Биология 6 Пономарева Учебник §4

Биология 6 Пономарева Учебник §4. Ткани растений. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 6 класс (Пономарева) Учебник §4

<< § 03   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   Итоги 1 >>

§ 4. Ткани растений.

Вспомните:
• из каких частей состоит клетка;
• каковы отличительные признаки растительных клеток;
• какой процесс обеспечивает появление новых клеток растения.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
№ 1. Из каких частей состоит клетка? Клетка состоит из таких частей: Ядро, Клеточная мембрана (у растений – клеточная стенка), Цитоплазма с органоидами, Вакуоля с клеточным соком, Пластиды.

№ 2. Каковы отличительные признаки растительных клеток? В отличие от других клеток, в растительных присутствуют хлоропласты. Это пластиды, которые содержат зеленый пигмент, поглощающий энергию света. Пигмент называется хлорофиллом. Он отвечает за зеленый цвет растений. Также в таких клетках присутствуют и вакуоли – небольшие полости в цитоплазме, наполненные клеточным соком. Они отвечают за баланс воды в клетке.

№ 3. Какой процесс обеспечивает появление новых клеток растения? Процесс деления обеспечивает появление новых клеток растения.

Понятие о ткани растении.

У многоклеточных растений клетки неодинаковы — одни из них длинные, другие округлые, одни плотно прижаты друг к другу, другие — расположены рыхло. Некоторые клетки выполняют функцию защиты тела растения, другие — функцию воздушного питания (фотосинтеза), третьи — функцию проведения веществ в организме. Есть и такие, которые непрерывно делятся, образуя всё новые и новые клетки. Клетки с одинаковыми свойствами образуют у растений хорошо различимые группы. Группы клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение, называют тканями, а промежутки, образующиеся между клетками, — межклеточным пространством или межклетниками. Из тканей формируется тело растения (рис. 20).
Рис. 20. Ткани растения. Поперечный срез листа: 1 — покровная; 2 — основная; 3 — проводящая; 4 — межклетники

Ткань — группа клеток, сходных по строению, выполняемым функциям в организме и имеющих общее происхождение.

Виды тканей растений.

Образовательные ткани состоят из клеток, способных делиться в течение всей жизни растения. Эти ткани находятся в местах активного роста растения, например на кончике корня, на верхушке почки. Клетки здесь мелкие и лежат очень плотно друг к другу. Благодаря постоянному делению они образуют множество новых клеток.
Рис. 21. Ткани в нижней части корня: 1 — клетки образовательной ткани; 2 — преобразование молодых клеток в покровную ткань; 3 — преобразование молодых клеток в проводящую ткань; 4 — корневой чехлик. Рис. 22. Цветковые растения, образующие луковицы: 1 — нарцисс; 2 — кандык сибирский; 3 — сцилла; 4 — тюльпан

Клетки, появившиеся в ходе деления клеток образовательной ткани, затем преобразуются в клетки других тканей растения (рис. 21).

Основные ткани выполняют в организме растения функции создания и накопления веществ. В основной ткани находится зелёный пигмент хлорофилл, а значит, здесь создаётся органическое вещество и запасается энергия солнечного излучения. Основная ткань, содержащая хлорофилл, преимущественно находится в мякоти листьев растения (см. рис. 20).

Другие виды основной ткани специализируются на запасании питательных веществ. Они широко представлены в семенах, а также в клубнях, луковицах и в других органах растений (рис. 22). У некоторых растений (нимфея, кубышка жёлтая) в основной ткани развиваются большие межклетники, заполненные воздухом, что очень важно для растений, обитающих в водной среде (рис. 23).
Биология 6 Пономарева Учебник §4

Покровные ткани защищают снаружи все органы растения. Клетки покровных тканей плотно сомкнуты между собой. В кожице, покрывающей листья, молодые побеги и тонкие корни, эти клетки с очень тонкой прозрачной клеточной стенкой легко пропускают солнечный свет вглубь растения. Покровные ткани защищают растение от высыхания, перегрева и от механических повреждений.

Проводящие ткани осуществляют передвижение, или транспорт, растворённых питательных веществ по растению. У многих наземных растений они представлены проводящими элементами — сосудами, трахеидами, ситовидными трубками. В стенках проводящих элементов есть поры и сквозные отверстия, облегчающие передвижение веществ от клетки к клетке (рис. 24).
Рис. 24. Схема строения трахеиды (А) и членика (Б) сосуда: 1 — поры; 2 — сквозные отверстия

Проводящие ткани образуют в теле растения непрерывную разветвлённую сеть, соединяющую все его органы в единую систему от тончайших корешков до самых молодых побегов, почек и кончиков листа.

Механические ткани образованы клетками с очень прочными клеточными стенками. Благодаря им растения могут противостоять большим механическим нагрузкам, например переносить раскачивание стебля порывами ветра. Механическая ткань придаёт большую твёрдость скорлупе орехов. У грецкого ореха она столь прочная, что в размолотом виде её используют как шлифовальный порошок для очистки металлических и каменных поверхностей. В стеблях некоторых растений (лён, крапива) механическая ткань состоит из длинных утолщенных частично одревесневших клеток, обладающих чрезвычайно высокой прочностью и упругостью. Механическая ткань растений крепче стали. Сталь при многократных перегибах ломается, а стебли растений в течение жизни способны тысячекратно раскачиваться, сгибаться, каждый раз выпрямляясь и не ломаясь.

Всё разнообразие тканей растения обусловлено особенностями состава и строения образующих их клеток, выполнением ими различных функций.

Появление тканей у растений.

Разнообразные ткани встречаются не у всех растений. Так, у морских многоклеточных водорослей все клетки обладают сходной формой и размерами, содержат хлорофилл. Плоское тело водоросли поглощает из морской среды нужные для жизни вещества (воду, минеральные соли, углекислый газ) всей своей поверхностью (рис. 25).
Рис. 25. Клеточное строение слоевища водоросли

Учёные считают, что в процессе исторического развития живой природы — эволюции — возникновение различных тканей у растений было связано с их выходом на сушу. Когда одна часть растения оказалась в воздушной среде, а другая часть — корневая — в почве, появилась необходимость доставки воды и минеральных солей от корней к листьям, а органических веществ — от листьев к корням. Так в ходе эволюции растительного мира возникли два типа проводящих тканей — древесина и луб. По древесине (трахеидам и сосудам) вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается от корней к листьям — осуществляется водопроводящий, или восходящий, ток. По лубу (ситовидным трубкам) органические вещества, образовавшиеся в зелёных листьях, поступают к корням и другим органам растения — это нисходящий ток.

Покровные ткани сформировались в процессе исторического развития растений в целях их защиты от высыхания на суше. Для удержания растения в почве, особенно при сильном ветре, появились механические ткани. Создание растением в условиях яркого солнечного света органических веществ и их запасание способствовали формированию основных тканей.

Таким образом, разнообразие тканей у растений возникло в процессе длительного исторического развития растительного мира. Оно обусловлено различными функциями, выполняемыми тканями, и особенностями их клеток.

Растение — целостный живой организм.

Ткани растения, выполняя различные функции, тесно взаимодействуют между собой, поддерживают равновесие всех процессов в отдельных клетках и в целом во всём растении. Они обеспечивают жизнь и развитие растения как единого организма.

ВЫВОДЫ: Клетка — это мельчайшая структурная часть любого организма, в том числе и растения. Клетки не только воспроизводят себя, но и образуют особые ткани, создающие весь организм растения, снабжающие его питательными веществами, обеспечивающие их передвижение и хранение. Все клетки и ткани, тесно взаимодействуя между собой, обеспечивают растению способность жить и развиваться в среде обитания как целостному живому организму. 

Ключевые слова параграфа. Ткань, виды тканей: проводящие, образовательные, основные, покровные, механические.

Вопросы после §4 (стр.25)

  1. Почему основная ткань получила такое название?
  2. Имеют ли старые сосна и дуб образовательные ткани?
  3. В клетках какой растительной ткани происходит образование органических веществ?
  4. Назовите ткани, по которым в растениях передвигаются вода и минеральные соли, органические вещества.
  5. Объясните на отдельных примерах взаимосвязь между строением и функциями тканей растений.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
№ 1. Почему основная ткань получила такое название? Под названием «основная ткань» принято понимать совокупность тканей, которые составляют весомую часть различных органов растений. Еще их называют паренхимой или основной паренхимой. Основная ткань выполняет функцию образования и накопления веществ, в ней также находится хлорофилл – зеленый пигмент.

№ 2. Имеют ли старые сосна и дуб образовательные ткани? Да, в них есть образовательные ткани. Старые дуб и сосна продолжают свой рост в течение всей жизни. Это обусловлено тем, что клетки образовательной ткани продолжают делиться и сохраняют свою активность.

№ 3. В клетках какой растительной ткани происходит образование органических веществ? Образование органических веществ происходит в основной ткани.

№ 4. Назовите ткани, по которым в растениях передвигаются вода и минеральные соли, органические вещества. Вода, минеральные соли и органические вещества в растениях передвигаются по проводящим тканям.

№ 5. Объясните на отдельных примерах взаимосвязь между строением и функциями тканей растений. Например, возьмем цветок – одуванчик. Стебель в нем обладает важной функцией – опорной. Благодаря стебельку держатся листочки и сам цветок, его плоды. В то же время стебель одуванчика имеет еще две функции. Это проводящая, благодаря которой в листья и соцветие поступают питательные вещества, а также запасающая. Последняя функция дает возможность растению накапливать те самые питательные вещества, нужные для его роста и развития.

 

⇒ • Размеры растительной клетки обычно измеряются в микронах (микрон — тысячная доля миллиметра) — так они малы. Величина клеток чаще всего не превышает 15-60 микрометров (мкм). Но есть и очень крупные клетки: взрослые, наполненные соком клетки арбуза, лимона, томата достигают больших размеров и поэтому видны невооружённым глазом. В стеблях льна, конопли, крапивы имеются узкие и очень длинные клетки (у льна их длина достигает 0,6 см, а у крапивы — 0,5 см).

 


Вы смотрели: Биология 6 Пономарева Учебник §4. Ткани растений. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 03   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   Итоги 1 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.