УМК по биологии «Линия жизни» для 6 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник §37 «Рост и развитие — свойства живых организмов». Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 6 класс (Линия жизни) Учебник § 37.
<< § 36 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 38 >>
§37. РОСТ И РАЗВИТИЕ —
СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое рост?
2. Какие признаки свидетельствуют о росте организмов?
Индивидуальное развитие.
В отличие от неживых тел организмы в течение жизни растут и развиваются. Мы наблюдаем, как из почек вырастают побеги, развёртываются и растут листья, появляются цветки, которые со временем превращаются в плоды. Часто удивляемся, как быстро растут щенки, котята, птенцы превращаются во взрослых птиц, а личинки и куколки — в насекомых.
Развитие организма от оплодотворения (образования зиготы) до естественной смерти называют индивидуальным развитием.
Рост — это увеличение массы и размеров организма. Растения растут всю жизнь. О возрасте дерева мы можем узнать, подсчитав число годичных колец (рис. 101). Определить возраст рыбы можно по чешуе, в которой каждый год образуется новый слой.
Рост животных.
Для животных характерна неодинаковая скорость роста, неравномерность его, вследствие чего пропорции тела с возрастом меняются. Определённая периодичность роста наблюдается у многих животных в зависимости от времени года, когда меняются условия их питания. У большинства животных замедление роста происходит осенью и зимой, а ускорение — весной и летом.
В отличие от растений большинство животных и человек растут до определённого возраста, затем их рост замедляется и приостанавливается. Скорость роста особенно велика в начальный период жизни организмов.
Рост и развитие растений.
Растение растёт как в длину, так и в толщину. Рост в длину происходит обычно в верхушках побегов и корней. Причина роста растений — деление и рост клеток. Именно с деления клеток образовательной ткани начинается рост. Если обрезать верхушки корня и молодых побегов, то это приведёт к прекращению их роста и образованию боковых корней и побегов. Вот почему у рассады капусты, томатов и других культурных растений прищипывают кончик корня во время пересадки в открытый грунт. Это увеличивает площадь корневого питания растений и повышает урожай.
Ежегодная обрезка деревьев и кустарников также способствует образованию боковых побегов и позволяет управлять ростом растений. Рост большинства растений происходит периодически: период активного роста весной и летом сменяется затуханием процессов роста осенью.
У всех организмов в течение жизни происходят необратимые изменения: увеличиваются размеры, масса, появляются новые органы, то есть происходит развитие. У цветкового растения развитие начинается с момента оплодотворения, формирования различных тканей и органов, образования семян, их прорастания и заканчивается образованием новых семян.
Есть растения, которые проходят все эти этапы в течение одного года. После образования новых семян эти растения погибают. Такие растения называют однолетними. У других растений семена образуются только на второй год жизни, поэтому их называют двулетними. Большинство цветковых растений образует семена ежегодно в течение многих лет. Такие растения называют многолетними.
Рост организма меняет его свойства и вызывает качественные изменения — развитие.
- Индивидуальное развитие • Рост.
Вопросы на стр.155
- Что лежит в основе роста организмов?
- За счёт чего происходит рост корня и побега у растений?
- Как зависит рост и развитие организмов от условий среды обитания?
- 1. Прочитайте текст параграфа, составьте план ответа на вопрос: «Что лежит в основе роста организмов?» 2. Сравните особенности роста и развития организмов. Данные представьте в виде таблицы.
ПОДУМАЙТЕ!
Почему рост и развитие взаимосвязаны?
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3
Обмен веществ — основное свойство всех организмов. Организмы непрерывно обмениваются с окружающей средой веществами и энергией. С прекращением обмена веществ прекращается и жизнь.
Питание — необходимое условие обмена веществ. По способу питания все организмы делят на две группы: автотрофы и гетеротрофы. Автотрофные организмы образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии Солнца или энергии, освобождающейся в ходе химических реакций. Гетеротрофные организмы питаются готовыми органическими веществами.
Дыхание — процесс постоянного обмена газами (газообмен) между организмом и окружающей средой. В результате дыхания освобождается энергия, заключённая в органических веществах клеток. Эта энергия используется на процессы жизнедеятельности организма.
Транспорт веществ в организме обеспечивает связь между всеми органами организма и с окружающей средой. Транспортная система растений представлена сосудами и ситовидными трубками. У животных основными переносчиками питательных веществ и кислорода являются гемолимфа и кровь.
Выделение — освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. У растений они удаляются с опавшими листьями. У животных выделение осуществляется через поверхность тела, систему выделительных трубочек, жабры, почки, лёгкие, кишечник, кожу.
Размножение — основное свойство всего живого. Оно способствует увеличению числа особей, расселению организмов и освоению ими новых территорий. Различают бесполое и половое размножение. Бесполое размножение осуществляется делением, спорами и вегетативными органами. При бесполом размножении сохраняется наибольшее сходство потомства с родительской особью. В основе полового размножения лежит оплодотворение — слияние мужской и женской половых клеток. При этом развитие нового организма начинается с развития оплодотворённой яйцеклетки — зиготы. В результате полового размножения образуется потомство, сочетающее в себе свойства двух разных организмов.
Индивидуальное развитие — развитие организма от зарождения (зиготы) до естественной смерти.
Вы смотрели: Биология 5-6 Пасечник Учебник §37. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
оглавление