6 класс читать: новый учебник по всеобщей истории Итоги главы VI «Осень Средневековья». Код материалов: Всеобщая история Итоги главы 6 (учебник 2025 года) для 6 класса. Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Всеобщая история Итоги главы 6
«Осень Средневековья»
Итоги главы 6 «Осень Средневековья»:
- XIV—XV века стали в Западной Европе временем глубокого кризиса. Он проявился в убыли населения по причине эпидемии чумы, в кровопролитном противостоянии Англии и Франции в годы Столетней войны, в масштабных крестьянских движениях. Преодолев этот кризис, Европа подошла к концу Средневековья окрепшей и готовой к переменам.
- В XIV—XV вв. усиливается держава турок-османов. Под её власть надолго попали Болгария и Сербия. В 1453 г. османы завоевали Константинополь, погибла Византия.
- В конце XV в. завершилось объединение ряда западноевропейских стран, в них усилилась королевская власть, шёл процесс централизации.
- XIV—XV века стали временем обновления культуры Западной Европы. Огромную роль сыграло изобретение книгопечатания. В Италии возникла и достигла расцвета культура Возрождения.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ГЛАВЕ
- Прочитайте эпиграф к главе, при необходимости выясните с помощью Интернета значение неизвестных вам слов. Какие важные черты периода позднего Средневековья отмечает автор?
- Рассмотрите иллюстрацию в начале главы. Какие признаки нового общества на ней изображены?
- Как и почему после «Чёрной смерти» изменились отношения между крестьянами и сеньорами?
- Выявите черты сходства и различия Жакерии и восстания Уота Тайлера.
- Какое событие в истории Столетней войны следует считать переломным и почему?
- Почему гуситы так успешно воевали с крестоносцами?
- Выделите общие черты в развитии Франции, Англии и Испании во второй половине XV в.
- Почему Запад, несмотря на унию, в 1453 г. фактически не пришёл на помощь Византии?
- С помощью дополнительной литературы выясните, что понимается под гуманизмом в наши дни. Что здесь общего с гуманизмом эпохи Возрождения и в чём разница?
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике и определите, чем отличается искусство Возрождения от искусства Средневековья.
Сформулируйте ответ на главный вопрос главы и обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
- Чёрная смерть: эпидемия и общество.
При подготовке проекта выясните, как эпидемия чумы повлияла на развитие Западной Европы. Выделите изменения, которые произошли в хозяйственной и общественной жизни европейцев после эпидемии Чёрной смерти. - «Византия после Византии».
Расскажите о достижениях науки и культуры Византийской империи в XIV—XV вв. Выясните, какое влияние поздневизантийская культура оказала на разные страны, в том числе и Россию. - Жанна д’Арк — традиционная и альтернативные версии биографии.
Расскажите об основных этапах жизни Орлеанской девы. Найдите информацию о том, кто из современных историков сомневается в правильности средневековой биографии. Какую версию жизни Жанны д’Арк предлагают они?
- Средневековые изобретения, изменившие Европу.
При подготовке проекта найдите информацию об открытиях и изобретениях, сделанных европейцами в XIV—XV вв. Как эти новшества изменили военное дело, хозяйственную и культурную жизнь Европы? - Деятель культуры Раннего Возрождения.
Изложите биографию одного из деятелей культуры Раннего Возрождения: Данте, Петрарка, Брунеллески, Донателло, Боттичелли. Выясните, что сделало бессмертным имя выбранного вами деятеля культуры.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
- «Бой на Косовом поле». Худ. фильм, реж. З. Шотра, 1989.
- «Гибель империи. Византийский урок». Док. фильм, реж. О. Савостьянова, 2008.
- «Причерноморье в XIII—XV вв.: новые открытия». Лекция С. Карпова.
Научно-популярная литература
Иванов С. «Византия».
Художественная литература
Гурьян О. «Свидетели».
Стивенсон Р. «Чёрная стрела».
Шишова З. «Джек-Соломинка».
Вы смотрели: государственный учебник по всеобщей истории для 6 класса. Код материалов: Всеобщая история Госучебник Итоги главы 6. Цитаты из учебного пособия «Всеобщая история. 6 класс. Учебник / Мединский Чубарьян — М.: Просвещение, 2025» использованы в учебных целях.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.