Обществознание Боголюбов §15

Обществознание Боголюбов Учебник §15 «Экономика — основа жизни общества». Ознакомительный фрагмент 2023 года. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Обществознание 6 класс Учебник § 15. 

<< § 14   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 16 >>

§15. ЭКОНОМИКА — ОСНОВА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ЗАДУМАЕМСЯ
Каковы главные потребности людей? Способна ли экономика их полностью удовлетворить?

ВСПОМНИМ
Какую роль играет труд в жизни человека и общества?

Изучив параграф, вы узнаете:

  • Что означает слово «экономика»
  • Какова роль экономики в удовлетворении потребностей человека и общества
  • Чем различаются формы организации хозяйства
  • Каковы интересы основных участников экономического процесса

Что такое экономика

С проявлениями экономики вы встречаетесь ежедневно: слышите разговоры дома и на улице о ценах на товары, узнаёте о размерах заработной платы родителей, читаете в газетах о налогах, покупаете в магазинах продукты питания и т. д. Всё это относится к экономической сфере деятельности.

Слово «экономика» в переводе с древнегреческого — «хозяйствование по правилам, законам». Со временем это понятие получило более широкое толкование. Одно из них: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».

Понятие «экономика» используется в двух значениях: экономика как хозяйство и экономика как область знаний.

Мы начали разговор о частных проявлениях экономической жизни человека, но за ними можно увидеть и наиболее общие процессы и явления. К основным проявлениям экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен, потребление. Эти виды экономической деятельности взаимосвязаны. Постоянно повторяющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления представляет собой воспроизводство продукта. В процессе производства создаются экономические блага (товары и услуги), необходимые для удовлетворения потребностей людей. Произведённый продукт необходимо распределить (действие от производителя к потребителю). За распределением наступает обмен — процесс получения желаемого продукта с предложением чего-либо взамен. Воспроизводство продукта завершается потреблением — использованием продукта в процессе удовлетворения потребностей.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Обществознание Боголюбов §15
Пользуясь текстом учебника и иллюстрациями, расскажите об основных проявлениях экономики.

Рассмотрим стадии воспроизводства продукта на примере удовлетворения потребности человека в употреблении хлеба. Пекарь, используя определённую технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб (производство). Хлебозавод поставляет определённую часть продукции в детские сады, школы, а другую часть — в магазины (распределение). Продавец в магазине продаёт людям хлеб, т. е. обменивает его на деньги (обмен). Ребята в детских садах и школах, а также люди, купившие хлеб в магазинах, съедают его (потребление).

Натуральное и товарное хозяйство

Вспомним, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, охране здоровья и т. д. Экономика направлена на удовлетворение этих и других потребностей человека. Цель экономики — поддержание и продолжение жизни общества. Для этого производят разнообразные материальные блага.

Материальные (экономические) блага — это продукты питания, предметы, товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности.

Экономические блага создаются с использованием таких форм организации и ведения хозяйства, как натуральное и товарное хозяйство.

Натуральное хозяйство — способ организации жизни людей, при котором всё необходимое производится самими людьми и только для собственного потребления. Это наиболее древняя форма хозяйства. Она отличается использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

Полностью натуральное хозяйство вёл, к примеру, известный литературный герой Робинзон Крузо. В условиях, близких к натуральному хозяйству, жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая. На протяжении многих веков натуральное хозяйство было характерно для жителей русской деревни, скотоводов-кочевников азиатских и причерноморских степей. Экономической базой натурального хозяйства были сельское хозяйство и ремесло, основанные на ручном труде.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Обществознание Боголюбов §15
Какие продукты труда вы видите на картине? Что из них могла произвести крестьянская семья для собственного потребления, а что получено в результате обмена? Подумайте, какая форма ведения хозяйства была преобладающей в этой семье. Если ваша семья использует продукты, произведённые своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство?

Главный недостаток натурального хозяйства — низкая производительность труда. Она, как правило, позволяла обеспечить лишь самые основные потребности человека.

На смену натуральному хозяйству пришло товарное производство. Это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь на определённых видах деятельности, производят товары и оказывают услуги с целью обмена друг с другом.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Обществознание Боголюбов §15
Рассмотрите иллюстрации. Какие экономические блага создают участники деятельности? На удовлетворение каких потребностей общества они направлены? Приведите примеры специализации людей на определённых видах хозяйственной деятельности.

Товарное хозяйство в большей степени, чем натуральное, отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведённые продукты становятся товаром, предназначенным для обмена (купли-продажи). Производители стремятся повысить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого экономического образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в обществе.

Основные участники экономики

Главными действующими лицами в сфере экономической деятельности являются производители и потребители. Производитель — тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг. Потребитель — тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения собственных потребностей. Попробуем разобраться, какую роль выполняют люди в разные моменты этой деятельности. Рассмотрим пример. Андрей — выпускник инженерно-строительного института. Он создал с друзьями фирму. Молодые люди строят красивые и удобные дачные дома. Андрей — производитель. После работы Андрей отдыхает с друзьями в культурно-досуговом центре: играет в бильярд, занимается в тренажёрном зале, ужинает в уютном кафе. Андрей — потребитель. Как видим, один и тот же участник экономики может выполнять обе роли. Производителем и потребителем в экономике может быть как отдельный человек, так и группа людей, предприятие, государство.

Каждый производитель заинтересован в организации своей деятельности таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех ресурсов, необходимых для производства товаров и оказания услуг. Это позволяет ему получать постоянный доход и одновременно развивать своё производство.

Потребитель, в свою очередь, стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг и удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами. Это позволяет ему сократить расходы и сберечь доходы.

РАССМОТРИМ СИТУАЦИЮ
Семья Петровых решила на семейном совете, что для укрепления здоровья полезно было бы всем заняться спортом. Определив интересы и возможности членов семьи, они остановили свой выбор на занятиях лыжами. Составили список предметов, которые необходимо было приобрести, и, оценив денежные ресурсы, договорились о месте и условиях покупки.

  • Подумайте, в чём состоит экономический интерес семьи как потребителя. Какие экономические знания помогут ей осуществить рациональную (выгодную) покупку и получить от неё наибольшую пользу?

Несмотря на различия интересов основных участников экономики, между ними существует тесная взаимосвязь.

Производитель стремится выпускать те товары, которые в дальнейшем найдут своего потребителя. Он вынужден ориентироваться на его запросы и потребности. Потребитель, приобретая определённые услуги, помогает производителю определить, что, сколько и какого качества необходимо производить. Таким образом, поведение основных участников экономики влияет на процесс разумного использования имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, трудовых).

Ресурсы и возможности экономики нашей страны

Ресурсами обладает каждый человек и вся страна в целом, каждая сфера общественной жизни, в том числе и экономика. Экономические ресурсы — это виды ресурсов, необходимых для производства благ.

Наша страна обладает уникальными природными ресурсами. Россия лидирует среди всех стран мира по количеству запасов природного газа и древесины. Значительна доля РФ в мире по количеству многих полезных ископаемых (нефти, каменного угля, железных руд и др.). В России открыто и разведано около 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, третья часть которых введена в промышленное освоение. Всё это позволяет экономике страны развиваться на базе собственных ресурсов.

Главным ресурсом экономического развития России являются её люди, производители благ. Экономические возможности страны, её национальное богатство и качество жизни людей определяются в значительной степени уровнем развития трудовых, или человеческих, ресурсов. В этой области Россия обладает высоким потенциалом. Уровень грамотности населения — 99,95%. На 1000 работающих приходится 274 специалиста с высшим или средним профессиональным образованием.

Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна производить экономические блага. Достаточная обеспеченность предприятий необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование имеют большое значение для увеличения объёмов продукции и повышения эффективности производства.

В связи с необходимостью модернизации российской экономики ощущается рост потребности в повышении профессионального уровня работников, развитии непрерывного образования человека в течение всей жизни.

  • После окончания школы вам предстоит участвовать в создании современной экономики России. Подумайте, что вы можете сделать уже сейчас, чтобы в дальнейшем соответствовать требованиям, предъявляемым к современному работнику.

Учимся делать правильный рациональный выбор

А вы задумывались, почему совершаете ту или иную покупку? Думающему потребителю полезно знать о мотивах своего выбора. Исследователи разделили покупательские мотивы на эмоциональные и рациональные.

К эмоциональным мотивам относятся: чувство превосходства (потребность быть лучше других), желание отличаться от других (стремление покупать модные, оригинальные вещи), чувство комфорта (желание облегчить жизнь), развлечение (желание разнообразить жизнь), забота о благосостоянии семьи (забота о близких), потребность просто поторговаться.

К рациональным мотивам относятся: экономия (интерес к сделке с точки зрения экономии средств), качество (например, стремление приобрести такие вещи длительного пользования, как холодильник, пылесос, компьютер, с предоставлением гарантии для большей уверенности в товаре).

Учёные-экономисты советуют потребителю при осуществлении своего выбора опираться на рациональные мотивы, чтобы извлечь из покупки максимальную пользу. Постарайтесь учесть этот совет.

  • Какие мотивы преобладают у вас при покупке? Есть ли среди них место рациональным решениям? Что, на ваш взгляд, в большей мере влияет на формирование потребительских мотивов: состояние экономики, реклама, уровень доходов потребителя? Предложите и обоснуйте свои варианты.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Экономическая деятельность направлена на удовлетворение основных потребностей людей и жизнеобеспечение общества. Участники этой деятельности производят и потребляют материальные блага с использованием разных форм хозяйствования, различающихся целями, способами и результативностью. Современное товарное хозяйство в большей степени, чем натуральное, отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей, повышая их уровень жизни. Производители и потребители заинтересованы в получении наилучшего результата своей деятельности при наименьших затратах, что обеспечивает рациональное использование имеющихся ресурсов. Российская экономика обладает значительными ресурсами и экономическими возможностями для собственного развития.


 

ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  1. Как экономика служит людям?
  2. Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
  3. Что общего и в чём различия экономических интересов производителя и потребителя?
  4. Каким образом связана деятельность основных участников экономики?
  5. Каковы ресурсы экономического развития страны?

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ (стр.130)

  1. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Экономика — это сама жизнь во всём её многообразии»? Аргументируйте ваш ответ.
  2. Заполните таблицу (в тетради).
    Обществознание Боголюбов §15Впишите перечисленные примеры экономической деятельности в соответствующие графы таблицы: изготовление ёлочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения и отопления в квартире, закупка снаряжения для турпохода.
  3. Один из учёных прошлого определил экономику как науку о богатстве и путях его достижения. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Достаточно ли овладеть экономическими знаниями, чтобы стать богатым? Что ещё необходимо знать и уметь для достижения этой цели? Проиллюстрируйте ответ примерами.
  4. Семья С. потеряла по причине засушливого лета урожай картофеля и вынуждена была закупать картофель для следующей посадки на рынке. Какое проявление экономики иллюстрирует пример? Поясните свой ответ.

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вы уже знаете, что термин «экономика» имеет несколько значений. Обратитесь к словарям, Интернету и найдите несколько определений этого понятия. Подготовьте иллюстрированное сообщение (плакат, постер) по итогам работы, предложите одноклассникам обсудить его и дать свои пояснения.

 


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §15 «Экономика — основа жизни общества». Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 14   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 16 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.