Биология Пасечник Учебник §21

6-й класс Биология Пасечник Учебник §21 «Передвижение веществ у растений». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Учебник по биологии 6 класс § 21.

<< § 20   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 22 >>

§ 21. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ У РАСТЕНИЙ

ВСПОМНИТЕ:
1. Какие типы проводящих тканей в стебле вы знаете?
2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?
3. Что такое корневое давление?

Транспорт веществ.

В каждом живом организме обязательно происходит передвижение (или транспорт) различных веществ (питательных, кислорода, продуктов распада и др.). У растений есть транспортная (проводящая) система. Она соединяет различные части растения и обеспечивает перенос веществ от одних частей к другим. У растений вода, минеральные и органические вещества передвигаются по проводящим тканям.

Проводящие ткани объединяются в сосудистые пучки, часто окружённые прочными волокнами механической ткани. Поэтому такие пучки называют сосудисто-волокнистыми. Они проходят по всему стеблю, соединяя корневую систему с листьями.

Известно, что корни снабжают растение водой и минеральными веществами. А листья, в свою очередь, обеспечивают корни и другие органы растения органическими веществами, которые образуются в процессе фотосинтеза. Как же происходит передвижение веществ? Вода и минеральные вещества передвигаются по сосудам проводящей ткани, которые начинаются в корне и тянутся через стебель в лист. Сосуды — это длинные трубки, образованные многими клетками, поперечные перегородки между которыми разрушились. Внутреннее содержимое этих клеток отмирает, поэтому они мёртвые. Сосуды расположены в древесине.
Табл. Фотосинтезирующая ткань

Органические вещества образуются в листьях и передвигаются в другие органы: корни, цветки, плоды — по ситовидным трубкам. Ситовидные трубки — живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими отверстиями, как сито. Отсюда название этих проводящих элементов. Ситовидные трубки расположены в лубе.

Транспорт веществ у растений происходит с помощью проводящей системы. От корня вода и минеральные вещества передвигаются ко всем органам растения по сосудам (восходящий поток), а от листьев из фотосинтезирующих тканей органические вещества передвигаются ко всем органам растения по ситовидным трубкам (нисходящий поток) (рис. 84).
Рис. 84. Схема передвижения минеральных (красные стрелки) и органических (синие стрелки) веществ по растению

Органические вещества передвигаются по лубу. Причём они могут перемещаться как вверх, так и вниз. Но сосудам древесины, в отличие от ситовидных трубок, вещества могут передвигаться только вверх.

Зная, как передвигаются в растении питательные вещества, можно управлять их движением. Например, если обрезать боковые побеги у томата и винограда, можно направить к плодам те органические вещества, которые использовались бы при развитии удалённых побегов. Это ускорит созревание плодов и увеличит урожай.

Запасание питательных веществ.

Не все органические вещества, образующиеся в процессе фотосинтеза, используются для жизнедеятельности растения. Часть органических веществ откладывается в запас. У пшеницы, овса и ржи органические вещества откладываются в семенах, у моркови, свёклы и редиса — в корнеплодах, у ландыша и пырея — в корневищах. Органические вещества, накопленные в семенах, служат для питания развивающегося зародыша, а накопленные в корневищах, луковицах, клубнях используются для образования новых органов.

У деревьев и кустарников основные запасы органических веществ откладываются в сердцевине и древесине. Весной эти вещества растворяются в воде и по сосудам поднимаются к распускающимся почкам.

Испарение.

Испарение, или транспирация, способствует передвижению воды и растворённых в ней веществ от корней в листья, а также предохраняет растение от перегрева. При испарении воды поверхность листа охлаждается. При недостатке воды в почве растение вянет и может погибнуть. Вода поступает в растение через корневые волоски. Затем по проводящим сосудам поднимается к листьям. Внутри листа вода по межклетникам проходит к устьицам и испаряется главным образом через них.

Испарение зависит от окружающих условий и состояния устьиц. Особенно много воды испаряют молодые листья. У некоторых растений устьица открыты только днём, а на ночь закрываются. При недостатке воды устьица таких растений закрываются даже днём, и выделение водяного пара из листьев в воздух прекращается. В благоприятных условиях устьица открываются снова (рис. 85).
Рис. 85. Испарение воды через устьица

На интенсивность испарения влияют также многие факторы окружающей среды, например температура. Чем она выше, тем интенсивнее транспирация. Ночью, когда температура снижается, потеря воды незначительна и испарение происходит в основном через поверхность листа. На испарение влияет и ветер. Когда ветра нет, у поверхности листа создаётся воздушная оболочка, насыщенная парами воды. Если ветер умеренный, то испарение усиливается, при сильном ветре устьица закрываются и испарение прекращается.

Таким образом, большое значение для передвижения воды по стеблю имеет корневое давление и испарение воды листьями. На место испарившейся воды в листья постоянно поступает новая. С токами воды передвигаются и минеральные вещества.


ЗАПОМНИТЕ
Транспорт веществ • Сосуды • Ситовидные трубки • Испарение


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.112)

  1. Какое значение имеет передвижение веществ в жизнедеятельности растительного организма?
  2. Сравните пути передвижения по растению минеральных и органических веществ.
  3. Какое значение имеет отложение органических веществ в запас?
  4. Какое значение для растения имеет испарение воды?

ПОДУМАЙТЕ!
Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.

Моя лаборатория

Опыт 1. Срезали побег липы и поместили его в воду, подкрашенную чернилами (рис. 86, а). Через четыре дня сделали поперечный срез стебля. На срезе хорошо было видно, что окрасилась древесина, в которой находятся сосуды. Сделайте вывод о передвижении воды с растворёнными в ней минеральными веществами по растению. Если в подкрашенную воду поместить веточку комнатного растения бальзамина, то можно увидеть, как вода поднимается по стеблю в листья, окрашивая их жилки (рис. 86, б).
Рис. 86. Опыт, показывающий передвижение воды и минеральных солей по стеблю (а), веточки бальзамина и цветки подснежника в чистой и подкрашенной воде (б)

Опыт 2. Сделайте кольцевой надрез на древесной ветке. Удалите с поверхности ветки кольцо коры и обнажите древесину. Поставьте ветку в воду. Через некоторое время на ветке выше кольца образуется наплыв. Это скопление органических веществ, которые не могут переместиться вниз через срезанное кольцо коры. Из наплыва развиваются придаточные корни (рис. 87). О чём свидетельствует данный опыт? Сделайте вывод.
Рис.87

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ

  1. Прочитайте текст.
  2. Выпишите незнакомые для вас понятия и найдите их определения в словарях или Интернете.
  3. Какими свойствами обладает берёзовый сок?
  4. Подготовьте сообщение о пользе берёзового сока. Предложите правила сбора берёзового сока.

БЕРЁЗОВЫЙ СОК

Берёзовый сок — настоящий кладезь микроэлементов, витаминов, сахаров, органических кислот, ароматических и дубильных веществ.

Весной, как только начинает таять снег, берёзы просыпаются раньше других деревьев и начинают гнать по стволу свой сок. Казалось бы, и на вкус незамысловат, часто и не сладкий совсем. Но оставьте его на несколько дней в тёплом помещении — и забродит, помутнеет берёзовый сок.

Берёзовый сок обладает способностью нормализовать работу желудка. Полезен он и для лечения заболеваний лёгких. Издавна берёзовый сок употребляли как косметическое средство. Очень полезно мыть им голову. Медицинские исследования показали, что берёзовый сок помогает организму справиться с весенней слабостью, авитаминозом, рассеянностью, усталостью и депрессией. Противопоказан берёзовый сок тем, у кого аллергия на пыльцу берёзы.

Точный период начала движения берёзового сока указать трудно, это зависит от погодных условий. Однако, как правило, движение сока начинается, когда тает снег и набухают почки. Сбор сока прекращают, когда распускаются листья.

Собирать берёзовый сок нужно только в чистых лесах, потому что дерево способно впитывать вредные вещества и выхлопные газы. Выбирают берёзу с диаметром ствола не менее 20 см и хорошо развитой кроной. На расстоянии 20—30 см от земли в стволе дерева аккуратно проделывают маленькое отверстие. Важно знать, что сок идёт между корой и древесиной, поэтому глубокую дырку делать не нужно. В сделанном отверстии или под ним прикрепляют лоток, по которому будет стекать сок. Желобок должен быть направлен в бутылку, банку или пакет (рис. 88). Не берите от одного дерева много сока, иначе оно может погибнуть! После того как соберёте сок, не забудьте помочь дереву выздороветь: туго закройте отверстие сухой веткой или пробкой. Тогда сок заполнит всё пространство лунки и будет дальше продолжать поступать к ветвям. А дерево быстро затянет ранку. Хранить берёзовый сок можно в холодильнике не более двух суток.
Рис. 88. Сбор берёзового сока

ИЗ ИСТОРИИ НАУКИ

Основателями анатомии растений по праву считают английского учёного Неемия Грю и итальянского натуралиста Марчелло Мальпиги. Оба они были врачами, но интересовались растениями и систематически изучали их микроскопическое строение. Хотя Мальпиги рассматривал в микроскоп устьица и знал об испарении воды поверхностью листа, однако он не понял их настоящую функцию. В то же время Грю выдвинул гипотезу об участии устьиц в вентиляции внутренней среды растения и сравнил их с трахеями насекомых.

В XIX в. вновь возник интерес к микроскопическим исследованиям в области анатомии растений. Изучением устьиц в то время занимались Хуго фон Моль (1805—1872), немецкий ботаник, один из основоположников цитологии растений, и Симон Швенденер (1829—1919) швейцарский ботаник, первооткрыватель симбиотической природы лишайников.

Моль открыл основной принцип открывания и закрывания устьиц, а Швенденер классифицировал устьица по типу их строения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Устьица расположены на всех надземных органах растений, особенно их много в эпидерме листовых пластинок, но их количество различно. Листья даже одного растения могут различаться по количеству и расположению устьиц. Обычно больше устьиц находятся на нижней, или «теневой» стороне листа, а на «световой» стороне устьиц меньше, и они более мелкие. У некоторых травянистых растений, листья которых расположены под острым углом к стеблю, устьица есть на обеих сторонах листа, но на нижней стороне их все равно больше.

Надводные, или плавающие листья водных растений не имеют устьица на нижней части листа, так как они могут впитывать воду через кутикулу. У подводных листьев устьица отсутствуют совсем. У растений засушливых мест обитания, устьица расположены в углублениях, глубоко в эпидерме. Все эти особенности зависят от условий произрастания растений.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §21 «Передвижение веществ у растений» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 20   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 22 >>

 

Похожие записи

Один комментарий в теме “Биология Пасечник Учебник §21

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.