Всеобщая история Мединский Введение

6 класс смотреть онлайн: Введение учебника по всеобщей истории УМК под общ.ред. Мединского (Абрамов, Тырин, Рогожкин) + Поурочные разработки (Стрелова). Цитаты из пособий 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Всеобщая история Мединский Введение — ознакомительные фрагменты.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Всеобщая история
(Мединский) Введение

1. Средневековье – этап всеобщей истории.

Всеобщая история рассказывает о прошлом разных стран и народов. Все они имеют свои особенности, но у них есть и общие черты. Те страны, народы которых исповедуют одну религию, сходным образом ведут своё хозяйство, создают похожее социальное и политическое устройство, образуют большие человеческие общности – цивилизации. У каждой цивилизации свой неповторимый облик, они живут по своим законам и в своём времени.

В 5 классе вы уже начали изучать всеобщую историю – рассмотрели эпоху Древнего мира, когда существовали цивилизации Востока и Античности (Греции и Рима). Теперь вы узнаете о втором этапе всеобщей истории – эпохе Средних веков.

Понятие «Средние века» возникло в XV в. Жившие тогда учёные и писатели делили прошлое на три эпохи: Античность, которую они считали временем расцвета культуры и искусства; современность – время, в которое они жили; и Средние века, лежащие между этими двумя эпохами. Людям XV в. Средневековье казалось временем мрака и невежества, чёрным провалом в культуре. Современные историки не разделяют такого мнения. Ведь наряду с кровопролитными войнами, страшными эпидемиями и голодом, в Средние века развивались земледелие, ремесло и торговля, строились величественные соборы, слагались великолепные песни и стихи, совершенствовались органы государственного управления.

  1. Какие признаки позволяют говорить о цивилизации?
  2. Чем отличается современное представление о Средних веках от мнения людей XV в.?

Средневековая карта

  • Какие три части света показаны на средневековой карте?

 

2. Периоды Средневековья.

Средние века длились тысячу лет – с V по XV в. Их началом считается падение Западной Римской империи, а концом – крушение Византийской державы и открытие европейскими мореплавателями Америки и других земель. В эту эпоху на историческую сцену вышли народы современной Европы, возник мир ислама, а также продолжали существовать известные вам из истории Древнего мира цивилизации Китая и Индии. В изоляции от стран Европы, Азии и Африки развивались народы Америки, образовавшие уникальные, ни на что не похожие цивилизации.

Средние века принято делить на три периода. Отрезок времени с V по середину XI в. называют ранним Средневековьем. В этот период начинают складываться христианская и мусульманская цивилизации. Религии, лежащие в их основе, становятся мировыми.

Второй период (с середины XI по начало XIV в.) именуют зрелым или высоким Средневековьем. В это время хозяйственная, общественная и культурная жизнь стран и народов Европы и Азии достигает своего наивысшего расцвета. Цивилизации вступают в сложные отношения друг с другом.

Лента времени

  • Назовите эпохи всемирной истории и их временные рамки.

XIV–XV века – это позднее Средневековье, время изменения сложившихся в предыдущий период общественных порядков, постепенного формирования новых экономических и общественных отношений, непохожих на прежние. Великие географические открытия конца XV – начала XVI в., культура Возрождения и религиозная Реформация открывают в истории человечества новую страницу. Средневековье сменяет эпоха Нового времени.

На протяжении всего Средневековья отношения между цивилизациями складывались непросто. Они и враждовали, и сотрудничали, учась друг у друга и перенимая наиболее эффективные способы ведения хозяйства, технические новшества и культурные достижения.

  1. Какие периоды истории Средних веков выделяют учёные?
  2. Как в Средние века складывались отношения между цивилизациями?

 

3. Источники знаний об истории Средних веков.

Получить сведения о Средних веках позволяют исторические источники – фрагменты прошлого, сохранившиеся до наших дней.

В эпоху Средних веков было создано много документов: описаний исторических событий – хроник; биографий королей или тех, кого современники считали святыми; воспоминаний; литературных произведений. Дошли до нашего времени письма и международные договоры. Эти документы – важные письменные источники наших знаний о прошлом. Они позволяют не только установить факты, но и понять, как думали и чем руководствовались люди, жившие в Средние века.

Письменные источники содержат немало тайн, а их изучение иногда приводит к большим открытиям. Одно из них сделал отечественный учёный Юрий Валентинович Кнорозов. Он сумел расшифровать загадочную письменность индейцев майя, живших в средневековой Америке. Благодаря российскому учёному историки всего мира узнали имена живших тысячелетия назад правителей и жрецов, получили информацию о том, как майя выращивали свой урожай, что они знали об устройстве Вселенной. За своё открытие Ю. В. Кнорозов был удостоен Государственной премии на родине и награждён мексиканским правительством орденом Ацтекского орла, который вручается иностранным гражданам за исключительные заслуги.

Не меньшую роль в пополнении знаний о прошлом играют изобразительные источники. Они не только являются памятниками искусства, свидетельствующими о мастерстве художников, но также несут и важную информацию. Из иллюстраций, которыми снабжались рукописные книги, можно, например, получить представление о том, как одевались, трудились и развлекались в Средневековье. Сцены жизни и быта людей попадаются также в произведениях храмовой живописи.

Миниатюра из средневековой хроники

  • Какую историческую информацию можно получить из этого источника?

Дошли до нашего времени и многочисленные вещественные источники: от памятников архитектуры до предметов бытового обихода. Например, сохранились средневековые постройки: дворцы, мосты, крепости, храмы. Но многие здания сгорели в пожарах, были разрушены во время войн или заброшены. В этом случае для получения информации о прошлом требуются археологические раскопки. При их проведении археологи часто находят монеты, детали военного снаряжения, личные веши, посуду. Но эта «мелочь» порой оказывается не менее важной, чем грандиозные постройки, ведь она позволяет восстановить образ жизни людей, их домашний обиход.

Одной из интереснейших археологических находок является, например, Осебергский курган середины IX в. Археологи, начавшие раскопки в 1904 г. у селения Осеберг в Южной Норвегии, обнаружили могильный холм. Под ним находился корабль с мачтой и вёслами, повозка, сани, деревянные кровати и другие предметы домашнего обихода. Также в кургане были захоронены две женщины, несколько собак и лошадей.

  1. Что такое исторические источники? Какие они бывают?
  2. На основе информации об Осебергском погребении определите, каким представляли себе жители Норвегии IX в. загробный мир.

 

4. Как работать с учебником.

Учебник содержит не только главы и параграфы, но и вопросы, задания, иллюстрации, исторические карты, схемы, отрывки из научных текстов и исторических документов, а также словарь понятий.

В учебнике много дат. Указанные в скобках рядом с именами монархов и политических деятелей даты отражают время их правления или деятельности. В случае с деятелями религии, культуры и науки приводятся даты их жизни.

Разобраться в книге, быстро получить нужную информацию вам помогут условные обозначения. Будьте внимательны, и они подскажут вам, как работать с учебником.

Условные обозначения


 

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
темы «Введение» (для учителей)

 


Вы смотрели: Введение учебника по всеобщей истории УМК под общ.ред. Мединского (Абрамов, Тырин, Рогожкин). Цитаты из пособий 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения. Код материалов: Всеобщая история Мединский Введение.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.