УМК по биологии «Линия жизни» для 6 класса. Биология 5-6 Пасечник Учебник §40 «Видоизменения корней». Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 6 класс (Линия жизни) Учебник § 40.
<< § 39 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 41 >>
§40. ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ
ВСПОМНИТЕ
1. Какие виды корней вам известны?
2. Чем корни отличаются от ризоидов?
Влияние факторов среды на рост и развитие корня.
Температура, вода, воздух, особенности почвы являются теми факторами окружающей среды, которые оказывают влияние на рост и развитие корня. Глубина проникновения в почву корней растений зависит от условий, в которых они произрастают (рис. 105). Так, на сухих полях корни пшеницы достигают 2,5 м длины, а на орошаемых — всего 50 см, но там они гуще.
Рис. 105. Глубина проникновения в почву корней растений
Из–за вечной мерзлоты в тундре корни растений расположены у поверхности. Так, у карликовой берёзы корни проникают в почву на глубину не более 20 см. Растения пустынь имеют очень длинные корни, так как грунтовые воды расположены глубоко. У верблюжьей колючки корни уходят в почву на 15 м.
Видоизменения корней.
В процессе длительной эволюции и приспособления к условиям существования корни у некоторых видов растений видоизменились и стали выполнять дополнительные функции.
Редис, свёкла, репа и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах (рис. 106, а). В образовании корнеплодов принимают участие как главный корень, так и нижние участки стебля.
Корневые клубни (рис. 106, б) появляются в результате утолщения боковых или придаточных корней у таких растений, как георгина, чистяк.
У плюща развиваются придаточные корни–прицепки (рис. 106, в), ими растение прикрепляется к опоре, например к стволу дерева, и благодаря этому растёт вверх, вынося листья к свету. У растений, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов (орхидеи), образуются воздушные корни. Они поглощают дождевую воду и помогают растениям жить в этих своеобразных условиях. Дыхательные корни образуются у ивы ломкой и других растений, если они поселяются на топких берегах рек (рис. 106, г). Эти корни растут вертикально вверх, пока не достигнут поверхности почвы. По межклетникам воздух перемещается в корни, находящиеся глубже, в условиях недостатка кислорода. У некоторых тропических деревьев на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками.
Рис. 106. Видоизменения корней: корнеплоды (а), корневые клубни (б), корни–прицепки (в) и дыхательные корни (г)
- Корнеплоды • Корневые клубни • Воздушные корни • Дыхательные корни.
Вопросы на стр.165
- Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?
- Как называют корни моркови, георгины, плюща, орхидеи?
- Какие из известных вам растений образуют корнеплоды? Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?
- Чем отличаются корневые клубни от корнеплодов? В чём их сходство?
ПОДУМАЙТЕ!
С чем связаны видоизменения корней?
Вы смотрели: Биология 5-6 Пасечник Учебник §40. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 39 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 41 >>