Обществознание Боголюбов §16

Обществознание Боголюбов Учебник §16 «Социальная сфера жизни общества». Ознакомительный фрагмент 2023 года. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Обществознание 6 класс Учебник § 16. 

<< § 15   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 17 >>

§16. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ЗАДУМАЕМСЯ
Почему у разных людей различное положение в обществе? Можно ли это положение изменить?

ВСПОМНИМ
Что вы знаете о социальных группах и положении человека в них?

Изучив параграф, вы узнаете:

  • Какими бывают социальные общности и группы
  • В чём проявляются социальные различия в обществе
  • Как можно изменить своё положение в обществе

Одной из сфер жизни общества является социальная сфера. Когда её характеризуют, говорят прежде всего о социальных общностях и связанных с ними социальных различиях людей в обществе.

Социальные общности

Вы уже знаете, что человек в обществе не может жить один. Люди объединяются в группы. Деление на социальные группы происходит по самым разным основаниям. По количеству участников выделяют большие, средние и малые группы. К малым группам относятся семья, дружеская компания, школьный класс и др. К большим группам относятся народы, социальные слои, этнические общности. Работников предприятия, студентов высшего учебного заведения, территориальные объединения (жителей одной деревни, города, района и пр.) можно отнести к средним группам.

Люди объединены в группы и по географии расселения: жители крупных городов, жители небольших городов и посёлков, а также жители сельских поселений. Большинство людей входят и в определённые профессиональные группы: учителя, врачи, инженеры и др. По возрастному признаку выделяют, как вы уже знаете, детей, молодёжь, людей среднего возраста, пожилых.

В зависимости от того признака, по которому выделяются социальные группы, может быть представлена социальная структура общества. В частности, социальная структура современного российского общества может быть представлена, например, по географии расселения с выделением двух больших социальных групп — жителей городов и жителей сельской местности. Другой вариант социальной структуры связан с выделением групп мужского и женского населения нашей страны.

РАССМОТРИМ ДИАГРАММЫ
Обществознание Боголюбов §16
Чем первая диаграмма отличается от второй? О каких социальных группах информируют эти диаграммы? Всего в России на 1 января 2022 г., по оценке Росстата, 145 478 097 постоянных жителей. Какая примерно часть проживала в городах, а какая — в сельской местности?

Наряду с группами существуют массовые социальные общности. Они разнородны, неустойчивы, не имеют определённого состава. Массовыми общностями являются участники общественно-политических движений (за мир, против ядерной угрозы, против загрязнения окружающей среды и т. д.), поклонники звёзд шоу-бизнеса, болельщики спортивных команд, члены любительских ассоциаций (спортсмены, охотники, коллекционеры) и др.

РАССМОТРИМ СХЕМУ
Обществознание Боголюбов §16
Назовите виды социальных общностей. Приведите примеры каждой из них.

Социальные различия

Образ жизни, вид деятельности, характер и результаты труда представителей разных социальных групп по-разному ценятся обществом. В разные периоды общественного развития существовали виды деятельности, наиболее значимые и предпочтительные, требующие определённого уровня образования и профессиональной подготовки.

Следует иметь в виду, что отношение общества к тем или иным социальным группам может меняться.

Положение различных групп в обществе определяется не только отношением к ним окружающих, но и размерами доходов их представителей. Социальные группы обладают неравными возможностями для удовлетворения жизненных потребностей. Каждая из групп как бы находится на своей ступени воображаемой социальной лестницы. Чтобы получить другие, более широкие возможности, человек должен совершить переход на следующую ступень и оказаться в одной из тех групп, которые находятся выше.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Обществознание Боголюбов §16
Обедневшие женщины, скорее всего мать и дочь, вынуждены снимать жильё в бедном районе. Рассмотрите персонажей картины. Принадлежат ли они к разным социальным группам? Почему вы так решили? Опираясь на сюжет картины, поясните утверждение: «Социальная лестница может вести не только наверх, но и вниз».

Профессиональная квалификация

Существует притча, повествующая о трёх вещах, на которые можно смотреть бесконечно долго: как горит огонь, как бежит вода и как работает мастер. Действительно, можно, забыв о времени, наблюдать за пламенем костра и морским прибоем. Но что роднит с этим совершенством природной стихии труд мастера? Найдите возможность понаблюдать за ним, и вас зачарует отточенность движений, спокойная уверенность, направленность на конечный результат.

«Мастер золотые руки» — так говорят о том, кто выделяется особыми умениями, результатами своего труда, вызывает заслуженное уважение в обществе. Эти слова применимы к представителям разных профессий: и к столяру, и к художнику, и к врачу, и к музыканту, и к учителю, и т. д.

Чем необходимо овладеть человеку, чтобы стать мастером своего дела? Прежде всего нужно получить профессиональные знания. Их можно приобрести в училищах, колледжах, университетах, академиях. Чем сложнее будущий труд, тем больше он требует специальных знаний.

Помимо знаний, необходимо овладеть практическими умениями, навыками. А это возможно только в процессе самостоятельного труда. Мастерство неотделимо от личного опыта.

Специальные знания, умения и навыки называют профессиональной квалификацией. В наш век обществу нужны профессионалы высокой квалификации. При этом человеку необходимо не только специальное образование, но и постоянное обновление знаний и умений — повышение квалификации.

Повышение квалификации даёт возможность подниматься по социальной лестнице — к новому, более высокому положению.

Материальное положение

Работа, приносящая удовлетворение, — важный показатель положения человека. Такая работа позволяет выражать себя: проявлять инициативу, самостоятельность, участвовать в принятии решений; даёт общественное признание, помогает личностному развитию, профессиональному росту и предполагает соответствующую оплату труда.

Перемещение по социальной лестнице часто связано с изменением материального положения. И здесь важное значение имеет то, какую работу человек выполняет, какова его профессия.

Выбирая профессию, важно знать особенности будущего труда, ведь именно от них зависит его оплата. Во-первых, это необходимый уровень квалификации. Например, программирование, лечение болезней, проведение научных исследований, обслуживание и ремонт сложной современной техники в большей степени требуют специальных знаний, умений, опыта, чем разгрузка, уборка, перенос тяжестей. Во-вторых, условия труда. На некоторых тяжёлых и вредных работах (например, на металлургических, химических предприятиях, в шахтах) оплата труда компенсирует повышенные нагрузки. Наконец, в-третьих, это возможность проявить индивидуальную ответственность. И не только за себя, но и за свою бригаду, коллектив, предприятие. Те, кто её проявляет, зачастую занимают ответственные и высокооплачиваемые должности.

НАШИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ
Вероятно, вам известно имя учёного, конструктора Сергея Павловича Королёва (1907—1966). Он — инициатор и руководитель создания первых искусственных спутников Земли, космических кораблей «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полёт и выход человека в космос.

С 1950 по 1966 г. Королёв был генеральным конструктором ракетно-космической промышленности нашей страны. А достичь профессионального успеха и занять особое положение в обществе ему помогли жажда знаний и во многом самообразование. В связи с революционными событиями гимназия, в которую он поступил, закрылась. Он учился дома самостоятельно по гимназической программе. Только в 15 лет появилась возможность продолжить учёбу в школе. Учился Королёв организованно, занимался в математическом и астрономическом кружках, научился работать за токарным станком, вытачивал детали сложной конфигурации и помогал механикам отряда гидросамолётов. Высшее образование начал получать в Киевском политехническом институте, из которого перевёлся в Москву, в МВТУ им. Баумана. Во время учёбы в Москве он был уже достаточно известным, подающим надежды авиаконструктором. Так начиналась его дорога в профессию, к профессиональным и социальным высотам.

Многие люди мечтают об изменении своего положения — о получении образования, высокооплачиваемой работы, приобретении собственности. Но далеко не все достигают этого. Почему так происходит? Прежде всего потому, что мечты не находят выражения в конкретных действиях. Представьте, например, молодого человека, который оканчивает школу. У него есть выбор: серьёзно готовиться к экзаменам и по их результатам продолжить учёбу и получить профессию или устроиться на работу, не требующую особых знаний и квалификации. И если первый путь требует большого напряжения, старания, то второй даёт сиюминутный комфорт. Выбрать второй вариант проще, но так и откладывается начало пути к мечте.

Многие черты характера, которые либо помогают, либо препятствуют восхождению по социальной лестнице, формируются в школьном возрасте. Чтобы добиться профессионального успеха, недостаточно только получить образование. Следует воспитать в себе умение прилежно трудиться, быть самостоятельным, дисциплинированным, рационально использовать время, проявлять активность, взаимодействовать с разными людьми. Важно приобрести крепкое здоровье, выработать хороший характер и высокую работоспособность.

Конечно, есть люди, которые хотят сразу получить всё: важную должность, большую зарплату, комфорт и другие жизненные блага. Надо сказать, что в жизни бывают случаи, когда положение человека быстро меняется. Например, с помощью женитьбы или замужества человек может сразу попасть в обеспеченную семью или в круг людей, наделённых властью, т. е. оказаться в группе, стоящей значительно выше на социальной лестнице, чем та, в которую он входил прежде. Но рассчитывать на это неразумно.

Рассчитывать можно и нужно не на случайное стечение обстоятельств, а на собственное решение, сознательную постановку цели, выбор надёжных средств её достижения. Например, решение получить хорошее образование или пойти служить в армию и сделать военную карьеру; решение, получив необходимые знания, открыть собственный бизнес; совершенствоваться в спорте или искусстве, в политике или поступить на государственную службу; решение получить востребованную в обществе профессию и довести свои профессиональные знания и умения до высокого уровня мастерства.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Общество состоит из социальных общностей и групп. Положение человека и его возможности удовлетворения собственных потребностей определяются особенностями той группы, в которую он входит. У разных социальных групп разные возможности. Каждый человек, желающий изменить своё социальное положение, должен найти свой путь, свои средства достижения целей. Люди, как правило, достигают более высокого положения в обществе благодаря собственным усилиям. Для большинства людей изменение этого положения связано с получением образования и профессиональными успехами. Уровень образования и полученная профессия во многом определяют образ жизни человека, характер его труда и возможности удовлетворения своих потребностей.


 

ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  1. Какие социальные общности существуют в обществе?
  2. С чем связано социальное положение человека?
  3. Чем можно объяснить то, что одни люди более успешны в продвижении по социальной лестнице, чем другие?
  4. Приведите примеры решений, которые могут улучшить положение человека в обществе.

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.138)

  1. На Земле живёт 8 млрд человек. Количество же социальных групп, по оценкам специалистов, доходит до 8-10 млрд. Один человек может состоять в 5-6 группах. В скольких группах состоите вы? Чем различается ваша деятельность в каждой из них?
  2. На основе знаний по истории приведите примеры групп, которые существовали в прошлом. Какое положение в обществе занимали эти группы? Каким было положение человека в каждой из них? Как с этим положением были связаны доходы людей и их возможности удовлетворять свои жизненные потребности?
  3. Можно ли утверждать, что определённая разница в социальном положении людей справедлива? Поясните свой ответ.

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Подготовьте сообщение или компьютерную презентацию об интересующей вас профессии: какой объём знаний требуется для её получения; где можно подготовиться к ней; каковы перспективы социального роста представителей данной профессии; какие особенности характера надо иметь людям, избирающим данную профессию. Если это возможно, поговорите с человеком, получившим данную профессию и работающим по ней. Расспросите, чем привлекает его избранная профессия, с какими трудностями приходится встречаться. Итоги отразите в сообщении/презентации.
2. Подготовьте презентацию «Профессии наших родителей». В процессе работы узнайте, какое образование получили родители, приходилось ли им переучиваться, менять профессию, удовлетворены ли они своей работой, чем объясняют своё удовлетворение или неудовлетворение.

 


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §16 «Социальная сфера жизни общества». Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 15   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 17 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.