Биология 6 Пономарева Учебник §1

Биология 6 Пономарева Учебник §1. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 6 класс (Пономарева) Учебник §1

<< § 32   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 02 >>

Глава 1. Наука о растениях — ботаника

Изучив материалы главы 1, вы сумеете охарактеризовать:
• предмет науки ботаники;
• особенности строения растительного организма;
• разнообразие растений на Земле.

Вы научитесь:
• сравнивать семенные и споровые растения;
• объяснять особенности растительного организма;
• объяснять роль органов растения в его жизнедеятельности.

§ 1. Царство Растения. Внешнее строение
и общая характеристика растений.
 

Вспомните:
• что изучает биология;
• на какие большие группы делят живой мир;
• характерные признаки живых организмов.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
 № 1. Что изучает биология? Биология – это целый комплекс наук, которые занимаются изучением всех живых организмов, их строения, размножения, взаимодействия друг с другом и с окружающей их средой.
№ 2. На какие большие группы делят живой мир? Для удобства живой мир принято делить на 4 царства (Растения, Животные, Грибы, Бактерии) или на 5 больших групп: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Однако также предпринимаются попытки пересмотра царств живой природы на основе других систематических единиц (домены, поддомены и т.п.).
№ 3. Характерные признаки живых организмов:
   – Наличие обмена веществ, включая все химические реакции внутри организмов, которые происходят в результате потребления питательных веществ и дыхания;
– Наличие клетки, как структурной и функциональной единицы, а также присутствие в ее составе органических веществ (жиры, белки, нуклеиновые кислоты и углеводы, которые образуют упорядоченные структуры);
– Умение приспособиться к любым условиям окружающей среды;
– Рост, развитие и способность эволюционировать;
– Способность к размножению;
– Активная реакция на воздействие факторов внешней среды – раздражимость.

Царство Растения.

Окружающая нас природа — органический мир — состоит из разнообразных живых организмов, которые современная наука подразделяет на несколько больших групп — царств: Растения, Животные, Грибы, Бактерии.

Находясь в природе, вы всюду видите различные растения, пользуетесь предметами, сделанными из них. Растения широко распространены по всему земному шару. Их можно встретить на суше — в лесах, степях, садах, парках, безводных пустынях, высоко в горах, на топких болотах (рис. 1). Множество растений обитает в водной среде — в морях, океанах, реках, озёрах, прудах. Находят их и в регионах, покрытых вечными льдами, — Арктике и Антарктике.

Различные растения обладают общими признаками, наиболее важными из которых являются наличие хлорофилла и способность на свету образовывать органические вещества из неорганических — углекислого газа и воды. Именно поэтому их относят к царству Растения.

Общий внешний облик растения называют жизненной формой. Жизненная форма тополя, ели, яблони — дерево;
смородины, сирени, шиповника — кустарник.
Черника и брусника представляют собой кустарнички;
пырей, клевер, лебеда, тюльпан, подсолнечник — травы.

Науку, изучающую царство растений, называют ботаникой (от греч. ботане — «растение»).
Рис. 1. Разнообразие растений: А — цветковые растения: лук (1), астра (2), малина (3), груша (4); Б — хвойные растения: ель (5), ливанский кедр (6); В — водоросли: ульва (7), ламинария (8)

Рис. 2. Дикорастущие растения: 1 — боярышник; 2 — одуванчик; 3 — фиалка трёхцветная; 4 — шиповник; 5 — клевер; 6 — земляника лесная

Ботаника изучает дикорастущие растения, произрастающие в природе независимо от усилий человека (рис. 2), и культурные растения, которые выращиваются человеком (рис. 3). Культурные растения человек использует для получения продуктов питания (пшеница, рожь, капуста, картофель, морковь), в промышленности в качестве сырья (хлопок, лён), а культурные декоративные растения (от лат. декораре — «украшать») — для украшения своего жилья, парков, газонов (рис. 4). Все культурные растения происходят от дикорастущих.

Растения имеют большое значение в природе и жизни человека.
Рис. 3. Культурные растения: 1 — огурец; 2 — пшеница; 3 — морковь; 4 — роза; 5 — земляника садовая; 6 — фиалка трёхцветная (анютины глазки); 7 — ананас. Рис. 4. Декоративные растения: 1 — клематис; 2 — лаватера; 3 — роза

Из истории использования и изучения растений.

Ботаника занимает особое положение в истории развития знаний о природе. С незапамятных времён человек многое знал о свойствах растений, использовал их в качестве пищи (рис. 5), красителей, ядов, лекарств (рис. 6), для постройки и обогрева жилища, изготовления оружия, орудий труда, музыкальных инструментов, украшений и многого другого.
Рис. 5. Побег кукурузы в левой руке Тлалока — мифического бога дождя у древних ацтеков

Примерно 10-12 тыс. лет назад, в период зарождения земледелия, появились и первые культурные растения: пшеница, рис, финики, лён, инжир (рис. 7, 8).
Рис. 6. Лекарственные растения: 1 — подорожник; 2 — алтей; 3 — ландыш; 4 — термопсис; 5 — валериана. Рис. 7. Древний Египет. Пшеничное поле. Рис. 8. Возделывание льна и ткачество из его волокна в Древнем Египте

Для развития земледелия, получения высоких урожаев были необходимы знания о свойствах различных культур, об их приспособленности к среде, о способах обработки почвы и ухода за ней.

Начало научного изучения растений заложил в III в. до н. э. древнегреческий учёный Теофраст. Его настоящее имя — Тиртамос (Тиртам), а имя Теофраст — т. е. «божественный оратор» — ему дал его учитель Аристотель за выдающийся дар красноречия. На основе сравнения своих наблюдений с практическими знаниями, накопленными простыми земледельцами, лекарями, и теоретическими выводами древних учёных Теофраст создал первую систему ботанических понятий. Поэтому в истории биологии его называют «отцом ботаники».

Современная ботаника изучает внешнее и внутреннее строение растений, процессы их жизнедеятельности, размножение, распространение по земной поверхности и в Мировом океане, условия выращивания, взаимосвязь с другими живыми организмами и окружающей средой.

Внешнее строение растений.

Существуют одноклеточные и многоклеточные растения. Многоклеточные растения имеют общий план строения тела. В их теле, как у других живых организмов, есть определённые части, или органы, выполняющие функцию (от лат. функция — «работа») питания и функцию размножения.

Орган — это часть организма, выполняющая в нём определённую функцию и имеющая особое строение.

Наземные растения имеют два важных органа — корень и побег. Побег — это сложный орган, состоящий из взаимосвязанных частей — стебля, листьев и почек. Корень также состоит из разных частей — главного корня, боковых и придаточных корней (рис. 9).
Рис. 9. Органы растения: 1 — побег: а — стебель, б — лист, в — почка; 2 — корень: г — главный, д — боковой, е — придаточный. Рис. 10. Морские водоросли: 1 — ламинария; 2 — ундария; 3 — филлофора

С помощью корня растение получает из почвы необходимые ему минеральные соли и воду, а с помощью листьев, расположенных на побеге, — энергию Солнца из окружающей воздушной среды. Корень и побег обеспечивают растение питательными веществами и осуществляют обмен веществ с внешней средой. Их называют вегетативными (от лат. веге-таблис — «растительный») органами.

Побег и корень — главные вегетативные органы растения.

У водорослей — растений, обитающих в водной среде, вегетативное тело не расчленено на органы. Его называют слоевищем или талломом (рис. 10).

Растения, тело которых образовано отдельными органами (главным образом стеблем и листьями), называют высшими растениями. Растения, тело которых не подразделяется на органы, принято называть низшими.
Рис. 11. Цветковые растения: 1 — яблоня; 2 — астра гибридная; 3 — эшшольция (калифорнийский мак); 4 — нивяник обыкновенный

Кроме вегетативных, растения имеют специальные органы, служащие для полового размножения. Их называют генеративными органами (от лат. генераре — «производить»). Растения, образующие семена, называют семенными. Семенные растения, имеющие орган семенного размножения (цветок), называют цветковыми (рис. 11). К генеративным органам цветковых растений относят цветок, образующийся из него плод и заключённые в плоде семена (рис. 12).
Рис. 12. Плоды и семена некоторых растений: 1 — тыква; 2 — фасоль; 3 — мак; 4 — огурец; 5 — слива; 6 — яблоня; 7 — томат. Рис. 13. Ель европейская, её шишка и семя. Рис. 14. Папоротник. В круге — осыпающиеся споры

В природе существуют растения, образующие семена, но не имеющие цветков (например, ель, сосна). Их называют голосеменными (рис. 13).

Есть и такие растения, которые не образуют семян, а размножаются и расселяются с помощью особых мелких клеток — спор (папоротники, мхи, хвощи). Это — споровые растения (рис. 14).

Растения недаром считают основой жизни органического мира. Живые растения и их отжившие и опавшие части — листья, плоды, ветви, стволы — дают пищу не только человеку, но и животным, грибам и бактериям. Именно растения создают условия для существования всех живых организмов на Земле.

Знания в области ботаники и их правильное использование на практике необходимы для сохранения разнообразия растительного мира на нашей планете.

ВЫВОДЫ: Растения — это живые организмы, всё разнообразие которых объединяют в особую группу живого мира — царство Растения. Существуют растения многоклеточные и одноклеточные. У многоклеточных растений, произрастающих в наземно-воздушной среде, тело образовано двумя сложными вегетативными органами — побегом и корнем, а у водорослей одним — слоевищем (талломом). Среди высших растений есть семенные и споровые.

Ключевые слова: ботаника, семенные растения, споровые растения, орган.

Вопросы после §1 (стр.13)

  1. Какие царства живых организмов изучает биология?
  2. Что изучает ботаника?
  3. Приведите примеры знакомых вам дикорастущих растений.
  4. Назовите вегетативные органы растений.
  5. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о роли растений в природе и в жизни человека.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
№ 1. Какие царства живых организмов изучает биология? Наука биология занимается изучением четырех основных царств: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

№ 2. Что изучает ботаника? Ботаника – это отдельный раздел биологии, который занимается изучением и систематизированием информации о растениях, их строении и жизни, эволюции и охране.

№ 3. Приведите примеры знакомых вам дикорастущих растений. Дикорастущие растения: Можжевельник, Мать-и-мачеха, Борщевик, Крапива, Одуванчик, Полынь.

№ 4. Назовите вегетативные органы растений. Вегетативными органами растений являются: Корень, Стебель, Лист.

№ 5. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о роли растений в природе и в жизни человека.
     Роль растений в природе и в жизни человека трудно переоценить. Смело можно сказать, что если бы на планете не было растений, то на ней не было бы животных, людей и всего живого. Наша планета выглядела бы, словно пустынное место без почвы и каких-либо отличительных ландшафтных особенностей. Именно поэтому важно не только знать о растениях и об их функциях, но и ценить их, всячески оберегать и не наносить вред.
Одна из значимых ролей растений в природе и в жизни человека – это их способность к фотосинтезу. В результате этого процесса происходит выделение кислорода, которым дышат все живые организмы, в том числе и сами растения. Хотя, по сравнению с другими организмами, растения все же потребляют меньше кислорода, чем необходимо для их полноценного существования. Удивительно, но каждый год растениями всей нашей планеты в атмосферу выделяется около 510 тонн кислорода. Поднимаясь в верхний слой атмосферы, он превращается в озон, а значит, становится частью озонового слоя, который служит защитой планеты от ультрафиолетового изучения Солнца.
Кроме того, растения способны поглощать углекислый газ – продукт распада исходных органических веществ. А значит, они очищают воздух и от излишков углекислого газа, увлажняя его и ионизируя.
Покрывая землю плотным слоем, растения предохраняют ее от пересыхания, тем самым обеспечивая влажность почвы и защиту от эрозий и выветривания. А это позволяет исключить появление оползней, оврагов. Образование растительных сообществ, среди которых саванны, леса, степи, тундры и луга, обеспечивает места обитания с оптимальными условиями проживания для животных и других организмов.
Также растения являются важным звеном и в пищевой цепочке живых организмов. Несмотря на то, что они служат пищей лишь для травоядных животных. В дальнейшем эти животные будут пищей для хищников и даже для самого человека. А остатки растений, накапливаясь в слоях почвы, образуют торф и каменный уголь – полезные ископаемые, которые используются человеком в промышленных отраслях.
Учитывая важность растений для природы, их охрана является главной проблемой и задачей человечества. Бездумное спиливание лесов, разрушение целых растительных сообществ негативно сказывается на общем состоянии всей планеты. Важно, чтобы человечество старалось не только оберегать растения, создавать заповедные зоны, парки, но и высаживать новые.

⇒ • Самое долгоживущее растение на Земле — сосна остистая, обитающая в юго-западных штатах США. Возраст некоторых ныне живущих деревьев этого вида составляет 4900–5000 лет. Не только леса, образованные сосной остистой, но и каждое дерево в отдельности — уникальное явление природы, поэтому они охраняются как всеобщее достояние.

 


Вы смотрели: Биология 6 Пономарева Учебник §1. Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 32   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 02 >>

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.