6 класс Учебник читать онлайн: Государственный учебник по всемирной истории 2025 года «История Средних веков. 6 класс» от авторов: Мединский, Чубарьян. ВВЕДЕНИЕ — Ознакомительный фрагмент. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения. Код материалов: Всеобщая история Госучебник Введение.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Всеобщая история 6 класс
Госучебник. Введение
1. Средневековье — период всеобщей истории.
Всеобщая история рассказывает о прошлом разных стран и народов. Все они имеют свои особенности, но у них есть и общие черты. Те народы, которые исповедуют одну религию, культурно близки друг другу, сходным образом ведут своё хозяйство, создают похожее социальное и политическое устройство, образуют цивилизации. У каждой цивилизации свой неповторимый облик, своя судьба.
В 5 классе вы уже начали изучать всеобщую историю — рассмотрели эпоху Древнего мира, когда складывались и развивались цивилизации Востока и Античности. Теперь вы узнаете о втором этапе всеобщей истории — эпохе Средних веков.
Понятие «Средние века» возникло в XV в. Жившие тогда учёные и писатели делили прошлое на три эпохи: Античность, которую они считали временем расцвета культуры и искусства; современность — время, в которое они жили; и Средние века, лежащие между этими двумя эпохами. Людям XV в. Средневековье казалось временем мрака и невежества, чёрным провалом в культуре. Современные историки не разделяют такого мнения. Ведь наряду с кровопролитными войнами, страшными эпидемиями и голодом,
в Средние века строились величественные соборы и крепости, создавались великие литературные произведения, совершенствовались органы государственного управления, развивались земледелие, ремесло и торговля.
Схематическая средневековая карта мира Исидора Севильского
▲ Каких частей света не хватает на карте? Предположите почему.
- 1. Какие признаки общности у нескольких близких народов позволяют говорить о цивилизации?
- 2. Чем отличается современное представление о Средних веках от мнения людей XV в.?
2. Периоды Средневековья.
Средние века длились тысячу лет — с V по XV в. Их началом считается падение Западной Римской империи, а концом — крушение Восточной Римской империи (Византии) и открытие европейскими мореплавателями Америки и других земель. В эту эпоху на историческую сцену вышли народы современной Европы, возник мир ислама, а также продолжали существовать известные вам из истории Древнего мира цивилизации Китая и Индии. В изоляции от стран Европы, Азии и Африки развивались народы Америки, образовавшие уникальные, ни на что не похожие культуры.
Средние века принято делить на три периода. Отрезок времени с V по середину XI в. называют ранним Средневековьем. В этот период складываются западноевропейская, восточно-христианская и мусульманская цивилизации. Лежащие в их основе религии — христианство и ислам становятся мировыми.
Второй период (с середины XI по начало XIV в.) именуют зрелым Средневековьем. В это время хозяйственная, общественная и культурная жизнь средневековых стран и народов Европы и Азии достигает расцвета. Цивилизации вступают в сложные отношения друг с другом.
Середина XIV — конец XV в. — это позднее Средневековье, время изменения сложившихся в предыдущий период общественных порядков, постепенного формирования новых хозяйственных и общественных отношений, непохожих на прежние. Великие географические открытия конца XV — начала XVI в., культура Возрождения и религиозная Реформация открывают в истории человечества новую страницу. Средневековье сменяет эпоха Нового времени.
На протяжении всего Средневековья отношения между цивилизациями складывались непросто. Они и враждовали, и сотрудничали, учась друг у друга и перенимая наиболее эффективные способы ведения хозяйства, технические новшества и культурные достижения.
- 1. Какие периоды истории Средних веков выделяют учёные?
- 2. Как в Средние века складывались отношения между цивилизациями?
3. Источники знаний об истории Средних веков.
Получить сведения о Средних веках позволяют исторические источники — фрагменты прошлого, сохранившиеся до наших дней.
В эпоху Средних веков было создано много документов: описаний исторических событий — хроник; жизнеописаний правителей и святых; воспоминаний; литературных произведений. Дошли до нашего времени личные письма и международные договоры. Эти документы — важные письменные источники наших знаний о прошлом. Они позволяют не только установить факты, но и понять, как думали и чем руководствовались люди, жившие в Средние века.
Рисунок из средневековой хроники
▲ О каких сторонах жизни и деятельности людей можно получить информацию, изучая этот рисунок?
Не меньшую роль в пополнении знаний о прошлом играют изобразительные источники. Они не только являются памятниками искусства, свидетельствующими о мастерстве художников, но несут важную информацию. Из иллюстраций, которыми снабжались рукописные книги, можно, например, получить представление о том, как одевались, трудились и развлекались в Средневековье. Сцены жизни и быта людей попадаются также в произведениях храмовой живописи.
Дошли до нашего времени и многочисленные материальные источники: от памятников архитектуры до предметов бытового обихода. Например, сохранились средневековые постройки: дворцы, мосты, крепости, храмы. Но многие здания сгорели в пожарах, были разрушены во время войн или оказались заброшены. В этом случае для получения информации о прошлом требуются археологические раскопки. При их проведении археологи часто находят монеты, детали военного снаряжения, личные вещи, посуду. Эти находки порой оказываются не менее важными, чем грандиозные постройки, ведь они позволяют восстановить образ жизни людей, их домашний обиход.
- Что такое исторические источники? Какие они бывают?
4. Как работать с учебником.
В учебнике излагаются важнейшие исторические события, явления и процессы изучаемого периода. Учебный текст сопровождается картами, схемами, иллюстрациями, вопросами и заданиями. В конце учебника приведены задания для подготовки к итоговой аттестации, словари понятий и терминов, список основных событий и интернет-ресурсов. Начиная знакомство с новым параграфом, обратите внимание на его название, изучите главную иллюстрацию параграфа, которая ярко характеризует предстоящую тему. Познакомьтесь с основными понятиями и терминами, синхронистической таблицей важнейших дат.
Для ответа на главный вопрос урока необходимо вспомнить не только текст параграфа, но и материалы рубрик в конце темы. Прежде чем дать ответ на главный вопрос главы, вспомните и обдумайте все изученные темы, прочитайте итоги главы, ответьте на вопросы и выполните задания к главе, обсудите сложные проблемы с учителем и одноклассниками. В конце каждой главы вы найдёте темы проектов и дополнительные материалы: фильмы, научно-популярную и художественную литературу.
Исторические понятия и термины в тексте параграфов выделены курсивом. Имена исторических персоналий — курсивным и полужирным, а дат — полужирным начертанием шрифта. Значение важнейших понятий и терминов и даты приведены в конце учебника под соответствующими заголовками. Там же находится рубрика «Готовимся к аттестации», которая поможет вам подготовиться к государственному экзамену.
Вы смотрели: Государственный учебник по всемирной истории 2025 года «История Средних веков. 6 класс» от авторов: Мединский, Чубарьян. Ознакомительный фрагмент. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
Код материалов: Всеобщая история Госучебник Введение.