Биология Пасечник Учебник §24

6-й класс Биология Пасечник Учебник §24 «Рост и развитие растений». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Учебник по биологии 6 класс § 24.

<< § 23   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 25 >>

§ 24. РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ

ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое рост?
2. Какие признаки свидетельствуют о росте организмов?

Индивидуальное развитие.

В отличие от неживых тел, живые организмы в течение жизни растут и развиваются. Развитие растений тесно связано с их ростом, но это не одно и то же. Развитие — это качественные изменения, последовательно происходящие в организме и его отдельных частях на протяжении жизни. Мы наблюдаем, как из почек вырастают побеги, развёртываются и растут листья, появляются цветки, которые со временем превращаются в плоды. Развитие организма от оплодотворения (образования зиготы) до естественной смерти называют индивидуальным развитием.

Развитие растений.

У всех организмов в течение жизни происходят необратимые изменения: увеличиваются размеры, масса, появляются новые органы, т. е. происходит развитие. У цветкового растения развитие начинается с момента оплодотворения, формирования различных тканей и органов, образования семян, их прорастания и заканчивается образованием новых семян. Есть растения, которые проходят все эти этапы в течение одного года. После плодоношения и образования новых семян они погибают. Такие растения называют однолетними. У других растений семена образуются только на второй год жизни, поэтому их называют двулетними. Большинство цветковых растений образуют семена ежегодно в течение многих лет. Такие растения называют многолетними (рис. 97).
Рис. 97. Растения разной продолжительности жизни

Рост растений.

Рост — это увеличение массы и размеров организма. Растения растут всю жизнь. О возрасте дерева мы можем узнать, подсчитав число годичных колец (см. рис. 39, на с. 58). Растение растёт как в длину, так и в толщину. Рост в длину происходит обычно в верхушках побегов и зоне растяжения корней в результате деления и роста клеток. Именно с деления клеток образовательной ткани начинается рост. В процессе роста происходит увеличение числа клеток растения, их рост (увеличение размеров) и дифференцировка (специализация). В результате образуются различные ткани и органы, которые формируют целостный растительный организм.

Управление ростом растения.

Если обрезать верхушки корня и молодых побегов, то это приведёт к прекращению их роста и образованию боковых корней и побегов. Вот почему у рассады капусты, томатов и других культурных растений прищипывают кончик корня во время пересадки в открытый грунт. Это увеличивает площадь корневого питания растений и повышает урожай. Ежегодная обрезка деревьев и кустарников также способствует образованию боковых побегов и позволяет управлять ростом растений. Рост большинства растений происходит периодически: период активного роста весной и летом сменяется затуханием процессов роста осенью. Рост растений также регулируется фитогормонами (от греч. фитон — растение и гормао — двигаю, пробуждаю) — веществами, которые образуются в клетках самого растения. Среди фитогормонов есть стимуляторы роста и тормозящие, подавляющие рост вещества. Они влияют на переход растения к цветению и плодоношению. Природный гормон роста ауксин образуется в верхушке побега (в конусе нарастания) и кончике корня и влияет прежде всего на деление клеток образовательных тканей стебля и корня. Гормоны растения тесно взаимосвязаны: изменение концентрации одних гормонов влияет на образование других.

Жизненные формы.

По особенностям внешнего облика растений, их роста и продолжительности жизни вегетативных органов — побегов и корней — выделяют различные жизненные формы (рис. 98). Наиболее крупные категории жизненных форм — деревья, кустарники, травы. Деревья — многолетние растения с хорошо выраженным одревесневающим главным стеблем — стволом и ветвями, образующими крону. Высота деревьев достигает 100 м и более, и они могут жить сотни и тысячи лет. Кустарники — многолетние древесные растения, образующие многочисленные боковые побеги у самой поверхности почвы. Травы — растения с относительно короткоживущими надземными побегами.
Рис. 98. Жизненные формы растений: дерево (а), кустарник (6), кустарничек (в), трава (г)

Влияние сезонных изменений на рост и развитие растений.

У каждого растения ежегодно происходят изменения, связанные с временами года. У однолетних растений из семян появляются всходы, далее вырастает стебель с листьями, затем образуются бутоны, цветки и плоды, после чего растение отмирает. У деревьев и кустарников весеннее пробуждение начинается с сокодвижения, набухания и распускания почек. Растение покрывается листвой и зацветает. У некоторых растений (например, орешника) цветение предшествует облиствению. Из цветков образуются плоды и семена. Осенью мы наблюдаем начальное и полное изменение окраски листвы; начало, разгар и конец листопада.

Растения каждый год в начале весны проходят такие этапы жизненного развития: вегетация, появление бутонов, цветение, плодоношение, отмирание. Человек также оказывает влияние на рост и развитие растений. Внесение удобрений ускоряет рост и развитие растений, влияет на урожайность.

ЗАПОМНИТЕ
Индивидуальное развитие • Рост • Развитие • Фитогормоны • Растения: однолетние, двулетние, многолетние • Дерево • Кустарник • Травянистое растение


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.129)

  1. Что называется индивидуальным развитием организма?
  2. Что лежит в основе роста организмов?
  3. За счёт чего происходит рост корня и побега у растений?
  4. Какие жизненные формы покрытосеменных растений вы знаете?
  5. Какова связь между сезонными изменениями и ростом и развитием растений?

ПОДУМАЙТЕ!
Почему рост и развитие взаимосвязаны? Как зависят рост и развитие растений от условий среды обитания?

Моя лаборатория.
ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ

  • Русский учёный Андрей Сергеевич Фамицын в 1866 г. впервые доказал, что растения можно выращивать не только при естественном дневном свете, но и при искусственном освещении в специальных помещениях. При этом он показал, что, регулируя продолжительность светового потока и его интенсивность, можно влиять на рост и развитие растений.
    Он впервые (1883 г.) ввёл термин «обмен веществ» применительно к растениям. Рассматривал испарение воды растениями «как сложнейшую функцию растений, в которой не только отражаются внешние влияния, но и все процессы, происходящие внутри растения».
  • В индивидуальном развитии покрытосеменных растений выделяют зародышевый и послезародышевый периоды. Зародышевый период начинается от образования зиготы и продолжается до момента прорастания семени, после него наступает послезародышевый период. Он включает этапы проростка, молодости, зрелости и старости.
  • Этап проростка длится с момента прорастания семени до формирования первых зелёных листьев.
  • Этап молодости — период жизни от появления первых зелёных листьев до начала цветения. В этот период усиленно растут и формируются все вегетативные органы растения.
  • Этап зрелости длится от начала первого цветения до прекращения размножения с помощью семян.
  • Этап старости длится от завершения последнего плодоношения до момента гибели растения.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §24 «Рост и развитие растений» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 23   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 25 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.