Биология Пасечник Учебник §5

6-й класс Биология Пасечник Учебник §5 «Особенности строения и функции растительных тканей». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 5. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И
ФУНКЦИИ РАСТИТЕЛЬНЫХ ТКАНЕЙ

ВСПОМНИТЕ:
1. Одинаковы ли форма и размеры клеток кожицы чешуи лука и листа элодеи?
2. Какие различия в строении этих клеток вы отметили?

Что такое ткань.

Все органы растения имеют клеточное строение, но не все клетки одинаковы. Например, клетки кожицы чешуи лука плотно прилегают друг к другу. Они имеют утолщённые оболочки. Эти клетки защищают растения от неблагоприятных условий внешней среды. Клетки, находящиеся внутри стебля, имеют вид длинных трубочек, по ним передвигаются питательные вещества. Таким образом, особенности строения клеток связаны с выполняемыми ими функциями (от лат. функцио – исполнение, осуществление).

Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции, называют тканью.

Виды тканей.

В зависимости от особенностей строения, формы, взаиморасположения и выполняемых функций выделяют несколько видов растительных тканей: образовательные, покровные, механические, проводящие и основные (рис. 19).

Рис. 19. Виды растительных тканей

Образовательные ткани состоят из небольших, плотно прилегающих друг к другу клеток с тонкими стенками и относительно крупным ядром и мелкими вакуолями. Клетки этих тканей способны делится, поэтому их также называют меристемами (от греч. меристес — делитель). За счёт деления клеток образовательной ткани на кончике корня и верхушке стебля (конус нарастания) происходит рост этих органов в длину. Разрастание стебля и корня в толщину происходит в результате деления клеток образовательной ткани — камбия. За счёт деления клеток образовательной ткани происходит заживление ран, образовавшихся на растении при повреждениях. В результате деления клеток этой ткани образуются все другие виды растительных тканей, отсюда и её название — образовательная.

Покровные ткани выполняют защитную функцию. Они образованы живыми или мёртвыми клетками с плотно сомкнутыми, утолщёнными оболочками. Эти ткани находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.

Покровную ткань, состоящую из живых клеток, называют кожицей, или эпидермисом. Она имеет вид тонкой прозрачной плёнки, покрывающей органы растения. Со временем на некоторых органах растений вместо кожицы образуется пробка. Клетки пробки мёртвые, полые, имеют утолщённые оболочки. Они надёжно защищают органы растения от неблагоприятных условий жизни.

Механические ткани придают прочность растениям. Они образованы группами клеток с утолщёнными оболочками. У некоторых клеток оболочки одревесневают. Часто клетки механической ткани удлинённые и имеют вид волокон.

Проводящие ткани образованы живыми или мёртвыми клетками, которые имеют вид трубок. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества.

Последовательно соединённые мёртвые полые клетки, поперечные перегородки между которыми исчезают, образуют сосуды проводящей ткани.

Удлинённые безъядерные живые клетки, последовательно соединённые между собой, поперечные перегородки которых имеют отверстия (т. е. похожи на сито), образуют ситовидные трубки проводящей ткани.

Благодаря проводящим тканям в организме растения существует обширная разветвлённая сеть, соединяющая все органы растения в единую, непрерывную систему.

Основные ткани занимают пространство между покровными, механическими и проводящими тканями. Они состоят из живых клеток. В зависимости от того, какую функцию выполняют их клетки, различают фотосинтезирующую, воздухоносную, запасающую и другие основные ткани. Фотосинтезирующая ткань участвует в процессе образования органических соединений из неорганических за счёт энергии света. Воздухоносная ткань — это ткань водных и болотных растений, содержащая в межклетниках запасы воздуха. В клетках запасающей ткани откладываются различные органические вещества.

Примитивные ткани имеют мхи, папоротники. Тело, или, точнее сказать, таллом, моховидных состоит в основном из простой покровной ткани, настоящая проводящая и механическая ткани отсутствуют. Покровная ткань мхов развита на порядок слабее, чем у сосудистых растений, она включает в себя хлоропласты, выполняющие фотосинтезирующую функцию. Проводящая ткань представлена только специальными мёртвыми клетками, их называют водоносными. Благодаря этим клеткам мхи способны удерживать воду. Разнообразные сложные группы специализированных тканей появились уже у высших наземных растений. Особенно они развиты у цветковых растений. Став строго специализированными, многие клетки потеряли способность делиться. Поэтому у растений есть такие участки, где расположены молодые клетки, делящиеся и образующие новые ткани. От них зависит рост растения.

Ткани растений и всех живых организмов — это комплексы из одинаковых или нескольких разных типов клеток, отвечающих за определённые функции. Если ткань состоит только из одинаковых клеток, то она называется простой, если она построена из нескольких разных клеток, то она именуется сложной.

ЗАПОМНИТЕ: • Ткань • Виды растительных тканей: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая • Функция.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.32)

  1. Что называют тканью?
  2. Какие виды тканей известны у растений?
  3. Какое строение могут иметь клетки проводящей ткани?
  4. Какую функцию выполняют клетки образовательной ткани?

ПОДУМАЙТЕ!
Чем можно объяснить особенности строения клеток разных растительных тканей?

Моя лаборатория.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ

Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей, отметьте особенности строения их клеток. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграфа заполните таблицу и сделайте вывод.

Название тканиВыполняемая функцияОсобенности строения клеток
   

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  1. Прочитайте текст.
  2. Подумайте, какой вывод можно сделать о значении открытий в развитии науки. Обсудите этот вопрос с учащимися класса.
В XVII веке не только Гук изучал строение растений под микроскопом. Современники Роберта Гука, два выдающихся натуралиста — итальянский учёный Марчелло Мальпиги (1628–1694) и английский учёный Неемия Грю (1641–1712) — независимо друг от друга изучали строение растений и выявили клеточную структуру в различных органах растений.

Одновременность их работ, даже породила между ними спор о приоритете. Мальпиги и Грю были во многом противоположными фигурами. Грю свои занятия наукой обосновывал постижением дела творца, а Мальпиги говорил, что желание исследовать — это импульс, который он называл «человеческим зудом познания».

Независимо от Мальпиги, Грю открыл в растениях клетки и сосуды, описывая их даже подробнее, чем первый исследователь. Для обозначения клеток он употреблял тот же термин «мешочки», «пузырьки», и под этим названием клетки существовали почти до начала XIX в.

По мнению Грю, «пузырьки» паренхимы органов растения замкнуты, стенки их не пронизаны порами. Грю сравнивает клеточное строение паренхимы с пеной в напитке. Никаких обобщений, касающихся строения растений из «пузырьков», Грю не делает, хотя он видел их повсюду, что можно заключить из многочисленных и прекрасно сделанных рисунков к его сочинениям. Однако по сравнению с Гуком у Грю сделан решительный шаг вперёд, так как он показывает, что «поры» (т. е. клетки) свойственны всем органам растений.

Грю впервые вводит в биологию термин «ткань», имеющий столь важную роль в современной науке. Однако понятие ткани у Грю значило лишь, что структуру растений он представлял себе наподобие плетения текстильной ткани, как переплёт тонких волокон, идущих вдоль и поперёк и образующих тонкую петлистую сеть. Эти волоконца связывают в одно целое мешочки, волокна и сосуды растений.

Свои сочинения по анатомии растений Мальпиги и Грю почти одновременно представили в Лондонское королевское общество. Работа Мальпиги представляла собой скорее гениально сделанный набросок, где автор устанавливал лишь основы строения растений, а произведение Грю являлось руководством, заботливо проработанным во всех деталях.

Для истории клеточной теории труды Грю имели значение прежде всего как сочинение, будившее мысль о наличии у различных растений и в различных их органах какой-то общей тонкой структуры. Но, конечно, и Грю был далёк от мысли, что мешочки, которые он наблюдал, имеют значение самостоятельной элементарной анатомической единицы. Как и Гук и Мальпиги, Грю видел клеточное строение растений, описывал его и изображал на своих превосходных иллюстрациях, но и он не понимал этого строения и, по существу, не знал клетки.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §5 «Особенности строения и функции растительных тканей» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.