6 класс смотреть онлайн: Учебник по всеобщей истории УМК под общ.ред. Мединского (Абрамов, Тырин, Рогожкин) «§ 2. Византийская империя в IV—XI веках» + Рабочая тетрадь (Абрамов) + Поурочные разработки (Стрелова). Цитаты из пособий 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Всеобщая история Мединский Учебник §1 — ознакомительные фрагменты.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
Всеобщая история
(Мединский) Учебник §2
§ 2. Византийская империя в IV–XI веках
- Что позволило Византии выстоять под ударами воинственных соседей?
- Великий шёлковый путь • титул • церемониал • патриарх.
- Аспарух • Хосров I • Борис • Василий II Болгаробойца • Юстиниан I.
532 г. – восстание «Ника» в Константинополе
681 г. – образование Первого Болгарского царства
865 г. – принятие болгарами христианства
1018 г. – падение Первого Болгарского царства
1. Восточная Римская империя.
В Восточной Римской империи долгое время сохранялись античные порядки. Даже столица, основанная в 330 г. императором Константином, получила название Новый Рим. Жители Восточной Римской империи охотно называли себя ромеями (римлянами), но в знак уважения к основателю Нового Рима переименовали город в Константинополь. Столица возникла на месте бывшей греческой колонии Византий, поэтому западноевропейские писатели впоследствии назвали восточную часть Римской империи Византией.
В Византии проживали греки, романизированные германцы, аланы, славяне, на востоке империи – армяне, сирийцы, арабы и другие народы. Официальным языком с конца VII в. стал греческий, государственной религией – христианство. Византия, в отличие от Западной Европы, где возникали и исчезали варварские королевства, представляла единое государство во главе с императором.
Земля в империи находилась в собственности государства, знати, горожан и крестьянских общин. Основную часть населения Восточной Римской империи составляли свободные крестьяне. Объединённые в общины, они платили налоги и в случае военных действий выставляли отряды воинов. В частных владениях долгое время использовали труд рабов. Их поставляли племена варваров, воевавшие друг с другом. Византийцы покупали рабов, как любой другой товар: меха, кожу, ткани и т. д. Впоследствии рабство было запрещено как противоречившее христианству.
В IX в. византийская знать начала захватывать крестьянские земли. Народное ополчение, состоявшее из свободных общинников, потеряло своё значение с введением тяжёлой конницы, которую формировали состоятельные земледельцы. Часть этой категории населения вошла в состав военно-земельной знати.
В Византии развивались города и ремёсла, империя активно торговала со многими странами Восточной Европы. Разбогатевшие торговцы и ремесленники пополняли ряды знати. Другой полюс византийского общества представляла масса неимущих разорившихся граждан.
Византия и в раннее Средневековье была страной городов – центров ремесла и торговли. Эти виды деятельности населения находились под контролем государства. Столицу империи – Константинополь – называли «оком и центром земли». Город украшали дворцы императоров и знати, парки и многочисленные памятники. Византия имела выгодное географическое положение, а её столица располагалась на пересечении важнейших торговых путей. Константинополь именовали «золотым мостом» между Европой и Азией.
- Какие здания свидетельствуют о том, что Константинополь был городом с античным прошлым, а какие – о том, что он был одним из центров христианства?
Налоги, доходы от торговли, военная добыча пополняли казну государства. Деньги расходовались на содержание императорского двора, вооружение армии и флота, жалованье чиновникам, строительство крепостей и общественных сооружений. Армия и чиновники были главной опорой Византии.
- Почему Восточную Римскую империю называют Византией?
- Какие народы проживали в Восточной Римской империи и как они себя называли?
2. Императорская власть.
В Византии сложилась сильная императорская власть. Население воспринимало её как данную Богом. Именно императорский титул, а не конкретного человека в короне почитали византийцы. Императорский престол часто захватывали удачливые военачальники или высшие государственные чиновники. Значительно реже титул передавался по наследству.
Человек, взошедший на трон, получал практически неограниченную власть над подданными. Император стоял во главе церкви, назначал чиновников и военачальников, контролировал сбор налогов, распоряжался государственной казной, издавал законы и осуществлял суд. Управление в Византии незначительно изменилось по сравнению с античным периодом. Только округа получили новое название – фемы.
Особое положение византийского императора подчёркивал пышный придворный церемониал. Перед своими подданными и иноземными послами император представал в одеждах, вытканных золотыми нитями и украшенных драгоценными камнями. Все приглашённые на приём не могли поворачиваться спиной к императору и говорили только по его приказу.
- Назовите органы управления, которые сохранились в Византии со времён античного Рима.
Церковь поддерживала императора. Её глава – константинопольский патриарх – был одним из главных советчиков и доверенных лиц императора. Провозглашалось, что между императором и патриархом существуют союзные отношения – симфония, в действительности император господствовал над церковью. Священники прославляли правителя в своих проповедях и сочинениях, помогали чиновникам управлять провинциями и областями империи.
- Кто и каким образом мог стать императором Византии? Какой властью он обладал?
- Как складывались отношения императора и христианской церкви?
3. Византия при императоре Юстиниане I.
Вершины своего могущества Византия достигла при императоре Юстиниане I (527–565). Его дядя захватил престол, будучи командиром гвардии, и впоследствии сделал племянника соправителем и наследником. По свидетельству современника, император был «одарён быстрым и изобретательным умом, неутомимым в исполнении своих намерений». Юстиниан расширил полномочия правителей в областях империи, передав им гражданскую и военную власть.
Рост налогов и произвол императорских чиновников привёл в 532 г. к крупному восстанию в Константинополе. Оно получило название «Ника» (от греч. «побеждай» – таков был лозунг восставших). Мятежники захватили почти весь город. Вельможи советовали императору бежать в провинцию. Юстиниана одолевали сомнения, но его супруга Феодора наотрез отказалась покидать Константинополь. Вдохновлённый её мужеством, император предпринял решительные действия. Мятежников заманили на ипподром и перебили.
После подавления восстания Юстиниан I продолжил укрепление государственной власти. В своей политике император опирался на средних и мелких землевладельцев, ограничивая притязания знати.
- Сравните одежду византийского императора и его слуги.
- Что свидетельствует о величии императора?
- Определите среди изображённых фигур епископа. Приведите аргументы в защиту своего мнения.
- Чем византийские священники отличались от других людей?
Он запретил вельможам захватывать земли свободных крестьян и принуждать их переходить под своё покровительство. Существующие в империи имущественные отношения, укрепление императорской власти и власти церкви нашли отражение в Кодексе Юстиниана – новом сборнике законов и распоряжений.
При Юстиниане строились крепости и города, была создана единая оборонительная система. Византийские войска, возглавляемые талантливыми полководцами, отвоевали захваченные варварами области бывшей Западной Римской империи: Северную Африку, Сардинию, Корсику, Италию, Сицилию, часть Испании. Эти успехи позволили Юстиниану I считать себя «господином обитаемого мира».
- Как изменились границы Византийской империи к концу правления Юстиниана I? Какие территории были присоединены к империи? Назовите народы, вторгавшиеся в пределы империи.
Созданная силой оружия огромная держава была непрочной. После смерти императора почти все захваченные им территории были потеряны.
- Что такое Кодекс Юстиниана? Для чего был создан этот документ?
- Почему Юстиниан I считал себя «господином обитаемого мира»?
4. Византия и её соседи.
Восточным соседом Византии был Иран – наследник Древней Персии. Города Ирана, расположенные на Великом шёлковом пути, окружали высокие неприступные стены. Местные ремесленники владели искусством изготовления оружия, доспехов, посуды, ювелирных украшений, тканей, ковров. Эти изделия, красивые и качественные, высоко ценились за пределами Ирана. Многие народы мечтали захватить страну и овладеть её богатствами.
Византия и Иран вели продолжительные войны. Правители Ирана – шахи из династии Сасанидов – для зашиты своей страны содержали сильную армию. Один из них – шах Хосров I (531–579) – разделил страну на военные округа – по четырём сторонам света, укрепил регулярное войско за счёт ополчения.
Ирано-византийские войны длились многие годы с переменным успехом, ослабляя оба государства. Содержание армий требовало огромных денег, гибли люди, росли налоги.
Северными соседями Византии были славянские племена. В период Великого переселения народов они заняли огромную территорию от побережья Балтийского моря до Северного Причерноморья, нижнего и среднего Дуная. Тогда же произошло разделение единого славянского народа на
три ветви: восточную, западную и южную. Восточные славяне – это предки современных русских, украинцев, белорусов; западные – предки чехов, словаков, поляков; южные славяне – предки современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев.
В VII в. хан Аспарух, предводитель тюркского племени болгар, совместно со славянами отвоевал у византийцев обширные владения на севере Балканского полуострова. Здесь в 681 г. было создано Болгарское царство, а его население (болгары и славяне) слилось в один народ.
- Назовите черты характера хана Аспаруха, которые подчеркнул скульптор.
Болгарский князь Борис расширил территорию своего государства. При нём болгары в 865 г. приняли христианство от византийских священников.
- Какие земли Византия приобрела и какие утратила с IX по XI в.?
Крещение Болгарии не привело к прекращению её войн с империей. Византия оказалась сильнее и нанесла сокрушительное поражение болгарам. Император Василий II Болгаробойца (976–1025) после одного из сражений приказал ослепить 15 тыс. пленных болгар. Византийцы отправили их к болгарскому царю. Потрясённый увиденным, он скончался. В 1018 г. Византия полностью подчинила себе Болгарию.
- Сравните одежду русского князя и византийского императора. Назовите различия.
- Какие отношения двух сильных людей отразил художник?
Непросто складывались отношения Византии с восточными славянами. В X в. военные успехи русского князя Олега, штурмовавшего Константинополь (Царьград), вынудили византийцев заключить с Русью торговые договоры. Посещение Константинополя княгиней Ольгой носило мирный характер – она приняла здесь христианство. Византийцы стремились использовать восточных славян для борьбы с Болгарией. Они уговорили сына Ольги, князя Святослава, начать войну с болгарами. Но, покорив часть страны, Святослав повернул оружие против Византии. Позднее, в 988 г., по просьбе сына Святослава, князя Владимира, посланники константинопольского патриарха крестили Русь.
- Как влияли войны Ирана и Византии на эти страны?
- Как складывались отношения славян и Византийской империи?
Вопросы и задания (стр.26)
- Определите, кто правил раньше – император Юстиниан или франкский король Хлодвиг. Сколько лет просуществовало Первое Болгарское царство?
- Рассмотрите иллюстрацию в начале параграфа. Что свидетельствует о сохранении традиций Римской империи в Византии?
- Сравните развитие земледелия, ремесла и торговли в Западной Европе и Византии в III–V вв. Где дело обстояло благополучнее и почему?
- Охарактеризуйте власть византийского императора.
- Составьте рассказ об императоре Юстиниане I, приведите два-три факта его деятельности.
- Какие народы были соседями Византии? Как складывались отношения империи с ними?
Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
Что позволило Византии выстоять под ударами воинственных соседей?
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ § 2.
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
для § 2 (для учителей)
Ключевой вопрос темы: Каким образом Восточной Римской империи удалось не только выстоять под натиском варваров, но и остаться самым могущественным государством раннесредневековой Европы, стать центром восточно-христианского мира?
Вы смотрели: Учебник по всеобщей истории УМК под общ.ред. Мединского (Абрамов, Тырин, Рогожкин). Цитаты из пособий 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Всеобщая история Мединский Учебник §2.