УМК по биологии «Линия жизни» для 6 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник §31. Фотосинтез. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 6 класс (Линия жизни) Учебник §31
<< § 30 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 32 >>
§ 31. Фотосинтез
ВСПОМНИТЕ: 1. Какие вещества входят в состав растений? 2. Какова роль хлоропластов жизни растений?
Откуда в растении берутся органические вещества
В конце XVIII в. учёные с помощью опытов выяснили, что для нормального роста и развития растениям необходимы вода, минеральные и органические вещества. Вы уже знаете, что воду и минеральные вещества растение получает из почвы.
Откуда в растении берутся органические вещества? Где они образуются? Учёные нашли ответы на эти вопросы. Они установили, что такие органические вещества, как сахар и крахмал (углеводы), образуются из углекислого газа и воды в клетках, содержащих хлоропласты, и только при участии света.
Процесс образования органических веществ из неорганических (углекислого газа и воды) в хлоропластах с использованием энергии света называют фотосинтезом.
Фотосинтез (рис. 83) происходит только в тех клетках, которые содержат хлоропласты. В хлоропластах имеется зелёный пигмент хлорофилл, который придаёт растению зелёную окраску. Именно он улавливает энергию света, необходимую для образования органических веществ.
У растений имеются приспособления для улавливания света: широкая и плоская листовая пластинка; такое расположение листьев на стебле, чтобы они не затеняли друг друга; прозрачная кожица, через которую, как через стекло, свет проникает внутрь листа.
Углекислый газ, необходимый для фотосинтеза, растение поглощает из воздуха. Часто в растениях образуется больше органических веществ, чем может быть немедленно израсходовано для роста и других жизненных процессов. Часть органических веществ запасается в семенах, клубнях, луковицах. Наиболее важным и часто запасаемым растениями веществом является крахмал.
Роль фотосинтеза в природе и жизни человека.
Созданные в процессе фотосинтеза органические вещества — источник нищи и энергии для всего живого на Земле. За миллиарды лет на нашей планете накопились большие запасы органических веществ в виде каменного угля и торфа. Всё это бывшие растения, в которых запасена преобразованная солнечная энергия.
В процессе фотосинтеза растения выделяют кислород. Именно благодаря фотосинтезу поддерживается постоянство газового состава в атмосфере. В настоящее время в атмосфере содержится около 21% кислорода и 0,03% углекислого газа. В использовании растением солнечной энергии проявляется связь между Землёй и космосом — космическая роль растений. Поглощение в процессе фотосинтеза углекислого газа служит препятствием для увеличения его содержания в атмосфере. Выделяемый при фотосинтезе кислород в виде кислородно–озонового экрана атмосферы защищает всё живое от губительного ультрафиолетового излучения.
Человек широко использует продукты фотосинтеза не только в пищу, но и в хозяйственной деятельности как строительный материал, сырьё для производства вискозного шёлка, бумаги, спирта, лекарственных препаратов и др.
Вопросы после п.31 (стр.133)
- Что такое фотосинтез?
- Какие приспособления имеют растения к улавливанию световой энергии?
- Какова роль хлорофилла в процессе фотосинтеза?
- Почему у растений, растущих рядом с цементным заводом, фотосинтез идёт менее интенсивно?
- В чём проявляется космическая роль растений?
ПОДУМАЙТЕ! Почему можно считать, что жизнь на Земле зависит от фотосинтеза?
Моя лаборатория
Установлено, что 1 га леса весной и летом за час выделяет кислорода столько, что его достаточно для дыхания 200 человек за это же время. В городском парке из–за загрязнения атмосферы интенсивность фотосинтеза у растений в 4 раза ниже по сравнению с растениями леса.
Лабораторная работа 1
В процессе фотосинтеза образуются органические вещества и кислород. Чтобы доказать, что для образования органических веществ в листьях растениям необходим свет, поставим следующий опыт.
- Возьмём два листа: один с растения, стоявшего на свету, другой с растения, находившегося 2—3 дня в темноте.
- Прокипятим листья в спирте, затем промоем их в воде.
- Нанесём на листья раствор йода в йодистом калии.
На рисунке 84 видно, что окраска листьев неодинакова: лист растения, находившегося на свету, окрасился в сине–фиолетовый цвет из–за наличия в нём крахмала (рис. 84, а). Крахмал образуется в листе в процессе фотосинтеза. С листом растения, стоявшего в темноте, этого не произошло, так как в нём нет крахмала (рис. 84, б). Значит, для образования крахмала в листьях необходим свет.
Лабораторная работа 2
Для того чтобы доказать образование кислорода в процессе фотосинтеза, поставим следующий опыт.
- Возьмём веточки водного растения элодеи и поместим в банку с водой, предварительно обогащённой углекислым газом.
- Накроем растения воронкой, на которую надета наполненная водой пробирка (рис. 85).
- Поставим банку на яркий солнечный или электрический свет. Вскоре в пробирке мы увидим выделение пузырьков газа. Когда пробирка наполнится газом, с помощью тлеющей лучинки выясним, что это за газ. Если лучинка вспыхнет ярким пламенем, это будет подтверждением того, что в пробирке кислород. Следовательно, растение на свету выделяет кислород.
Задания на стр.135
- Решите задачу. Подсчитано, что в солнечный день зелёная листва общей площадью 25 м2 даёт за час столько кислорода, сколько требуется для дыхания одному человеку за это же время. Дыхание скольких человек может обеспечить один дуб с общей площадью листвы 1500 м2? дубовая роща из 50 одинаковых дубов?
- Люди специально озеленяют города, особенно промышленные районы. Объясните, с какой целью это делается. Выясните, какие растения высаживают в вашем городе для этой цели.
Вы смотрели: Биология 5-6 Пасечник Учебник §31. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.