Биология 6 Пономарева Учебник §1. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 6 класс (Пономарева) Учебник §1
<< § 32 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 02 >>
Глава 1. Наука о растениях — ботаника
Изучив материалы главы 1, вы сумеете охарактеризовать:
• предмет науки ботаники;
• особенности строения растительного организма;
• разнообразие растений на Земле.
Вы научитесь:
• сравнивать семенные и споровые растения;
• объяснять особенности растительного организма;
• объяснять роль органов растения в его жизнедеятельности.
§ 1. Царство Растения. Внешнее строение
и общая характеристика растений.
Вспомните:
• что изучает биология;
• на какие большие группы делят живой мир;
• характерные признаки живых организмов.
Царство Растения.
Окружающая нас природа — органический мир — состоит из разнообразных живых организмов, которые современная наука подразделяет на несколько больших групп — царств: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.
Находясь в природе, вы всюду видите различные растения, пользуетесь предметами, сделанными из них. Растения широко распространены по всему земному шару. Их можно встретить на суше — в лесах, степях, садах, парках, безводных пустынях, высоко в горах, на топких болотах (рис. 1). Множество растений обитает в водной среде — в морях, океанах, реках, озёрах, прудах. Находят их и в регионах, покрытых вечными льдами, — Арктике и Антарктике.
Различные растения обладают общими признаками, наиболее важными из которых являются наличие хлорофилла и способность на свету образовывать органические вещества из неорганических — углекислого газа и воды. Именно поэтому их относят к царству Растения.
Общий внешний облик растения называют жизненной формой. Жизненная форма тополя, ели, яблони — дерево;
смородины, сирени, шиповника — кустарник.
Черника и брусника представляют собой кустарнички;
пырей, клевер, лебеда, тюльпан, подсолнечник — травы.
Науку, изучающую царство растений, называют ботаникой (от греч. ботане — «растение»).
Ботаника изучает дикорастущие растения, произрастающие в природе независимо от усилий человека (рис. 2), и культурные растения, которые выращиваются человеком (рис. 3). Культурные растения человек использует для получения продуктов питания (пшеница, рожь, капуста, картофель, морковь), в промышленности в качестве сырья (хлопок, лён), а культурные декоративные растения (от лат. декораре — «украшать») — для украшения своего жилья, парков, газонов (рис. 4). Все культурные растения происходят от дикорастущих.
Растения имеют большое значение в природе и жизни человека.
Из истории использования и изучения растений.
Ботаника занимает особое положение в истории развития знаний о природе. С незапамятных времён человек многое знал о свойствах растений, использовал их в качестве пищи (рис. 5), красителей, ядов, лекарств (рис. 6), для постройки и обогрева жилища, изготовления оружия, орудий труда, музыкальных инструментов, украшений и многого другого.
Примерно 10-12 тыс. лет назад, в период зарождения земледелия, появились и первые культурные растения: пшеница, рис, финики, лён, инжир (рис. 7, 8).
Для развития земледелия, получения высоких урожаев были необходимы знания о свойствах различных культур, об их приспособленности к среде, о способах обработки почвы и ухода за ней.
Начало научного изучения растений заложил в III в. до н. э. древнегреческий учёный Теофраст. Его настоящее имя — Тиртамос (Тиртам), а имя Теофраст — т. е. «божественный оратор» — ему дал его учитель Аристотель за выдающийся дар красноречия. На основе сравнения своих наблюдений с практическими знаниями, накопленными простыми земледельцами, лекарями, и теоретическими выводами древних учёных Теофраст создал первую систему ботанических понятий. Поэтому в истории биологии его называют «отцом ботаники».
Современная ботаника изучает внешнее и внутреннее строение растений, процессы их жизнедеятельности, размножение, распространение по земной поверхности и в Мировом океане, условия выращивания, взаимосвязь с другими живыми организмами и окружающей средой.
Внешнее строение растений.
Существуют одноклеточные и многоклеточные растения. Многоклеточные растения имеют общий план строения тела. В их теле, как у других живых организмов, есть определённые части, или органы, выполняющие функцию (от лат. функция — «работа») питания и функцию размножения.
Орган — это часть организма, выполняющая в нём определённую функцию и имеющая особое строение.
Наземные растения имеют два важных органа — корень и побег. Побег — это сложный орган, состоящий из взаимосвязанных частей — стебля, листьев и почек. Корень также состоит из разных частей — главного корня, боковых и придаточных корней (рис. 9).
С помощью корня растение получает из почвы необходимые ему минеральные соли и воду, а с помощью листьев, расположенных на побеге, — энергию Солнца из окружающей воздушной среды. Корень и побег обеспечивают растение питательными веществами и осуществляют обмен веществ с внешней средой. Их называют вегетативными (от лат. веге-таблис — «растительный») органами.
Побег и корень — главные вегетативные органы растения.
У водорослей — растений, обитающих в водной среде, вегетативное тело не расчленено на органы. Его называют слоевищем или талломом (рис. 10).
Растения, тело которых образовано отдельными органами (главным образом стеблем и листьями), называют высшими растениями. Растения, тело которых не подразделяется на органы, принято называть низшими.
Кроме вегетативных, растения имеют специальные органы, служащие для полового размножения. Их называют генеративными органами (от лат. генераре — «производить»). Растения, образующие семена, называют семенными. Семенные растения, имеющие орган семенного размножения (цветок), называют цветковыми (рис. 11). К генеративным органам цветковых растений относят цветок, образующийся из него плод и заключённые в плоде семена (рис. 12).
В природе существуют растения, образующие семена, но не имеющие цветков (например, ель, сосна). Их называют голосеменными (рис. 13).
Есть и такие растения, которые не образуют семян, а размножаются и расселяются с помощью особых мелких клеток — спор (папоротники, мхи, хвощи). Это — споровые растения (рис. 14).
Растения недаром считают основой жизни органического мира. Живые растения и их отжившие и опавшие части — листья, плоды, ветви, стволы — дают пищу не только человеку, но и животным, грибам и бактериям. Именно растения создают условия для существования всех живых организмов на Земле.
Знания в области ботаники и их правильное использование на практике необходимы для сохранения разнообразия растительного мира на нашей планете.
Ключевые слова: ботаника, семенные растения, споровые растения, орган.
Вопросы после §1 (стр.13)
- Какие царства живых организмов изучает биология?
- Что изучает ботаника?
- Приведите примеры знакомых вам дикорастущих растений.
- Назовите вегетативные органы растений.
- Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о роли растений в природе и в жизни человека.
⇒ • Самое долгоживущее растение на Земле — сосна остистая, обитающая в юго-западных штатах США. Возраст некоторых ныне живущих деревьев этого вида составляет 4900–5000 лет. Не только леса, образованные сосной остистой, но и каждое дерево в отдельности — уникальное явление природы, поэтому они охраняются как всеобщее достояние.
Вы смотрели: Биология 6 Пономарева Учебник §1. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.