Обществознание Боголюбов Учебник §19 «Развитие общества». Ознакомительный фрагмент 2023 года. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Обществознание 6 класс Учебник § 19.
<< § 18 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 01 >>
§19. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
ЗАДУМАЕМСЯ
Средняя продолжительность жизни древнего человека не превышала 25 лет, сегодня этот показатель составляет 70—75 лет. Говорит ли это о прогрессе общества? Есть ли у прогресса «тёмные стороны»? Если вам повезло жить в экологически чистом месте, значит ли это, что ухудшение состояния природной среды вас не касается?
ВСПОМНИМ
Как влияет общество на развитие человека?
Изучив параграф, вы узнаете:
- Всякое ли общественное изменение является развитием
- Что называют общественным прогрессом и в чём он выражается
- Какие общественные проблемы приобрели глобальный характер
- Можно ли предотвратить экологический кризис
- Как международные организации участвуют в решении глобальных проблем
Развитие и прогресс
В обществе происходят постоянные изменения. Бывает, что они заметны сравнительно небольшому кругу людей, как, например, появление детской площадки на месте заброшенного пустыря.
Но есть и крупные изменения, влияющие на жизнь многих людей. К таким, к примеру, новшествам относится переход в нашей стране в начале XX в. ко всеобщему начальному образованию (до этого многие дети вообще не посещали школу). Государством были созданы все необходимые условия для осуществления этого решения: строились школы, велась подготовка учителей, создавались учебники. В дальнейшем обязательный период обучения в школе увеличился.
Устойчивые, закономерные, необратимые изменения в обществе называются развитием. Развитие от менее совершенного к более совершенному, от менее развитого к более развитому получило название прогресса.
Прогресс (от лат. progressus — продвижение, успех) — это своего рода рывок, явный переход на качественно новый уровень развития. Необходимо отметить, что иногда усилия предпринимаются, развитие можно наблюдать, но значительных улучшений не заметно. В этом случае говорить о прогрессе не приходится. В частности, подобным образом развивались многие отрасли хозяйства в Средние века.
ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ
В 20–30-е гг. XX в. К. Э. Циолковским и другими исследователями был выдвинут ряд научных идей, которые легли в основу космонавтики. В 1940-е гг. группа советских специалистов начала разрабатывать идею создания искусственного спутника, работать над проектом пилотируемого ракетного аппарата. В 1957 г. Советский Союз осуществил запуск первого искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек. Им стал советский космонавт Ю. А. Гагарин. Затем состоялись групповые полёты, человек вышел в открытый космос, были созданы орбитальные станции.
- Можно ли считать, что в XX в. произошло развитие такой отрасли, как космонавтика? Поясните свой ответ. Какой период в истории освоения космоса может служить наиболее ярким примером прогресса в этой области? Почему вы так считаете?
Постоянные изменения в общественной жизни сочетаются с устойчивостью отдельных явлений, организаций. Тысячелетия существует семья. Её формы менялись, но в целом небольшой коллектив близких родственников оказался очень устойчивой малой группой. Несколько тысячелетий насчитывает и история такой формы организации общественной жизни, как государство. Из глубины веков пришли к нам основные нормы морали, религиозные заповеди.
Устойчивость и изменчивость — две стороны одной медали. Без определённой повторяемости, чёткого порядка люди утратили бы жизненные ориентиры. Без изменений было бы невозможно то, что мы сегодня называем прогрессом.
На уроках истории вы узнали, как постепенно менялась жизнь людей в древности. Темпы развития были медленными. Но со временем скорость изменений всё более возрастала. Сегодня существенные перемены наблюдают люди одного поколения.
- Побеседуйте с родителями, узнайте у них, каких современных технических средств для домашнего обихода не было в то время, когда они сами были подростками. Выясните их отношение к этим новшествам. Поразмышляйте над тем, как могла бы измениться ваша жизнь, если бы не было посудомоечных и стиральных машин, пылесосов, блендеров и т. д.
РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
В чём вы видите прогресс в развитии медицины? Что, на ваш взгляд, способствовало прогрессу в этой области?
Различные стороны жизни общества развиваются неравномерно. Прогресс в одной области может сочетаться с застоем или даже упадком (регрессом) в другой. Существует понятие «цена прогресса». К примеру, переход от гужевого транспорта к автомобильному, что, несомненно, было в своё время выражением технического прогресса, привёл к загрязнению воздуха, ухудшению состояния окружающей природной среды. А поскольку в современном обществе усилились взаимосвязи и взаимозависимости, экологическая проблема приобрела планетарный масштаб.
В современном обществе усиливается взаимосвязь стран и народов. Это проявляется в укреплении и расширении экономических, научно-технических, культурных связей. Сближению людей способствует развитие новых средств связи и коммуникации. Сегодня, к примеру, мы широко используем мобильные телефоны, возможности Интернета. Бурно развивается транспорт: возрастают скорости, расширяется транспортная сеть. Не последнее место среди причин более тесного взаимодействия государств занимает возникновение общемировых проблем, касающихся всех людей планеты.
Глобальные проблемы современности
Ухудшение состояния природной среды обитания людей (экологический кризис) является одной из глобальных проблем человечества. К ним также относят угрозу новой мировой войны, возрастание разрыва в уровне развития между экономически развитыми и развивающимися странами (проблема «Север — Юг»), продовольственную проблему, угрозу международного терроризма и некоторые другие. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus — шар; франц. global — всеобщий), поскольку они затрагивают интересы всего человечества. Кроме того, их решение требует совместных усилий стран и народов мира.
Со сложными общественными проблемами, кризисными ситуациями люди не раз сталкивались в разные исторические эпохи, однако раньше эти проблемы имели ограниченный, локальный характер. О глобальных проблемах учёные заговорили в середине прошлого века, когда в результате усиления экономических связей, политических и культурных контактов стала складываться всемирная общность людей, целостность современного мира. Этому способствовало бурное развитие всех видов транспорта, а также средств связи и массовой коммуникации (радио, телевидения, телефонной связи, Интернета).
Рассмотрим некоторые из этих проблем более обстоятельно.
Войны были спутниками человечества на протяжении всей его истории. По подсчётам специалистов, из последних четырёх тысячелетий только 300 лет были полностью мирными. Всё остальное время в том или ином месте на Земле шли войны. Постепенно молох войны становился всё более жестоким, росли людские и материальные потери. Прошлый век вошёл в историю как эпоха двух мировых войн, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей. Число погибших в годы Второй мировой войны (1939—1945) составило 55 млн человек. В последующий период ряд стран стали обладателями ядерного оружия — оружия огромной разрушительной силы. Поэтому третья мировая война, если она разразится, может стать трагическим финалом всей истории человечества. Для предотвращения этой угрозы постоянно ведутся межправительственные переговоры, подписываются соглашения между странами, предпринимаются усилия по нераспространению ядерного оружия и сокращению так называемых обычных вооружений.
РАССМОТРИМ СХЕМУ
Используя материал параграфа, объясните на примерах, как глобальные проблемы связаны между собой.
Термин «Север – Юг» появился почти полвека назад. На одной из международных конференций группа стран, освободившихся во второй половине прошлого века от колониальной зависимости («Юг»), потребовала от экономически развитых стран («Север») облегчить им доступ к новым технологиям, предоставить преимущества в международной торговле. Это позволило бы молодым государствам быстрее наверстать отставание в экономике. Однако за прошедшие десятилетия сократить этот разрыв не удалось. Он даже возрос и превратился в проблему планетарного масштаба, поскольку развивающиеся страны — это часть мирового хозяйства и их трудности неизбежно отражаются на других государствах. Доходы на душу населения в наиболее богатых государствах почти в сорок раз превышают этот показатель в беднейших странах.
К причинам экономического отставания стран «Юга» относят их колониальное прошлое, а также скачкообразный рост их населения в последние десятилетия благодаря увеличению рождаемости. Такое возрастание численности народонаселения служит проявлением ещё одной глобальной проблемы — демографической (от греч. «демос» — народ). К последствиям этого процесса можно отнести резкое возрастание миграции в развитые страны, куда люди из бедных стран едут в поисках работы и лучших условий жизни, и ухудшение экологической ситуации. Для расширения пахотных земель активно вырубаются леса, особенно тропические, рост промышленности ведёт к загрязнению окружающей среды. Международное сообщество и отдельные государства оказывают помощь развивающимся странам. Одним из видов такой помощи является уменьшение внешней задолженности. Так, наша страна в начале 2000-х гг. списала с африканских стран долгов на сумму более 20 млрд долларов.
Как преодолеть экологический кризис?
Ещё с древности, используя природное сырьё и материалы, обрабатывая почву, человек оказывал воздействие на природу. Но с началом мощного промышленного развития масштабы этого воздействия многократно возросли. Людям требовалось всё больше сырья для растущего производства, соответственно увеличивалось и количество отходов, в том числе и вредных для окружающей среды; тяжёлая сельскохозяйственная техника была гораздо производительнее ручных орудий, но она вела к разрушению почвы. Уже в прошлом веке стало наблюдаться нарушение равновесия между природой и обществом. Участились наводнения, ураганы, усилилось загрязнение атмосферы, Мирового океана, снизилось плодородие земель, началось сокращение биологических видов.
ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ
К настоящему времени половина всех почв подверглась деградации (опустыниванию, заболачиванию и т. п.). К началу нынешнего века половина бывшей площади лесов на планете уже полностью уничтожена человеком.
- К каким последствиям ведёт уничтожение лесов? Как, на ваш взгляд, связаны деградация земель и вырубка лесов?
Борьба с экологическим кризисом ведётся по нескольким направлениям.
Разработка и использование технологии, способствующих снижению вредных выбросов. Обратимся к такому направлению, как очистка сточных вод. Примером современного предприятия в этой области может служить Люберецкая станция аэрации, очищающая 40% сточных вод Москвы и ряда городов Подмосковья.
Здесь используется техника и технология, позволяющая осуществить полный цикл очистки воды. Современные технологии позволяют вести борьбу и с вредными выбросами в атмосферу. Для этого на предприятиях, в частности, устанавливаются специальные аппараты: пылеуловители, уловители твёрдых примесей и т. п.
Принятие государствами законов, направленных на охрану природы. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Там же указано, что каждый должен сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам. В нашей стране принят также специальный закон «Об охране окружающей среды».
ОБРАТИМСЯ К ИСТОЧНИКУ
Из Уголовного кодекса Российской Федерации
Из статьи 261
- Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнём или иными источниками повышенной опасности наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до четырёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо лишением свободы на тот же срок…
- Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх до четырёх лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от восемнадцати месяцев до трёх лет или без такового.
- В первом и третьем разделах статьи говорится о таком преступлении, как уничтожение или повреждение лесных насаждений, однако наказание, предусмотренное в третьем разделе, значительно строже. Чем это объясняется?
Экологическое воспитание. Человек всегда использовал плоды и ресурсы природы для удовлетворения своих потребностей. Особенный размах такое потребление естественных богатств получило в условиях значительного роста народонаселения на нашей планете и подъёма промышленного производства. Но сегодня изъятие большого количества ресурсов природы превышает её возможности самовосстановления. Это говорит о том, что пришло время преодолеть наше потребительское отношение к природе, научиться бережно относиться к естественной среде обитания, быть более экономными в расходовании природных материалов, научиться брать на себя ответственность за всё живое на Земле.
Международные организации в борьбе с глобальными проблемами
Сегодня уже всем очевидно, что только совместные усилия людей помогут разрешить глобальные проблемы. Большой вклад в решение этих проблем вносят международные организации, в первую очередь Организация Объединённых Нации (ООН).
ООН была создана в 1945 г. и сейчас включает 193 государства. Россия является членом ООН, а также входит в один из главных органов — Совет Безопасности ООН. Среди основных целей этой международной организации — поддержание мира, развитие дружеских отношений между странами, участие в решении мировых проблем.
РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Что, на ваш взгляд, символизирует каждый из этих элементов? Найдите подтверждение своего мнения в дополнительных источниках информации.
ООН имеет свои программы и фонды, которые финансируются за счёт добровольных членских взносов. Сегодня Организация Объединённых Наций участвует в урегулировании международных конфликтов, оказывает помощь беженцам (многие лагеря беженцев в различных странах находятся под охраной ООН), борется с нищетой, болезнями, терроризмом, с ухудшением состояния природной среды. Благодаря помощи ООН доля страдающих от голода людей сократилась за последний период почти вдвое.
Почти полтора века назад возникло международное объединение, главной задачей которого является защита жизни и здоровья людей, особенно во время международных конфликтов и чрезвычайных ситуаций, — движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Своё название движение получило в соответствии с легко узнаваемыми каждым эмблемами: красный крест или красный полумесяц на белом фоне. Первоначально они создавались для обозначения санитарных служб в армиях, но постепенно стали символами помощи всем, кто страдает. Так, в составе российского Красного Креста действует движение «Я твой донор». Миллионы людей обязаны жизнью тем, кого никогда не видели, — донорам, добровольно отдающим больным, раненым свою кровь.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Общество постоянно развивается. Темпы общественных изменений в Новейшее время значительно возросли. Направленное развитие социальных явлений и процессов от менее совершенных к более совершенным свидетельствует об общественном прогрессе. В современном мире существуют проблемы, которые затрагивают всё человечество и требуют коллективных усилий для их разрешения. Одной из важнейших глобальных проблем является ухудшение природной среды обитания людей.
ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
- Какие изменения в обществе говорят о его развитии? Приведите примеры развития различных сторон общественной жизни.
- В чём выражается общественный прогресс?
- Сопоставьте два утверждения: а) «Все стороны общественной жизни постоянно развиваются»; б) «Общественная жизнь во всех её проявлениях охвачена общественным прогрессом». Какое из них вам представляется более верным? Почему?
- Какие проблемы сегодня относятся к глобальным?
- Почему для решения глобальных проблем требуются усилия всего человечества?
ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.166)
- Общественный прогресс противоречив: продвижение в какой-либо сфере может приводить не только к положительным, но и к отрицательным последствиям. Завершите заполнение представленной ниже таблицы, заполнив свободные ячейки (в тетради).
- Один из проектов ООН предполагает предоставление денежной помощи бедным семьям в развивающихся странах. В обмен на это семья должна дать возможность своим детям учиться в школе, а не работать в поле или просить милостыню. Решению какой глобальной проблемы призвана помочь эта мера? Принесёт ли она, на ваш взгляд, реальную помощь?
УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Многие защитники природы в нашей стране являются участниками экологического движения за раздельный сбор мусора. Опишите действия, которые могут предпринять участники этого движения. Придумайте несколько девизов, кратких ярких высказываний, которые показали бы людям разных возрастов значение такой сортировки твёрдых отходов.
Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §19 «Развитие общества». Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 18 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 01 >>