Глава 7. ЗАГАДКИ РУССКОЙ ДУШИ

Родная русская литература 6 класс. ЗАГАДКИ РУССКОЙ ДУШИ (Чудеса нужно делать своими руками. Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила». Н. С. Лесков. Неразменный рубль. В. П. Астафьев. Бабушка с малиной). Ознакомительная версия для покупки учебника «Александрова, Аристова, Беляева: Родная русская литература. 6 класс». Цитаты из учебника использованы в учебных целях.

Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ

Литература 6 класс (УМК Александрова)

ЗАГАДКИ РУССКОЙ ДУШИ

 

Чудеса нужно делать своими руками

Русский характер обладает такими свойствами, которые не перестают удивлять другие народы. Русский человек, несмотря на трудности, в любой ситуации остаётся оптимистом и продолжает верить в чудеса, в то, что пройдёт чёрная полоса жизни и она изменится к лучшему. Русское понятие «авось», означающее «а вдруг получится?!», наиболее ярко иллюстрирует эту черту. Надежда на чудо, на то, что проблемы могут решиться сами собой, породила пословицы и поговорки про «русский авось»:

Русский человек на трёх сваях крепок:
авось, небось да как-нибудь.
Авось кривая вывезет.
На авось мужик и хлеб сеет.
Авось и к нам на двор солнышко взойдёт.

Вместе с тем русская натура противоречива: в фольклоре много пословиц и поговорок, утверждающих, что нельзя надеяться на удачу, счастливый случай, благоприятное стечение обстоятельств, осуждающих «русский авось»:

От авося добра не жди.
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
На авось не надейся.
Понадеялся на авось, и дело сорвалось.

Хотя русский человек часто надеется на чудо, идёт на риск, не допустимый при разумном подходе к делу (и в итоге совершает самые невероятные открытия и поступки), ему присуще и трудолюбие, и искренняя любовь к своему делу. Отсюда родилось убеждение, что чудеса можно делать своими руками.

Национальной чертой считается широта русской души, которая выражается и в способности прийти на помощь любому, кто в этом нуждается, и в отсутствии злопамятности, и в умении сострадать и жалеть ближнего. Сохранять эту способность русским людям помогает вера в то, что добрые дела не исчезают бесследно, поэтому человек должен быть искренним, поступать по совести, вкладывать в своё дело душу. Тема русского характера занимала важное место в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева.

Вопросы и задания (стр 139)

№ 1. Согласны ли вы с тем, что чудеса можно делать своими руками?
ОТВЕТ: Да, конечно, согласен. Нужно быть добрым и честным.

№ 2. В чём выражается широта русской души?
ОТВЕТ: Русский человек, несмотря на трудности, продолжает быть оптимистом и приходить на помощь другому, в нем отсутствует злопамятность, он умеет сострадать.

Фёдор Иванович Тютчев

Литературные имена России: Фёдор Иванович Тютчев (1803— 1873) — выдающийся русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, публицист, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Поступив после окончания Московского университета на службу в Государственную коллегию иностранных дел, Тютчев был направлен в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Поэт и дипломат 22 года прожил за границей, но свои лучшие стихи Тютчев написал на русском языке.

Из первых уст
…Чтобы возвести своё поэтическое, русское слово до такой степени красоты и силы, при чужеязычной двадцатидвухлетней обстановке, когда поэту даже некому было и поведать своих творений… для этого нужна была такая самобытность духовной природы, которой нельзя не дивиться. (И.С.Аксаков)
Он покинул Россию,
казалось, на двадцать два года.
Но глаза понапрасну по родине не моросили,
и ещё существует у русских такая порода:
власть для них чужестранка,
а там, где они, —
там Россия.
(Е. А. Евтушенко)

Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…» на сайте Русская поэзия: https://rupoem.ru/tyutchev/chemu-by-zhizn.aspx. Какая основная мысль утверждается в нём? Обоснуйте своё мнение.
ОТВЕТ: Основная мысль в том, что сердце всегда должно верить в чудеса. («Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса»).

Работаем со словом
Нескудёющий
— не утрачивающий своих богатств, неиссякающий. Нетленный (высок.) — здесь: никогда не исчезающий, вечный.
Благодать — в христианстве: дар человеку от Бога; Божья помощь, покровительство.

Историко-культурный комментарий
Душу положить за други — строка из Библии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Положить душу свою не значит только отдать жизнь свою, как отдавали мученики, умереть за ближних своих; положить душу свою — значит отречься от себя, от своих устремлений к богатству, к наслаждениям и славе. Это значит — целью своей жизни поставить служение своим ближним.

Размышляем над прочитанным (стр 141)

№ 1. Почему в первой строфе противопоставлены реальность (жизнь) и чудеса?
ОТВЕТ: Жизнь может быть жестока, но в ней всегда будет место чуду.

№ 2. Прокомментируйте переносный смысл второй и третьей строф. Во что, по мнению Ф. И. Тютчева, должен верить человек? Как вы понимаете строки: «Не всё, что здесь цвело, увянет, / Не всё, что было здесь, пройдёт!»?
ОТВЕТ: Человек должен верить во что-то возвышенное, в то, что выше земного: в любовь, веру, сострадание. Эти чувства вечны, они неподвластны времени.

№ 3. Почему Ф. И. Тютчев считает веру в вечную красоту и всеобщую любовь доступной не всем?
ОТВЕТ: Не каждая душа способна испытывать такое. Это доступно только искренним и любящим людям.

№ 4. Какими качествами должен обладать человек, чтобы его душа была открыта ко всему светлому и гуманному?
ОТВЕТ: Человек должен обладать состраданием, самоотверженно любить.

№ 5. В чём особенности композиции стихотворения? Какую роль играют в нём многочисленные анафоры (анафора — повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф)?
ОТВЕТ: Поэт использует анафору, чтобы выделить наиболее важные мысли.

№ 6. Как в стихотворении Ф. И. Тютчева раскрывается смысл высказывания о поэте И. С. Аксакова? Как вы понимаете слова Е. А. Евтушенко о Тютчеве?
ОТВЕТ: Поэт смог сохранить глубину своей души, даже находясь за границей.

№ 7. Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.

Николай Семёнович Лесков

Литературные имена России: Николай Семёнович Лесков (1831—1895) провёл детство в деревне, где, общаясь с сельскими жителями, впитывал язык русского народа, впоследствии ставший основой уникального «лесковского языка» — своеобразной манеры повествования, главной особенности его писательского стиля. Лесков создавал литературные произведения, которые долгое время не были поняты не только его современниками, но и потомками. Он Портрет И. С. Лескова, писал о загадках души русского чело- Худ. В. А. Серов. 1894 века, о тайнах его внутреннего мира, о причинах добра и зла в сердцах людей. За близость к русскому народу и знание его сокровенных черт Л. Н. Толстой назвал Лескова «самым русским из наших писателей».

Несколько произведений писатель объединил в сборник «Праведники»; в них он рассказал о милосердных и великодушных, честных и совестливых людях, которыми богата Русская земля. Самый яркий образ в галерее «праведников» — это Левша, герой «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе» (1881).

Автобиографический рассказ Н. С. Лескова «Неразменный рубль» с подзаголовком «Рождественская история» был опубликован в 1883 году в детском журнале «Задушевное слово». В его основу легла фольклорная легенда о неразменном рубле, который всегда возвращался к хозяину, когда тот расплачивался им.

Из первых уст
Лесков удивительно русский писатель, так как он связан своим мастерством с русским бытом и писал он о том, что русские люди действительно любили. (Д. С. Лихачев)
Литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников. (М. Горький)

Историко-культурный комментарий
Неразменный рубль — образ славянской мифологии. По народному поверью, серебряный рубль, имеющий свойство возвращаться к своему обладателю, можно было выменять у нечистой силы за чёрную кошку или жаренного в перьях гусака в полночь на дорожной развилке. Если после получения рубля вернуться домой, не оглядываясь и ни с кем не разговаривая, то в доме до конца жизни будет достаток. Если же человек оборачивался (тёмная сила окликала его, обещая награду), то он оказывался в болоте с пустыми руками. К образу неразменного рубля (или пятака) обращались в своих произведениях русские писатели С. А. Клычков и братья А. и Б. Стругацкие.

№ 1. Объясните, как вы поняли слова М. Горького и Д. С. Лихачёва о Н. С. Лескове. Кто такие праведники? Встречали ли вы таких людей в жизни?
ОТВЕТ: Лесков связал свои произведения с русским бытом, поэтому его герои любимы русским народом.

№ 2. Прочитайте рассказ Н. С. Лескова «Неразменный рубль». Какие чудеса происходят в нём?
ОТВЕТ: «Есть поверье, будто волшебными средствами можно получить неразменный рубль, то есть такой рубль, который, сколько раз его ни выдавай, он всё-таки опять является целым в кармане».

Неразменный рубль

https://skazki.rustih.ru/nikolaj-leskov-nerazmennyj-rubl/

Работаем со словом
Нестаточный {разг.) — не подходящий для кого-либо или чего-либо; невозможный.
Рядиться — здесь: одеваться в маскарадный костюм.
Кромы — посёлок городского типа в Орловской области.
Патока — густое, тягучее сладкое вещество белого или кремовато-белого цвета, продукт переработки сахара (применяется в кондитерском и консервном производствах).
Столбики, сосульки, резь — старинные сладости.
Калёный — здесь: поджаренный прямо на огне, без воды и масла.
Рюшевые мармотки — тюлевые оборки у женских шляп с внутренней стороны полей.
Обедня — христианское богослужение, совершаемое утром или в первой половине дня; литургия.
Онуча — кусок плотной материи, навёртываемый на ногу при ношении лаптей или сапог; портянка.
Лыко — внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев (преимущественно липы); кусок, полоса такой коры, используемая для изготовления верёвок, корзин, плетения рогож, лаптей и т.п.
Грош — старинная медная монета в две копейки, позднее — полкопейки.
Ключница — прислуга в помещичьем доме, в ведении которой находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.
Сердоликовые запонки — металлические застёжки с вставками из сердолика (полудрагоценного камня красного или оранжевого цвета), вдеваемые в петли на воротнике, груди или рукавах рубашки.
Псалтырь — часть Библии, состоящая из 150 религиозных песнопений — псалмов.
Приход — здесь: церковная община (прихожане).
Провидение — высшая божественная сила, направляющая судьбы людей и всего мира к благу; Промысл Божий.

Размышляем над прочитанным (стр 151)

№ 1. Какие рождественские рассказы вы читали? Какие чудесные события в них происходили? Чем похож на них рассказ «Неразменный рубль»? Чем это произведение похоже на сказку?
ОТВЕТ: А. Куприн «Елка в капельке» (детские воспоминания писателя о новогодней елке, радостном празднике, полном добра и чудес). Все эти рассказы раскрывают добро в сердце. На сказку рассказ похож потому, что в нем действует волшебный предмет, он наполнен фантастическими событиями, имеет добрый конец.

№ 2. Почему вначале неразменный рубль возвращался к герою, а потом исчез?
ОТВЕТ: Вначале герой тратил их на добрые дела, а затем решил потратить на дурное дело.

№ 3. Как бабушка объясняет сон Миколаши? Согласны ли вы с её толкованием сна? Аргументируйте свой ответ. Прокомментируйте слова бабушки: «Чем он [человек] более черпает из своей души, тем она становится богаче». Почему герой испытывает в конце рассказа «полное счастие»?
ОТВЕТ: Чем больше добра отдает человек, чем больше помогает другим, тем счастливее становится. Герой счастлив оттого, что может помогать другим, делать добро.

№ 4. Какой символический смысл вы видите в таких образах рассказа, как неразменный рубль, человек в жилете с блестящими пуговицами, пузатый купец, бабушка мальчика?
ОТВЕТ: Неразменный рубль – добро в душе
Человек в жилете – тщеславие
Пузатый купец – гордыня
Бабушка мальчика – мудрость и милосердие.

№ 5. О каких положительных и отрицательных человеческих чертах повествует Н. С. Лесков в рассказе?
ОТВЕТ: Положительные: доброта, сострадание, взаимопомощь.
Отрицательные: гордыня, тщеславие, эгоизм.

№ 6. Какие проблемы поднимает писатель в рассказе: предназначение человека, реализация его способностей и призвания, приобретение опыта, славы, самостоятельности, выбора, жертвенности? Подтвердите своё мнение примерами из рассказа.
ОТВЕТ: Писатель поднимает все эти проблемы, подчеркивая, что истинное предназначение человека – быть добрым, делать добро, помогать другим. Мальчик хранил свой рубль, пока помогал другим, а как только возгордился, потерял и рубль, и счастье. Бабушка была мудрой и опытной, она уже прошла через жизненные испытания и знала, что на самом деле представляет ценность.

№ 7. Сравните рассказ Лескова с народной легендой о неразменном рубле. Почему, по-вашему, писатель отступает от сюжета легенды? Какой нравственный смысл он вносит в свой рассказ?
ОТВЕТ: Писатель вносит свой смысл, подчеркивая, что истинная ценность – в помощи другим. Герой эстонской сказки также имеет неразменный рубль, в конце он также совершает добрый поступок: дарит рубль первенцу своего брата, чтобы научить его добру. «Когда мальчик вырастет и задумает покинуть отчий дом, дайте ему с собой в дорогу этот подарок. Он поможет юноше найти свое счастье, как помог когда-то и мне».

Диалог культур

Неразменный рубль. Эстонская сказка

Прочитайте эстонскую народную сказку «Неразменный рубль». Что общего этот сюжет имеет с историей, рассказанной Н. С. Лесковым? Правильно ли герой распорядился подарком крёстной?

https://deti123.ru/skazka/nerazmennyj-rubl

Круг чтения
Н. С. Лесков. Человек на часах. Старый гений. Эстонская народная сказка «Неразменный рубль».

Виктор Петрович Астафьев

Литературные имена России: Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — замечательный русский писатель, коренной сибиряк. Возможно, именно Сибирь наградила его мужественным и стойким характером, помогла выжить в таких ситуациях, которые были бы не по плечу человеку менее закалённому и выносливому. Самым чудесным человеком в детстве стала бабушка, воспитывавшая В. П. Астафьева после смерти матери. Светлый образ бабушки писатель запечатлел во многих своих произведениях.

Характер Астафьева в юности закалили суровые военные будни. В 1941 году он пошёл на фронт добровольцем, участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в освобождении Польши. Тема природы и ответственности человека за окружающий мир — главная в творчестве писателя. Высоким художественным мастерством отличаются и книги о деревенской жизни, которую он знал с детства. В. П. Астафьева всегда интересовали нравственные аспекты человеческой жизни, проблемы воспитания подростков. Поэт Михаил Дудин как-то отметил, что Астафьев «писал для того, чтобы читатель мог услышать боль каждого». Писатель был подлинным мастером живого литературного языка, полюбившегося миллионам читателей, поэтому его произведения издавали во многих странах.

Из первых уст
Астафьев — самобытный русский писатель, настойчивый правдолюбец. Из первых, кто чутко отозвался на нравственную порчу нашей жизни. (А. И. Солженицын)
Пока живёт это слово и этот человек, живы и мы… (В. Я. Курбатов)

Бабушка с малиной

Прочитайте рассказ «Бабушка с малиной». Подумайте, какие национальные черты русского характера отразил в нём В. П. Астафьев.

https://skazki.rustih.ru/viktor-astafev-babushka-s-malinoj/

Работаем со словом
Туес — цилиндрический берестяной короб с плотно прилегающей крышкой.
Родова — родня, родственники.
Подсачник — вспомогательный сачок на рыбалке, использующийся в основном для выуживания крупной рыбы.

Размышляем над прочитанным (стр 160)

№ 1. Где происходит действие рассказа? Почему обычная ситуация стала для писателя художественным материалом?
ОТВЕТ: Действие происходит в вагоне поезда. В поезде нередко едут обычные русские люди, разговаривая по душам.

№ 2. Найдите в рассказе портрет бабушки. Какие её черты подчёркивает автор? Почему потеря малины стала для старушки трагедией? Как вы думаете, что стало истинной причиной её горя? Обоснуйте свой ответ.
ОТВЕТ: «Сухие, сморщенные губы дрожали и дрожали, руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы, тоже тряслись». Старушка очень много работала. Но с оптимизмом рассказывала ребятам о своей жизни. На самом деле, в душе у бабушки было пусто, потому что она потеряла своих родных. Только сбор малины делал ее счастливой, оттого потеря урожая стала для нее настоящей трагедией.

№ 3. Проследите, как ведут себя после случившегося школьники и бабушка. Почему школьники в вагоне стали «притихшими», а бабушка сидела «молча»? Какие ещё художественные детали использует автор, чтобы охарактеризовать их внутреннее состояние? Запишите детали в два столбика и сделайте вывод, какие оценки даёт героям автор.
ОТВЕТ: Школьники понимали, что неуместно веселиться, когда другой расстроен.
Школьники: притихшие
Бабка: одна на скамейке, пустой фонарь, фонарь-сирота.

№ 4. Подготовьте чтение по ролям фрагмента рассказа со слов «Рыбак неловко прокашлялся» до конца рассказа. Обсудите в группе возможные интонации для разных чтецов. Какие слова в диалоге нужно подчеркнуть логическими ударениями? Догадайтесь, что предложил рыбак школьникам. Как это характеризует рыбака? Почему «лица у ребят просияли»? Как понять слова рыбака «Хорошие ребята. Только догадка у них ещё слаба»?
ОТВЕТ: Логические ударения: интересное скажу, лица у ребят просияли, ребята ж эти все внуки твои, хорошие ребята, снова грянули песню, востроязыкий народ. Рыбак предложил детям поделиться малиной с бабкой, это характеризует его как человека, обладающего состраданием. Ребята тоже хотели помочь, но не догадались как, а потом засияли от предложения сделать доброе дело.

№ 5. Можно ли считать чудом помощь школьников бабке? Аргументируйте свою позицию. Что значит «делать чудеса своими руками»?
ОТВЕТ: Да, можно, ведь они осчастливили бабушку. «Делать чудеса своими руками» — это делать счастливым другого.

№ 6. Какие нравственные выводы можно сформулировать после чтения рассказа?
ОТВЕТ: Помогать другим – это счастье.

№ 7. Критик К. Азадовский как-то сказал, что Астафьев — писатель, «умный сердцем». Как вы понимаете эти слова?
ОТВЕТ: Писатель обладал мудростью и состраданием.

Круг чтения
В. П. Астафьев. Рассказы из сборника «Конь с розовой гривой»: Гирманча находит друзей. Песнопевица. Злодейка. Зачем я убил коростеля? Капалуха. Белогрудка. Гуси в полынье. Запах сена. Монах в новых штанах. Осенние грусти и радости. Щурок — швырок.

 

Перейти в ОГЛАВЛЕНИЕ

 


Вы смотрели: Родная русская литература 6 класс. ЗАГАДКИ РУССКОЙ ДУШИ (Чудеса нужно делать своими руками. Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила». Н. С. Лесков. Неразменный рубль. В. П. Астафьев. Бабушка с малиной). Ознакомительная версия для покупки учебника «Александрова, Аристова, Беляева: Родная русская литература. 6 класс». Цитаты из учебника использованы в учебных целях.

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.