и религиозного развития Индии в Средние века?
Тамерлан штурмует Дели. Миниатюра. XVI в.
🔎 • каста • махараджа • раджпуты
👤 • Махмуд Газневи • Харша
МИР
• 712 г. — завоевание западной части Индии арабами
• 1001 г. — начало походов в Индию султана Махмуда Газневи
• 1206 г. — образование Делийского султаната
• 1398 г. — вторжение в Индию Тамерлана
РОССИЯ
• 650 г. — основание Хазарского каганата в низовьях Волги и на Северном Кавказе
• 1015 г. — начало междоусобной войны после смерти князя Владимира
• 1201—1209 гг. — борьба князя Всеволода Большое Гнездо за подчинение Новгорода
• 1468—1474 гг. — путешествие Афанасия Никитина.
1. Индия: природа и занятия жителей.
В Средние века на территории полуострова Индостан существовала сложившаяся ещё в период Древнего мира индо-буддистская цивилизация. Её основой было сельское хозяйство. Жаркий и влажный климат Южной Азии позволял жителям снимать по два-три урожая в год. Земледельцы выращивали хлопчатник, сахарный тростник, рис, овощи и фрукты. Крестьяне разводили скот, а полученные кожу и шерсть использовали для изготовления одежды.
Настоящей сокровищницей были джунгли: дерево, пряности, благовония, красители — всё добывали в лесу. Джунгли были полны зверей и плодоносящих деревьев: индийцы охотились на оленей, кабанов, антилоп, собирали бананы, манго, цитрусовые. В водоёмах и океане ловили разнообразную рыбу.
Богатые недра страны способствовали развитию ремесла. Умельцы производили изделия из железа и меди, золота и серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Индийское оружие и изящные сосуды, изделия из слоновой кости и яркие ткани, пряности и благовония становились предметами торговли с другими странами.
Любопытные детали. В 1468—1474 гг. в Индии побывал тверской купец Афанасий Никитин, оставивший путевые записки «Хождение за три моря». Купца поразили привычка жителей Индии ходить почти раздетыми и чрезвычайная бедность населения. Из животных Афанасию запомнились слоны и обезьяны. Перспективы торговли с Индией он оценил невысоко, отметив опасность грабежей со стороны разбойников, так как его самого по пути в Индию дважды ограбили. Афанасий Никитин достиг Индии почти на 30 лет раньше португальского мореплавателя Васко да Гамы, став одним из первых европейцев, побывавших в этой стране и оставивших описание Индии.
❓ 1. Почему природу Индии часто называют её главным богатством? 2. Чем славились индийские ремесленники?
2. Особенности индийского общества.
Характерное для эпохи Древнего мира деление индийского общества на варны в Средние века сохранилось. Однако внутри варн стали формироваться более мелкие социальные группы по профессиональному признаку. Эти группы получили название касты.
К высшим слоям индийского общества относились махараджи (цари), раджи (князья) и брахманы.
Большинство жителей Индии составляли вайшьи — земледельцы, объединявшиеся в общины для ведения совместного хозяйства. Шестую часть урожая община платила радже, который был собственником земли. Эти средства правитель направлял на содержание воинов и чиновников, поддержку храмов и обслуживающих их жрецов-брахманов. Общинники участвовали в деревенском самоуправлении, совместно строили дороги и укрепления, организовывали праздники и т. п.
Схема. Кастовое деление в Индии

❓ Рассмотрите схему и назовите профессии, ставшие основой для образования каст. Как эти касты соотносятся с варнами?
Городские ремесленники и торговцы также были объединены в касты в соответствии с родом занятий или товаром, который они продавали. Большую часть налогов горожане платили не деньгами, а ремесленными изделиями или товарами.
Жизнью каст руководили старейшины. Они следили за выполнением кастовых правил и обычаев, судили провинившихся. Одним из самых страшных наказаний было изгнание из касты. Оказавшиеся в таком положении пополняли ряды неприкасаемых и составляли самые низы индийского общества. Существование замкнутых каст разобщало население Индии.
❓ 1. Какие изменения произошли в Средние века в индийском обществе? 2. Какие обязанности в пользу государства выполняли сельские жители и горожане?
3. Индия в IV—IX вв.
Раскол индийского общества усиливали различия в религиозных верованиях. Большинство населения Индии исповедовало индуизм. Индусы поклонялись 33 тысячам богов, среди которых были божества, покровительствующие людям той или иной профессии, той или другой местности. Главными индуистскими богами были Брахма, Шива и Вишну, считавшиеся творцами Вселенной.
Последователи индуизма верили в перевоплощение душ. По их мнению, тот, кто ведёт праведный образ жизни, вновь родится в более знатной семье. Тот же, кто нарушает правила, перевоплотится в человека низшей касты или даже в животное. Поэтому многие жители Индии отказывались от мяса. Считалось, что, съев его, можно погубить душу человека.
Другой религией, исповедуемой жителями Индии, был буддизм, зародившийся здесь в эпоху Древнего мира. Буддисты призывали к отказу от желаний и достижению гармонии с миром — нирваны.
Покровительство буддизму и индуизму оказывали цари из династии Гуптов, правление которых стало временем расцвета средневековой Индии. Они сумели подчинить своей власти весь Север Индии и заставили правителей Южной Индии платить дань. Однако «Золотой век» был недолгим.
Статуэтка Шивы Натараджа
Шива Натараджа (дословно: «Шива — царь танца») является одним из символов средневековой Индии. В индуизме богов изображают многорукими. Этим подчёркивается их могущественность и способность поддерживать равновесие в мире. Танец Шивы, согласно индуистской мифологии, необходим для поддержания ритма жизни. Считается, что прекращение танца приведёт к завершению жизни всего мироздания.
Во второй половине V — начале VI в. северо-западные земли Индии захватили племена кочевников-эфталитов. Завоеватели расселились в долине Ганга и Центральной Индии и образовали касту раджпутов («сыновей раджи»). Раджпуты были воинами, отличавшимися свирепостью в бою и верностью своему правителю.
Северную и центральную часть Индии временно объединил царь Харша (606—647). Он вошёл в историю не только как успешный правитель, но и как поэт, драматург. После его смерти держава распалась. На территории Индии возникло множество небольших государств, правители которых постоянно воевали друг с другом. Боевые действия заканчивались исчезновением одних государств и возникновением других, сменой династий.
❓ 1. Какие верования были распространены в Индии в IV—IX вв.? 2*. Харша был последним правителем, поддерживающим буддизм. Он был известным поэтом своей эпохи. Назовите известных вам правителей Средневековья, сочетавших политику с деятельностью в сфере культуры.
4. Мусульманское завоевание Индии и его последствия.
Отсутствием политического единства Индии воспользовались завоеватели. В VII — начале VIII в. попытку захватить Индию предприняли арабы. Им удалось завоевать западную часть страны. Однако, объединив свои войска, раджпуты и правители Северной Индии дали решительный отпор врагам и изгнали завоевателей.
В 1001 г. Индия вновь подверглась нападению со стороны тюрок. Султан Махмуд Газневи (998—1030), правивший государством, расположенным на территории современного Афганистана, совершил 17 походов в Индию. Разрушая города, он каждый раз с богатой добычей возвращался в своё государство.
За сто лет беспрерывных походов, сопровождавшихся гибелью индийских воинов и крестьян, завоевателям удалось подчинить почти всю Северную Индию. Здесь в 1206 г. тюрки провозгласили создание нового государства — Делийского султаната.
Индийская знать была вынуждена подчиниться мусульманским правителям, служить им и выплачивать дань. Вся земля в султанате была объявлена собственностью государства. Часть земельных владений султаны предоставляли исламскому духовенству, другую передали воинам в обмен на службу.
Войска султана Махмуда атакуют город. Средневековая миниатюра

❓ Опишите вооружение и боевую технику нападающих и обороняющихся.
Налоги, которые были обязаны платить простолюдины, доходили до половины урожая. Льготы получили только мусульмане. Местное население в основном придерживалось веры предков. Желая получить привилегии, ислам приняли только некоторые раджи, городские торговцы и небольшая часть крестьянства.
В конце XIII — начале XIV в. правители Делийского султаната дали отпор монголам, которые в течение нескольких десятилетий стремились проникнуть в Индию. Успешные походы на юг страны расширили территорию султаната.
Однако власть султанов была непрочной. В 1398 г. в Индию вторгся среднеазиатский правитель Тимур. Несколько дней его войска грабили Дели и его окрестности, убивали жителей города. Угнав в Самарканд тысячи пленников, Тимур оставил после себя выжженную пустыню. От его набега Делийский султанат так и не смог оправиться. Воспользовавшись ослаблением власти, одна за другой от султаната откалывались провинции, объявлявшие себя независимыми государствами. Султаны смогли сохранить свою власть только на севере страны.
❓ 1. Нашествиям каких врагов подверглись жители Индии в Средние века? 2. Каким было положение индуистской и мусульманских общин в Делийском султанате? 3. Покажите на карте 14 (см. Приложение), откуда враги вторгались на территорию Индии. Какое государство они образовали? Какие города вернулись под власть индийских раджей в конце XIV — начале XV в.?
5. Культура и наука Индии.
Развитие индийской культуры тесно связано с различными религиозными верованиями. Особенно заметно это в архитектуре и изобразительном искусстве.
Шедевром эпохи царства Гуптов являлся буддийский пещерный монастырь Аджанта, стены которого были покрыты фресками, изображающими сцены из жизни Будды. Однако, несмотря на покровительство властей, буддизм в Индии постепенно терял приверженцев.
Интерьер одной из пещер монастыря Аджанта (Индия). Современное фото

❓ Какие элементы позволяют определить, что перед нами буддийский храм?
До IX в. индийцы создавали индуистские храмы в пещерах или высекали их в скале-монолите. Помещения украшали изображения и скульптуры индуистских богов. Таковы пещерные храмы на острове Элефанта, прославляющие бога Шиву. Впоследствии в Индии стали возводить величественные храмы-башни.
Храм Вирупакши в Хампи, посвящённый Шиве. Современный вид

❓ Как вы думаете, какие качества требовались от архитекторов и строителей при сооружении таких храмов-башен?
Значительное влияние на культуру Индии оказал ислам. Присущий этой религии запрет изображать человека отрицательно повлиял на развитие традиционных скульптуры и живописи. По приказу султанов статуи и фрески во многих индуистских и буддийских храмах были испорчены, создавать новые запрещалось. Началось возведение традиционных для стран ислама зданий: мечетей, минаретов, медресе.
Средневековье стало временем расцвета индийской науки. Учение мудрецов об абсолютной пустоте помогло индийским математикам придумать цифру «ноль» и создать десятичную систему счёта, распространившуюся в мире благодаря арабам.
Индийские математики ввели в науку понятия «синус», «косинус», «квадратный и кубический корень».
Индийские врачи знали о трёхстах видах медицинских операций, которые умели делать при помощи 120 разных инструментов. Широкое распространение получили аюрведа и йога — учения о правильном питании и дыхании.
Входные ворота минарета Кутб-Минар в Дели (Индия). Современная фотография

Для декоративного оформления зданий строители использовали арабскую вязь, которую органично сочетали с традиционной для Индии резьбой по камню.
❓ Какие элементы отделки ворот свидетельствуют о влиянии мусульманской культуры на архитектуру Индии?
Множество племён и народностей Индии, придерживавшихся различных верований и традиций, говорили на разных языках. На севере страны был распространён санскрит, на юге — десятки разных наречий. Жители различных княжеств зачастую не понимали друг друга. Наличие множества языков стало препятствием для развития единой национальной литературы.
❓ 1. Назовите произведения искусства, связанные с тремя религиями, распространёнными в Индии. 2. Без каких открытий, сделанных средневековыми индийскими учёными, не могла бы существовать современная математика?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Междоусобицы и политическая раздробленность средневековой Индии облегчили завоевателям покорение этой страны. Но традиционные верования, язык и культура позволили индийцам сохранить свой образ жизни, несмотря на завоевание.
Вопросы и задания (стр. 166)
- Какой эпизод истории Индии изображён на иллюстрации в начале параграфа? Где на иллюстрации изображено войско Тимура, а где — индийского правителя? Аргументируйте свой ответ.
- Способствовал ли индуизм единству Индии? Аргументируйте свой ответ.
- Почему варно-кастовое устройство индийского общества способствовало раздробленности страны?
- Назовите имена правителей, которые предприняли попытку создать в Индии единое государство? Кому это удалось?
- Каковы были последствия мусульманского завоевания Индии? Как оно повлияло на общественное устройство и управление страной?
- * В каких сферах культуры прославились средневековые индийцы? Назовите не менее пяти.
Работаем с источником
Прочитайте отрывок из произведения купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря» и ответьте на вопросы.
Индусы же не едят никакого мяса, ни говядины, ни баранины, ни курятины, ни рыбы, ни свинины, хотя свиней у них очень много. Едят же днём два раза, а ночью не едят, и ни вина, ни сыты [медовухи] не пьют. А с бесерменами не пьют, не едят. А еда у них плохая. И друг с другом не пьют, не едят, даже с женой. А едят они рис, да кхичри [рисовый пудинг] с маслом, да травы разные едят, да варят их с маслом да с молоком, а едят всё правой рукой, а левою не берут ничего. Ножа и ложки не знают.
❓ 1. Как вы думаете, чем объясняются такие предпочтения в питании у жителей Индии? Свой ответ обоснуйте. 2. Предположите, кто такие «бесермене», о которых упоминает автор документа. Предположите, почему индийцы не пили и не ели с ними.
Работаем с хронологией
❓ Расположите события в хронологическом порядке: 1) вторжение в Индию армии Тамерлана; 2) объединение Индии царём Харша; 3) правление Самудрагупты; 4) 1206 г. — образование Делийского султаната.
Работаем с понятиями
❓ Объясните значение терминов: каста, махараджа, нирвана, раджпуты, индуизм. Какие из этих терминов относятся к области политики и общественного устройства, в какие — к религиозной жизни Индии?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 6 класса § 18. Индия в Средние века. . Код материалов: Всеобщая история Госучебник §18. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 6 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.