Всеобщая история Госучебник §20

6 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 20. Цивилизации доколумбовой Америки» (параграф 20, страницы 175 ─ 184). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §20 (2025 год) для 6 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Всеобщая история.
§ 20. Цивилизации доколумбовой Америки.

❓ Что отличало цивилизации доколумбовой Америки от цивилизаций Европы, Азии и Африки?
Храм Кукулькана в городе Чичен-Ица (Мексика). Современная фотография
Всеобщая история Госучебник §20
🔎 • чинампы • кипу
👤 • Монтесума I • Тупак Юпанки
МИР
• 1200 г. — основание столицы империи инков Куско
• 1325 г. — основание столицы державы ацтеков Теночтитлана
РОССИЯ
• 1208 г. — первое упоминание о Твери в летописи
• 1325 г. — начало правления Ивана Калиты в Москве.

Конспект №20. Вопросы внутри §20. Вопросы после §20.

 

1. Жители американского континента: образ жизни и занятия.

В отличие от Африки и Евразии, территории Северной и Южной Америки долгое время не были заселены. Первые люди пришли на североамериканский континент только 28—30 тыс. лет тому назад. Переправившись по узкому перешейку, соединявшему Дальний Восток и Америку в районе современного Берингова пролива, они стали постепенно продвигаться на юг. Но 7—10 тыс. лет тому назад «дверь в Америку» захлопнулась — перешеек затопил океан. Жители Америки оказались в изоляции от остального мира. Так продолжалось до конца XV в., пока европейский путешественник Христофор Колумб не нашёл морской путь в Америку. Поскольку целью экспедиции Колумба был поиск пути в Индию и открытые земли изначально приняли за неё, местных жителей стали называть индейцами.

В арктических районах континента люди строили жилища из ледяных глыб — иглу, ловили рыбу и охотились на морских зверей. Обитатели лесов и бескрайних равнин Северной Америки занимались охотой и собирательством. Жили они в вигвамах и типи — жилищах из жердей, покрытых шкурами животных.

На юге Северной Америки и плодородных землях Центральной и Южной Америки получило распространение земледелие. Местные индейцы вырубали пальмы, опутанные лианами, выкорчёвывали колючий кустарник, боролись с ядовитыми змеями. На отвоёванных у леса участках жители выращивали сельскохозяйственные культуры, которых не знали ни Европа, ни Азия: кукурузу, картофель, томаты, фасоль, какао, подсолнечник, табак.

Земледельцы широко применяли искусственное орошение. На неглубоких озёрах и болотах создавались чинампы — сооружения из прутьев, которые засыпали плодородным илом. Расположенные на чинампах плавучие огороды давали несколько урожаев в год.

Индейцы не умели выплавлять железо, не знали гончарного круга, не имели тягловых животных (лошадей на континенте не водилось), а потому не изобрели колеса и плуга. Орудия труда жителей Америки были очень простыми и изготавливались из камня, кости или бронзы. Но, несмотря на это, некоторые народы Америки достигли поразительных успехов в науке и культуре.

Золотая фигурка ламы. XV в.
Всеобщая история Госучебник §20
❓ О развитии какого вида ремесла свидетельствует фигурка ламы?

С усложнением сельскохозяйственных работ возникла потребность в выделении управленцев. Люди, которые в силу своих знаний и авторитета руководили сельскохозяйственными работами, старались закрепить своё особое положение. С течением времени у индейцев выделилась знать и возникли государства.

❓ 1. Почему индейцы оказались изолированными от народов Европы и Азии? 2. Перечислите занятия жителей Америки.

2. Города-государства майя.

3—4 тыс. лет назад земли Центральной Америки и прилегающий к ней полуостров Юкатан стали осваивать племена индейцев майя.

Майя были земледельцами. Их главной сельскохозяйственной культурой была кукуруза. Они варили из неё каши, пекли лепёшки, делали напитки. Даже человек, согласно индейским легендам, был слеплен богами из кукурузного теста.

Среди майя были искусные ремесленники, изготавливавшие ювелирные изделия, глиняную посуду и разноцветные ткани, которыми они торговали с окрестными племенами, используя вместо денег плоды какао, пёстрые раковины и бусины из нефрита.

Майя не создали единой державы. На территории, где они обитали, сформировались несколько городов-государств. В центре поселения располагалась главная площадь, на которой возвышался храм в виде огромной ступенчатой пирамиды с плоской вершиной. От площади, словно лучи от солнца, в разные стороны шли мощённые камнем дороги. Рядом с храмом, во дворцах из огромных каменных глыб, украшенных затейливым узором, жили правитель и знать. Дворцы, храмы и дороги были выстроены простыми общинниками, которые обитали в вигвамах на окраине города.

Главой города-государства был наследственный правитель — «настоящий человек». Он правил с помощью чиновников, собиравших налоги и следивших за порядком.

Правитель майя. Глиняная фигурка с острова Хайна. Ок. 600—900 гг.
Всеобщая история Госучебник §20
❓ Рассмотрите изображение. Опишите внешний вид правителя майя. Что свидетельствует о его высоком положении?

Главным помощником «настоящего человека» являлся главный жрец. Он руководил священнослужителями, которые не только выполняли религиозные обряды, но и следили за летоисчислением, памятными датами, обучали население грамоте. Простые общинники уплачивали знати подати, а также работали на её землях.

Майя достигли поразительных успехов в астрономии и математике. Наблюдая за небесными светилами со специально построенных обсерваторий, индейцы научились предсказывать затмения, вычислили путь движения Венеры с ошибкой всего в 14 секунд, составили самый точный в мире календарь, первыми использовали в математике понятие нуля. О своих открытиях майя писали на бумаге сложными иероглифами.

Любопытные детали. Долгое время расшифровать письменность майя учёным не удавалось. Лишь в 1950-х гг. был достигнут успех. Первым исследователем, которому удалось раскрыть тайны древнего языка, был Юрий Валентинович Кнорозов (1922—1999). Благодаря русскому учёному историки всего мира узнали имена живших тысячелетия назад правителей и жрецов, получили информацию о том, как майя вели хозяйство и что они знали об устройстве Вселенной. За своё открытие Кнорозов был удостоен Государственной премии на родине и получил награды Гватемалы и Мексики. Около музея майя в Мексике российскому учёному установлен памятник.

Майя были язычниками. Главой небесных сил они считали Ицамну, которого представляли то в виде носатого морщинистого старика, то в виде гигантского ящера. Позднее у майя распространилась вера в пернатого змея Кукулькана. В честь богов индейцы строили храмы, не уступавшие египетским пирамидам. Снаружи святилища были украшены резьбой, а внутри — настенной живописью. Сюжетами произведений были сцены из истории, быта и религии майя. Тем же темам были посвящены и театральные постановки с музыкой и танцами, разыгрывавшиеся на городских площадях.

❓ 1. Как было устроено управление в городах-государствах майя? 2. Каковы достижения майя в культуре?

3. Держава ацтеков.

В XIII в. на территорию современной Мексики с севера пришло племя ацтеков. Индейская легенда рассказывает, что покинуть родные места ацтекам повелели боги. Около двух веков кочевали индейцы в поисках новой родины, пока в 1325 г. не достигли озера Тескоко, где на пустынном острове увидели сидящего на кактусе орла, держащего в клюве змею. Узрев в этом божественный знак, ацтеки основали на острове столицу своего государства — город Теночтитлан.

Ритуальный камень ацтеков. XV в.
Всеобщая история Госучебник §20
❓ Какой вывод о мастерстве ацтекских резчиков по камню можно сделать при изучении данного предмета?

Любопытные детали. Сами ацтеки называли себя мешика. От этого слова произошло название современного государства Мексика, расположенного на территории бывшей державы ацтеков. О почитании современными мексиканцами прошлого свидетельствует герб Мексики, на котором изображён орёл, клюющий змею.

Правитель ацтекского государства назывался «владыкой всех людей». Он командовал войском, был верховным судьёй и главным жрецом. Его должность была выборной, но право избирать правителя было лишь у нескольких знатных семей. Воинственные ацтеки покорили соседние племена, заставив их платить дань. Так возникла империя, достигшая наивысшего могущества при Монтесуме I (1440—1469). Границы державы простирались от Мексиканского залива до тихоокеанского побережья, а в столице проживало около 100 тыс. жителей.

Главными божествами ацтеки считали бога войны Уицилопочтли и бога земледелия Тлалока. Индейцы верили, что раз в 52 года миру угрожает опасность, и если не задобрить богов постройкой гигантских пирамид и человеческой кровью, то Вселенную постигнет катастрофа. Именно поэтому ацтеки без жалости приносили богам человеческие жертвы. По преданию, при освящении главного храма Теночтитлана было убито 80 тыс. пленников.

Кровавые жертвоприношения удивительным образом сочетались у ацтеков с высоким уровнем культуры. Они использовали заимствованный у майя календарь, придумали собственную письменность, создали богатую литературу.

❓ 1. Каким образом ацтекам удалось создать могущественную империю? 2. Охарактеризуйте религиозные верования ацтеков.

4. Империя инков.

В предгорье суровых Анд, на западе Южной Америки обосновались многочисленные племена, одним из которых было племя кечуа. Его правители перед лицом могущественных врагов сумели сплотить своих соседей в единое государство. В 1200 г. была основана столица державы — г. Куско (столица современного Перу).

Город Куско. Рисунок. XVI в.
Всеобщая история Госучебник §20
❓ Опишите, как был спроектирован и построен город Куско.

Во главе государства стоял правитель, называвший себя Единственным инкой. Он считался владельцем всей земли и обладал неограниченной властью, передававшейся от отца к сыну. Индейские легенды гласили, что предком Единственного инки был сам бог Солнца, посвятивший мужчин в секреты земледелия и ремесла, а женщин — в тайны ведения домашнего хозяйства. В честь бога Солнца, олицетворявшего жизнь и плодородие, индейцы возвели в Куско огромный храм.

Опорой Единственного инки была знать — высшие сановники, военачальники и жрецы. Государство обладало сильной дисциплинированной армией, в которой должны были служить все взрослые мужчины. К концу XV в. в результате удачных войн владения Единственного инки простирались на тысячи километров вдоль тихоокеанского побережья.

Империя инков делилась на провинции во главе с наместниками, назначенными правителем. Каждая из провинций состояла из нескольких областей, области — из районов. Окраины державы были связаны с центром многочисленными дорогами, по которым специальные гонцы, как эстафету, передавали Единственному инке сообщения из отдалённых уголков страны.

Руины города инков Мачу-Пикчу. Современная фотография
Всеобщая история Госучебник §20
❓ Мачу-Пикчу иногда называют «городом среди облаков». Как вы думаете, почему? Предположите, как могут быть связаны верования инков и расположение города.

Основой хозяйства империи инков было земледелие. Кроме кукурузы, южноамериканские индейцы выращивали картофель и другие культуры, а также сумели приручить крупных животных — лам. Большую роль в сельском хозяйстве империи играла крестьянская община. Она организовывала обработку земли, перераспределяла участки, направляла людей на строительство дорог, храмов, дворцов. Общинники должны были сдавать две трети урожая в государственные и храмовые амбары, из которых кормились жрецы, чиновники, сироты и старики.

Инка с узелковым письмом. Гравюра. XVI в.
Всеобщая история Госучебник §20
Для передачи сообщений южноамериканские индейцы использовали узелковое письмо — кипу, передавая информацию с помощью узелков, завязанных на шнурах различного цвета.

❓ Как вы думаете, больше сведений можно передать с помощью узелков или знакового письма (иероглифов, алфавита)?

В империи инков жили и искусные ремесленники. Используя нехитрые инструменты, мастера выплавляли медь и бронзу, занимались ткачеством и гончарным делом, изготавливали великолепные ювелирные украшения. Торговля не получила в империи инков большого распространения, её заменило распределение продуктов государственными чиновниками.

Наивысшего могущества держава инков достигла при Тупак Юпанки (1471—1493). По его приказу в империи строились храмы, дворцы, крепости. Процветала культура. Астрономы, наблюдая за движением Солнца и планет, составили календарь, медики делали сложные операции. Вместе с тем письменность у инков не получила такого развития, как у майя и ацтеков.

Державы ацтеков и инков были завоёваны в XVI в. приплывшими в Америку европейцами. Гибель этих государств считается концом эпохи доколумбовых цивилизаций.

❓ 1. Почему Единственный инка обладал неограниченной властью в империи? 2. В чём заключалась особенность письменности инков?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В период Средних веков на Американском континенте сложились уникальные цивилизации майя, ацтеков и инков. Они достигли высокого уровня развития, но были уничтожены в XVI в. европейскими завоевателями.

Вопросы и задания (стр. 182)

  1. Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Определите, какой цивилизации доколумбовой Америки принадлежит памятник. Аргументируйте свой ответ.
  2. Выделите три зоны древней Америки. Как природа повлияла на занятия и образ жизни жителей этих зон?
  3. Что обозначает словосочетание «доколумбова Америка»? Речь идёт об одной цивилизации или о разных?
  4. Чем отличалось государственное устройство майя от государств ацтеков и инков?
  5. Каких успехов добились индейцы майя в культуре и науке?
  6. Что общего было у государств ацтеков и империи инков и чем они отличались друг от друга?

Работаем с источником.
Прочитайте индейскую легенду и ответьте на вопросы.

Люди в те времена жили, как неразумные звери, без религии и порядка, без селений и домов, не возделывая и не засевая землю, не одеваясь и не покрывая своё тело, потому что они не умели обрабатывать ни хлопок, ни шерсть, чтобы делать одежду. Отец Солнце, видя людей такими, проникся к ним сожалением. И направил он с Неба на Землю своих сына и дочь, чтобы они наставляли людей на путь познания отца Солнца, чтобы они стали поклоняться ему. Чтобы они дали им заветы и законы, научили бы их строить дома и обрабатывать землю, выращивать злаки, растить скот.

❓ 1. Определите, какому народу доколумбовой Америки принадлежит легенда. Приведите доказательство своей точки зрения. 2. С чем этот народ связывал появление общественных порядков и занятий людей?

Работаем с понятиями. К каким сферам деятельности относятся понятия «чинампы», «кипу», «Единственный инка»? Что они обозначают?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».

❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

 


Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 6 класса § 20. Цивилизации доколумбовой Америки. . Код материалов: Всеобщая история Госучебник §20. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 6 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Похожие записи

Комментарии

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.