6-й класс Биология Пасечник Учебник §20 «Дыхание растений». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Учебник по биологии 6 класс § 20.
<< § 19 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 21 >>
§ 20. ДЫХАНИЕ РАСТЕНИИ
ВСПОМНИТЕ:
1. Что вы знаете о дыхании?
2. Какой газ при дыхании поглощается, а какой выделяется?
Все живые организмы дышат.
Попробуйте закрыть рот, зажать нос и перестать дышать. Через несколько секунд вы почувствуете потребность глубоко вдохнуть. Ежесекундно клеткам живого организма необходим кислород. Кислород в организмах не запасается, поэтому его постоянное поступление является жизненно необходимым. Кислород входит в состав воздуха (около 21%), растворён в воде, проникает между комочками почвы. Благодаря этому организмы, обитающие в разных средах, могут использовать его для дыхания.
Организмы постоянно поглощают кислород из окружающей среды, а выделяют углекислый газ. Этот процесс постоянного обмена газами (газообмен) между организмом и окружающей средой получил название дыхание.
В живые организмы с пищей поступают органические вещества (белки, жиры, углеводы). В клетках они вступают в реакции с кислородом. В результате сложных химических реакций молекулы органических соединений распадаются до конечных продуктов обмена — углекислого газа и воды, при этом выделяется энергия. Эта энергия используется организмами для их жизнедеятельности: роста, развития, размножения, движения и др.
Дыхание растений.
Специальных органов дыхания у растения нет. Жизненные процессы протекают во всех живых клетках, поэтому им необходима энергия, и они её получают в процессе дыхания. Следовательно, все части растения, состоящие из живых клеток, дышат. Наиболее интенсивно дышат растущие органы растения, очень слабо — сухие семена. Сухие семена находятся в состоянии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхания, у них протекают очень слабо.
У высших растений ведущую роль в газообмене играют устьица в кожице листьев и зелёных стеблей, и чечевички пробкового слоя коры (рис. 82). У крупных растений между рыхло расположенными клетками имеются воздушные пространства (межклетники), из которых кислород поступает в клетки. Основная часть энергии, образующейся при дыхании, используется растением на процессы жизнедеятельности, а небольшая часть выделяется в виде тепла. Надземная часть растения окружена воздухом. Так как в почве значительно меньше кислорода, чем в воздухе, в растениеводстве используют различные приёмы, улучшающие дыхание корней, например рыхлят почву для увеличения притока воздуха к корням.
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Растения дышат круглые сутки — и на свету, и в темноте. Но на свету в растениях протекают два взаимосвязанных процесса — фотосинтез и дыхание (рис. 83).
На свету растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Но они и дышат, т. е. поглощают кислород, хотя и в гораздо меньших количествах, чем выделяют при фотосинтезе. Углекислого газа при фотосинтезе растения поглощают гораздо больше, чем выделяют при дыхании. Так, в солнечный день растения выделяют в 10—20 раз больше кислорода, чем поглощают его при дыхании. Во время фотосинтеза поглощается энергия солнечного света и из неорганических создаются органические вещества. Во время дыхания растение расходует органические вещества, а энергия, необходимая для жизнедеятельности, освобождается. Дыхание во всех живых клетках органов растения происходит непрерывно. Как и животные, растения погибают с прекращением дыхания.
ЗАПОМНИТЕ
Дыхание • Устьица • Чечевички
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.107)
- Какой процесс называют дыханием?
- В чём состоит значение дыхания?
- Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
- Как усилить доступ воздуха к корням?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему на свету у растений трудно обнаружить процесс дыхания? Каковы отличительные особенности процессов фотосинтеза и дыхания и какова взаимосвязь между ними?
Моя лаборатория
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
- Изучив текст параграфа, заполните в рабочей тетради таблицу «Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания».
- Используя текст учебника, дополнительные источники информации, подготовьте сообщение о том, как человек использует знания о дыхании растений в своей деятельности.
При выращивании культурных растений необходимо заботиться о том, чтобы им было достаточно воздуха. (Вспомните, какие приёмы для этого используют.) Особенно страдают от нехватки воздуха сельскохозяйственные растения на заболоченных почвах, поэтому сильно увлажнённые земли осушают, в результате улучшается снабжение корней воздухом.
Дыханию листьев препятствует слой пыли, который оседает на них из воздуха. Твёрдые мельчайшие частицы закрывают устьица и мешают поступлению воздуха внутрь листа. Поэтому комнатные растения следует периодически очищать от пыли. Отрицательное воздействие на растения оказывают и вредные примеси в воздухе — результат выбросов промышленных предприятий. Вот почему при озеленении городов и населённых пунктов высаживают растения, устойчивые к вредным веществам и запылённости воздуха. Такими свойствами обладают тополь, липа, жёлтая акация, дуб, каштан, ель и некоторые другие растения. - Убедиться в том, что растения дышат, вам помогут несложные опыты.
ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ
Опыт 1
В два одинаковых сосуда нальём воду, в которой растворено небольшое количество минеральных веществ, необходимых растению. В каждый сосуд с раствором опустим корни проростков фасоли, бобов или гороха и закрепим их. Раствор в одном из сосудов ежедневно будем насыщать воздухом с помощью пульверизатора. Другой сосуд плотно закроем крышкой так, чтобы в него не проникал воздух. Растения во втором сосуде через некоторое время погибнут. Сделайте вывод о причине гибели растений.
Опыт 2
На дно банки нальём воду и насыпем до 1/3 её высоты прорастающих семян гороха, фасоли или пшеницы. Банку плотно закроем крышкой. В другую банку насыпем такое же количество сухих семян. Обе банки будем держать при температуре 20–25 °С. Через сутки опустим в обе банки горящую лучинку. Объясните, почему в банке с сухими семенами лучинка будет некоторое время гореть, а в банке с прорастающими семенами лучинка сразу погаснет. Сделайте вывод.
Усложните опыт: поставьте одну банку с прорастающими семенами в холодильник, а другую — в тёплое место. Через один-два дня внесите в банки с прорастающими семенами тлеющие лучинки. В какой банке лучинка погаснет и почему?
ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
Хотите провести наблюдения за весенними явлениями в жизни растений?
Весна — пора пробуждения растений. В природе она вступает в свои права с началом сокодвижения у растений. Это первый признак весны. Раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клёна остролистного, чуть позднее — у берёзы. Отметьте, когда началось сокодвижение у этих растений в вашей местности.
Цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников — второй признак весны. В средней полосе европейской части страны первой зацветает ольха. Цветки её невзрачны, но распустившиеся серёжки из тычиночных цветков хорошо заметны. Почти одновременно с ольхой зацветают орешник, мать-и-мачеха. Запишите в тетрадь, когда зацвели эти растения. Какова продолжительность цветения этих растений в вашей местности?
Ранней весной цветут многолетние травянистые растения лиственного леса. Они часто зацветают до того, как сойдёт снег, поэтому их называют подснежниками. Все они светолюбивы и цветут под пологие леса, когда на деревьях и кустарниках ещё нет листвы. Выясните, какие раннецветущие растения (первоцветы) растут в вашей местности.
Наблюдая за жизнью растений в природе, составьте календарь весны для своего региона. Запишите в календаре сроки цветения ольхи, мать-и-мачехи, орешника и раннецветущих многолетних растений — подснежников. Затем запишите сроки распускания листьев у берёзы и липы, зацветания одуванчика, вишни, сирени. Если вы живёте в сельской местности, выясните, какие виды сельскохозяйственных работ проводят во время того или иного весеннего явления, замеченного вами (например, посев огурцов — во время цветения акации).
Записывайте данные в дневник наблюдения в виде таблицы.
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §20 «Дыхание растений» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 19 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 21 >>