6 класс читать: новый учебник по всеобщей истории Итоги главы V «Страны и народы Азии, Африки и Америки в Средние века». Код материалов: Всеобщая история Итоги главы 5 (учебник 2025 года) для 6 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Всеобщая история Итоги главы 5
«Страны и народы Азии, Африки
и Америки в Средние века»
Итоги главы 5 «Страны и народы Азии, Африки и Америки в Средние века»:
- Одним из главных вызовов для государств и народов Востока в Средние века были нашествия степных народов. Особенно значительное влияние на историю оказали монголы.
- Древнейшие очаги цивилизации в Индии и Китае в Средние века получили новый импульс развития.
- Япония, страны Юго-Восточной Азии и южных морей, основываясь на самобытных традициях, перенимали у соседей принципы государственного устройства, религию, элементы культуры.
- Государства, сложившиеся в Средние века на Африканском континенте, развивались как части христианской и исламской цивилизаций.
- Самобытность цивилизации народов и государств доколумбовой Америки связана с изолированностью этого региона от внешнего мира.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ
- Какова была судьба народов Великой степи после завершения ими завоевательных походов?
- Какие верования существовали у монголов при Чингисхане? Изменились ли они при его потомках?
- Какие религиозные учения были распространены в Индии, Китае и Японии? Как они уживались друг с другом?
- Каково было влияние мусульманского завоевания на судьбу Индии? Утратила ли Индия свою самобытность?
- Какое влияние культура Китая оказала на развитие культуры Японии? Аргументируйте свой ответ.
- Как природа Африки разделила жителей континента? Какие верования были распространены в разных частях Африки?
- Объясните смысл выражения «природные богатства стали благословением и проклятием Африки». Согласны ли вы с этим выражением?
- * Историки иногда называют майя «греками» Нового Света, ацтеков — «римлянами». Как вы полагаете, было ли что-нибудь общее у народов Древнего мира и доколумбовой Америки?
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
- Великие и безжалостные завоеватели Средневековья (Аттила, Чингисхан, Тимур).
В ходе работы над проектом изучите историю создания империй Аттилой, Чингисханом, Тимуром. Определите, какой ценой были созданы эти державы. Каковы были последствия завоеваний для культуры? - Западноевропейские рыцари и японские самураи: черты сходства и различия.
Сравните занимаемое в обществе положение, занятия, обязанности, образ жизни и кодекс чести рыцарей и самураев. - Афанасий Никитин и Марко Поло: что поражало европейцев в Азии?
Изучите биографии Афанасия Никитина и Марко Поло. Какова была история создания ими рассказов о своих путешествиях? В каких странах они побывали? Что в устройстве азиатских обществ, управлении и образе жизни иных народов вызвало у Поло и Никитина удивление? - Средневековые китайские изобретения, используемые и сегодня.
В ходе работы над проектом изучите созданные китайскими учёными в Средние века изобретения. Какие из них, пусть и в усовершенствованном виде, мы используем сегодня?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
«Хождение за три моря». Худ. фильм, реж. В. Пронин, Х. Аббас, 1958.
Научно-популярная литература
Гуляев В. «Загадки погибших цивилизаций».
Дхар Ш. История Индии для юных.
Свет Я. «По следам путешественников и мореплавателей Востока».
Художественная литература
Гурьян О. «Наследство Би Шэна, или Воображаемые истории шестнадцати мудрецов, взятые из подлинных летописей».
Майнк В. «Удивительные приключения Марко Поло».
Ян В. «Чингисхан». «Батый». «К последнему морю».
Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 6 класса. Код материалов: Всеобщая история Госучебник Итоги главы 5. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 6 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.