6 класс читать: новый учебник по всеобщей истории «§ 24. Европа на пороге Нового времени. » (параграф 24, страницы 207 ─ 218). Код материалов: Всеобщая история Госучебник §24 (2025 год) для 6 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
§ 24. Европа на пороге Нового времени.
❓ Почему культура Возрождения возникла именно в Италии?
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (Италия). Современная фотография
🔎 • гуманизм • Возрождение (Ренессанс) • книгопечатание
👤 • Боттичелли • Брунеллески • Гутенберг • Донателло • Петрарка
МИР
• 1445 г. — изобретение книгопечатания и выпуск Иоганном Гутенбергом первой печатной книги
• 1455—1485 — Война Алой и Белой розы
• 1477 г. — битва при Нанси
• 1479 г. — династическая уния Кастилии и Арагона
• 1492 г. — завершение Реконкисты
РОССИЯ • Ок. 1425—1428 гг. — создание Андреем Рублёвым иконы «Троица»
• 1425—1453 гг. — междоусобная война в Московском княжестве
• 1475 г. — прибытие в Москву по приглашению Ивана III Аристотеля Фиора-ванти
• 1478 гг. — присоединение Новгорода Иваном III
• 1480 г. — Стояние на реке Угре.
1. Разные пути к торжеству королевской власти.
Один историк нашёл поэтичное, но очень точное определение для этой эпохи — «Осень Средневековья». То время, когда постепенно «отцветало» и гибло всё то, что составляло отличительные черты средневекового общества. Заканчивалась блестящая пора рыцарства и Крестовых походов, уходили в прошлое всемирные претензии пап римских. Погибла Византия, казавшаяся вечной. Наступало время наёмников и пушек, богатых купцов и могущественных государей.
Значительными были перемены на политической карте и в устройстве ряда государств. Правителям Франции, Англии и Испании удалось сломить сопротивление знати, в целом завершить объединение в этих странах и укрепить свою власть, проведя важные реформы. Во Франции после Столетней войны усилившаяся королевская власть стремилась подчинить своих вассалов и завершить объединение страны. С этой целью король Людовик XI (1461—1483) вёл войны со знатью, особенно с герцогом Бургундским Карлом Смелым, который тяготился положением вассала короля Франции и хотел стать независимым государем. Его предки разными способами расширяли свои владения. Главным приобретением стали богатые провинции Нидерландов. Часть земель герцоги держали как феоды от короля Франции, другие же владения входили в состав Священной Римской империи. При бургундском дворе почитались рыцарские идеалы. Богатства и могущество Карла Смелого позволяли ему надеяться получить королевский титул. Однако герцог был вспыльчив и склонен к авантюрам, плохо умел просчитывать последствия своих действий.
Людовик XI. Портрет. XV в.
Карл Смелый. Портрет. XV в.
Людовик XI, напротив, был дальновидным политиком. Стремясь объединить страну и усилить свою власть, он презирал столь важные для Карла Смелого рыцарские идеалы и достигал своих целей любыми средствами. В результате он добился своего, натравливая на герцога его врагов. В 1477 г. войско Карла Смелого было разбито при Нанси швейцарскими наёмниками герцога Лотарингии, земли которой он хотел присоединить. Сам Карл пал на поле боя. После этого Людовик XI присоединил Бургундию к своим владениям. Остальные земли Карла Смелого перешли к династии Габсбургов. К концу XV в. объединение Франции в основном завершилось.
Англии после окончания Столетней войны также пришлось пройти через внутренние усобицы. Ослабление королевской власти привело к кровопролитной борьбе между двумя династиями (Йорков и Ланкастеров) и двумя партиями знати — Войне Алой и Белой розы (1455—1485). Несмотря на романтическое название, она отличалась редкой жестокостью. В конце концов к власти пришёл Генрих VII Тюдор (1485—1509), основавший новую династию Тюдоров. Он распустил военные отряды знати, укрепил аппарат управления и увеличил налоги. Парламент по-прежнему собирался, но всё определял король.
В Испании ключевую роль в объединении страны сыграл брак кастильской принцессы Изабеллы и арагонского принца Фернандо, заключённый в 1469 г. Когда Изабелла унаследовала трон Кастилии, а Фернандо — трон Арагона, под властью супружеской четы оказались обе монархии. Такое объединение называют династической унией. Уния Кастилии и Арагона стала важнейшим шагом в объединении Испании: в будущем обоими королевствами правили потомки Фернандо и Изабеллы, хотя единое королевство Испания возникло гораздо позже.
В стране были проведены важные реформы. Высшая знать утратила прежнюю роль в управлении государством. Сократилось и значение представительного органа — кортесов. Возникла постоянная армия.
Фернандо и Изабелла были убеждёнными католиками. В 1492 г. они завоевали Гранадский эмират, завершив Реконкисту. И вскоре получили от папы римского почётный титул — Католические короли.
В это время в Испании обострились взаимоотношения между христианами и иудеями. До середины XIV в. Испания служила образцом терпимости: мусульмане и иудеи относительно спокойно жили под властью христиан. Но после погромов XIV в. ситуация изменилась. Многие мавры и евреи перешли в христианство — как правило, вынужденно. Их подозревали, нередко не без оснований, в том, что они тайно сохраняют свою веру. Теперь ненависть толпы обращалась не только на иноверцев, но и на этих «новых христиан». Для поддержания «чистоты веры» решением римского папы и испанских королей в конце XV в. была создана испанская инквизиция.
Заподозренных в отступлении от христианства ждало суровое наказание. Инквизиторы бросали их в тюрьмы, пытали и, получив нужные «доказательства» вины, приговаривали к публичному сожжению. Только за первый год испанские инквизиторы приговорили к пожизненному заключению и сожгли около четырёхсот человек, а их деньги и имущество забрали в церковную казну. Год от года костры инквизиции пылали всё ярче и ярче. Испания превратилась в самую мрачную страну средневековой Европы. Десятки тысяч иудеев, не желавших перейти в христианство, были изгнаны из страны. Но и после этого религиозные преследования продолжались, приводя к нетерпимости и фанатизму.
❓ 1. Какие цели ставили перед собой Карл Смелый и Людовик XI? Какими средствами каждый из них добивался этих целей? 2. Покажите на карте 20 (см. Приложение) территорию владений французского короля к 1461 г. и территории, присоединённые к его владениям в 1461—1483 гг. 3. Чем отличается объединение Испании от объединения Франции?
2. Культура западной Европы в XIV—XV вв.: новые горизонты.
В культуре XIV—XV вв. также заметны черты нового, тесно связанные с переменами в жизни общества.
В эпоху расцвета Средневековья отдельный человек не противопоставлял себя обществу. Он ценился прежде всего не сам по себе, а как член коллектива себе подобных: цеха, гильдии, общины. Его жизнь подчинялась определённым правилам, и отступление от них осуждалось обществом. Но к концу Средневековья объединения людей, вне которых прежде невозможно было представить их жизнь, начинают мешать им, сковывать их инициативу: община не позволяла вводить новшества разбогатевшему крестьянину, а цех — ремесленнику. Появляется больше возможностей для людей предприимчивых, не следующих традициям, а ломающих их. Крестьяне, ремесленники, купцы всё меньше помогают друг другу и всё чаще соперничают между собой. Человек начинает обособляться от коллектива и рассчитывать только на свои силы.
Сходные явления происходят и в искусстве. Появляется линейная перспектива, когда изображение строится, исходя из того, как видит мир глаз конкретного человека — самого художника.
В средневековой литературе и искусстве преобладала анонимность: писатели и художники часто не указывали своё авторство, считая это греховным. Но с XIV—XV вв. художник перестаёт быть анонимным. Не только его мастерство, но и непохожесть на других высоко ценится им самим и теми, кто его окружает.
Наконец, именно в это время в живописи появляется новый жанр — портрет. Прежде художники, даже изображая определённого человека, представляли его идеальным святым, государем или рыцарем. Теперь же живописец рисует конкретного человека, не похожего на всех остальных.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. Иоганн Гутенберг
Немцу Иоганну Гутенбергу (ок. 1400—1468) пришла в голову гениальная мысль: отливать не страницу целиком, а множество металлических кубиков с рельефными зеркальными изображениями букв, из которых можно составлять (набирать) строки и целые страницы. Страницу набора покрывали краской, а затем с помощью пресса с неё делали нужное количество отпечатков. Затем набор разбирали на буквы и снова их использовали.
Чтобы воплотить эту идею в отпечатанной книге, нужно было решить сложные для того времени задачи: определить состав сплава для отливки шрифтов, состав краски и многое другое. И то, что всё это удалось сделать одному человеку, — настоящий подвиг, потребовавший многих лет мучительных поисков.
Но ещё более очевидные изменения произошли в способах хранения и передачи информации. К XV в. возросла потребность общества в книгах, которую не успевали удовлетворять переписчики. Поэтому в разных странах Европы пытались придумать способ делать отпечатки целых страниц книг. В конечном счёте эти поиски привели к изобретению книгопечатания. Самая ранняя известная печатная страница датируется 1445 г., который часто и считают датой изобретения книгопечатания.
Библия Иоганна Гутенберга. Фотография страниц 234—235.

В 1454—1456 гг. Гутенберг издал Библию. Большая часть тиража была напечатана на бумаге, меньшая — на пергамене. По оформлению она имитировала готические рукописные книги, страницы раскрашивались вручную. Стало очевидно, что печатная книга, будучи дешевле рукописной, едва ли уступает ей по художественным достоинствам. По числу строк на странице эту Библию называют 42-строчной. Один из четырёх полностью сохранившихся её экземпляров на пергамене хранится ныне в Москве в Российской государственной библиотеке.
К началу XVI в. общий тираж отпечатанных по всей Европе книг составил не менее 10 млн экземпляров. Наряду с книгами религиозного содержания издавались романы и хроники, учебники и описания путешествий. Дешевизна и большие тиражи книг делали возможным быстрое распространение знаний в гораздо более широком, чем прежде, кругу грамотных людей. Для своего времени это изобретение имело не меньшее значение, чем появление компьютеров в XX в.
❓ • 1. В чём суть изобретения Гутенберга? 2. Вспомните, как звали русского первопечатника, выпустившего первую датированную печатную книгу «Апостол»?
3. Особая роль Италии.
Хотя черты нового появляются в XIV— XV вв. в культуре разных стран Европы, но особая роль была уготована Италии, что тесно связано с особенностями развития этой страны. Её исключительно выгодное расположение в центре Средиземноморья способствовало бурному развитию торговли. Нигде в средневековой Европе не было столь многочисленных и процветающих городов, среди которых особенно выделялась Флоренция. В жизни итальянского города тон в это время задавали купцы, банкиры, предприниматели. Огромные масштабы деловых операций и острая конкуренция способствовали развитию таких качеств, как смелость, расчётливость, широкий кругозор. Происхождение человека не имело такого значения, как прежде: добиться успеха мог всякий. Оставаясь искренними христианами, в повседневной жизни такие люди рассчитывали только на себя. Далёкие от средневекового аскетизма, деловые люди жили полнокровной жизнью, а не приготовлениями к загробному существованию. Они строили дворцы, собирали библиотеки, делали заказы художникам.
Подробнее. К таким людям относились многие члены знаменитого флорентийского рода Медичи, среди которых были банкиры, государи, папы римские. Огромное богатство проложило Медичи путь к власти во Флоренции. Правители из рода Медичи привлекали к себе на службу лучших художников и скульпторов своего времени. Собранная ими картинная галерея (ныне музей Уффици) — одна из богатейших в мире.
Итальянский город был необходимым, но не единственным условием для возникновения новой культуры. В отличие от многих других европейских стран, Италия оставалась раздробленной, что приводило к бесконечным внутренним раздорам и делало её беззащитной перед внешним врагом. Но зато в отсутствие сильной королевской власти окрепли города, сформировавшаяся в них атмосфера благоприятствовала свободе мысли и творчества.
Старый дворец (Палаццо Веккио) и площадь Синьории во Флоренции. Современная фотография
Возведённый на рубеже XIII—XIV вв. и позднее перестраивавшийся, дворец служил для заседаний глав ремесленных цехов и Синьории — органа городского самоуправления. Величественное здание с высокой башней является зримым воплощением могущества города. Внутри его украшали несколько поколений лучших мастеров итальянского Возрождения. Рядом со входом стоял оригинал знаменитой статуи Микеланджело «Давид», ныне заменённый копией и перенесённый в музей.
Особая роль Италии имеет и ещё одно объяснение. Из всех стран Западной Европы только здесь, на земле Древнего Рима, сохранилось столь значительное античное наследие. Именно здесь обновление культуры могло принять форму возрождения Античности. Тогда и возникло понятие «Средневековье» и представление о нём как о времени упадка, разрыва между Античностью и новой эпохой, в которую Античность начинает возрождаться. Отсюда название культуры той эпохи — Возрождение (по-французски — Ренессанс). Люди Возрождения говорили на античной латыни (от которой средневековая латынь заметно отличалась), усердно разыскивали рукописи древних авторов, коллекционировали античные статуи и монеты.
❓ 1. Каковы отличительные черты мировоззрения итальянских горожан? 2. Почему новая культура получила название Возрождение?
4. Культура раннего возрождения в Италии.
Для обозначения круга интересов любителей античности часто использовалось латинское словосочетание «студиа гуманитатис» — «изучение человеческого». А тех, кто занимался «изучением человеческого», называли гуманистами. Они усердно изучали грамматику (латинскую, а с XV в. и греческую), риторику, историю и этику (моральную философию), отдавая предпочтение античным авторам.
В противовес христианским добродетелям смирения и аскетизма гуманисты делали акцент на достоинстве человека, которое связывали не со знатным происхождением, а с поступками самого человека. Они высоко оценивали способность человека действовать, добиваться поставленных целей. Идеалом Ренессанса был всесторонне развитый человек, способный достичь совершенства в различных сферах деятельности: скульптуре и поэзии, живописи и инженерном деле.
Петрарка. Портрет работы Андреа дель Кастаньо. Галерея Уффици (Флоренция). XV в.
За свои поэтические достижения Петрарка, подобно античным поэтам, был увенчан лавровым венком во время торжественной церемонии, состоявшейся на римском Капитолии. Античность была для Петрарки образцом для подражания. Но восхищение Античностью не одобрялось Церковью, поэтому Петрарка, человек глубоко верующий, терзался сомнениями, пытаясь примирить труды Цицерона с христианством.
Идеи гуманизма оказали влияние на творчество многих поэтов, писателей, архитекторов и художников. Рубеж Средневековья и Возрождения отмечен в Италии творчеством двух гениев — поэта и мыслителя, автора «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265— 1321) и художника Джотто (1266—1337).
А первым человеком Возрождения можно считать поэта и мыслителя Франческо Петрарку (1304—1374). Петрарку прославила «Книга песен» — стихи, воспевавшие его возлюбленную Лауру.
Последователем Петрарки был Джованни Боккаччо (1313— 1375). В его книге «Декамерон» человек с его способностями, умом, энергией предстаёт властителем своей судьбы и земного мира.
В XV в. культура Возрождения распространилась уже во многих городах Италии. Период с середины XIV до конца XV в. в Италии принято называть Ранним Возрождением.
Копия конной статуи кондотьера Гаттамелаты в ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва). Скульптор Донателло

Памятник кондотьеру (командиру отряда наёмников) Гаттамелате, воздвигнутый в 1453 г. в Падуе (Италия), является примером круглой конной статуи. Копия этого памятника находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в зале «Итальянский дворик».
Рождение Венеры. Художник Сандро Боттичелли. Фрагмент. Ок. 1484—1485 гг.
Боттичелли пользовался покровительством правителя Флоренции и знаменитого мецената Лоренцо Медичи и много работал по его заказам. В его картинах заложено глубокое философское содержание, основанное на знании идей Платона и его последователей.
Гуманистические идеи ярко проявились в скульптуре, архитектуре и живописи.
Скульптор Донателло (1386—1466) возродил античную традицию конной статуи, почти забытую в Средние века. Он создал, вновь опираясь на античную традицию, тип круглой статуи. Такой статуей можно было любоваться со всех сторон, она была самостоятельным произведением искусства, а не просто частью убранства храма.
Архитектор и скульптор Брунеллески (1377—1446) блестяще решил труднейшую инженерную задачу, за которую боялись браться другие зодчие: перекрыл огромным куполом собор в своей родной Флоренции.
С середины XV в. идеи Возрождения определяли уже творчество многих мастеров во Флоренции и в других городах. Наряду с иконами и фресками, украшавшими церкви, появляются картины, предназначенные исключительно для художественного созерцания: сцены из античной мифологии, портреты. Вершиной Раннего Возрождения считается живопись Сандро Боттичелли (1445—1510), писавшего картины на евангельские и античные сюжеты («Весна», «Рождение Венеры»). В конце XV в. культура Возрождения в Италии вступила в период расцвета.
❓ 1. Какие качества человека ценили гуманисты? 2. Сегодня того или иного человека иногда называют гуманным. Какой смысл в это вкладывается? Связано ли это как-то с итальянским гуманизмом XIV—XV вв.?
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
В конце XV в. завершилось объединение ряда западноевропейских стран, в них усилилась королевская власть, шёл процесс централизации. XIV—XV века стали временем обновления культуры Западной Европы. Возникло книгопечатание. В Италии достигла расцвета культура Возрождения.
Вопросы и задания (стр. 216)
- Как вы думаете, почему собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (архитектор Брунеллески) считается одним из символов эпохи Возрождения?
- Чем отличается объединение страны от её централизации?
- Что ограничивало власть короля в только что объединившихся государствах? Как короли преодолевали эти ограничения?
- Почему правление Фернандо и Изабеллы считается важнейшей вехой в истории Испании?
- В чём взгляды гуманистов расходились с традиционным средневековым мировоззрением?
- Найдите в тексте параграфа примеры того, как в культуре Возрождения проявилось подражание Античности.
- Как проявилось Возрождение в искусстве?
Работаем с источником. Прочитайте отрывки из воспоминаний Филиппа де Коммина о Карле Смелом и Людовике XI, выполните задание и ответьте на вопросы.
- Он жаждал великой славы, что более всего и толкало его к этим войнам, и желал походить на тех государей древности, о которых после смерти говорили: он был храбр, как никто иной в его время. Но вот оборвалась его жизнь, и всё обернулось к его урону и бесчестью, ибо честь достаётся всегда тем, кто побеждает.
- Удачлив он был благодаря своему уму и потому, что не рисковал и не полагался на победы в сражениях. Он создавал столь большие армии, что находилось мало желающих с ними сражаться. И если во вражеской крепости капитан или кто другой желал вступить в сделку и сдать её за деньги, то он мог быть уверен, что найдёт в нём купца, которого никакая, даже очень крупная, сумма не испугает, и он согласится, не скупясь, на любую.
❓ 1. Используя при необходимости текст параграфа, определите, где речь идёт о Карле Смелом, а где — о Людовике XI. 2. Чем различаются их характеристики? На чьей стороне автор воспоминаний?
❓ Работаем с хронологией. Расположите события в хронологическом порядке: 1) завершение Реконкисты; 2) битва при Нанси; 3) изобретение книгопечатания; 4) завершение Войны Алой и Белой розы.
❓ Работаем с понятиями. Найдите понятие, которое является лишним в общем ряду: книгопечатание; гуманизм; централизация; Ренессанс.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«УЧИТЕЛЮ И УЧЕНИКУ». Материалы к параграфу на портале «История.РФ».
❓ Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа,
обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 6 класса § 24. Европа на пороге Нового времени. . Код материалов: Всеобщая история Госучебник §24. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 6 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.