6-й класс Биология Пасечник Учебник §22 «Выделение у растений». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Учебник по биологии 6 класс § 22.
<< § 21 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ §203 >>
§ 22. ВЫДЕЛЕНИЕ У РАСТЕНИЙ
ВСПОМНИТЕ:
1. Как растения удаляют ненужные вещества?
2. Как удаляются ненужные продукты жизнедеятельности у животных?
3. Какие функции выполняют устьица и чечевички?
4. Что такое обмен веществ?
Выделение.
Организмы в процессе жизнедеятельности образуют конечные продукты обмена, которые выделяются в окружающую среду. Освобождение от них называют выделением.
Выделение у растений — это процесс выведения из организма продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, различных веществ, которые формируются в процессе жизнедеятельности растительного организма.
У растений, в отличие от животных, нет специальной выделительной системы, и оно осуществляется специализированными клетками и тканями в составе вегетативных органов. Продукты обмена у растений могут накапливаться в клетках и органах. У растений продукты обмена веществ накапливаются в вакуолях клеток, в специальных хранилищах, например в смоляных ходах у хвойных, млечных ходах у одуванчика и молочая. У многолетних растений они накапливаются в коре, иногда в древесине.
Удаление продуктов жизнедеятельности у растений происходит через корни и опавшие листья. Установлено, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества, которые удаляются из растения вместе с опадающими листьями. Через устьица и чечевички (см. рис. 79, на с. 106), например берёзы, из растения удаляется углекислый газ. У некоторых растений есть особые водяные устьица — гидатоды для выделения избытка воды из внутренних тканей листа в виде капель. Обычно они располагаются на верхушке и по краям листа. Выделение сахаров у растений осуществляется специальными образованиями — нектарниками. У большинства растений они находятся в цветках, а у некоторых — на стеблях и листьях. Нектар обладает бактерицидными свойствами и защищает завязь цветка от микроорганизмов. К тому же нектар наряду с окрашенным венчиком и ароматом цветков играет важную роль в привлечении насекомых, осуществляющих перекрёстное опыление. Через специальные железы растений в атмосферу выделяются летучие вещества, в том числе эфирные масла. К эфиромасличным растениям относятся пеларгония, мята, мелисса, эвкалипт. Многие из эфирных масел используются в лекарственных целях, а также для ароматизации продуктов, изготовления парфюмерной продукции. Опавшие листья растений содержат неорганические и органические вещества и представляют собой очень ценное удобрение. Поэтому садоводы закладывают листья в компостные кучи. Благодаря опавшим листьям почва в лесу ежегодно обогащается перегноем. Вот почему их не надо жечь. Вполне понятно, что сбор опавших листьев отрицательно сказывается на жизни деревьев. Но следует учитывать, что в городах, где почва и воздух загрязнены выхлопными газами автомобилей. выбросами промышленных предприятий, в листьях накапливаются ядовитые вещества. Поэтому их нельзя использовать для приготовления компоста, а почву следует регулярно удобрять.
Листопад.
У растений продукты жизнедеятельности удаляются во время листопада (рис. 89). Установлено, что к осени в клетках листьев накапливаются вредные для растения вещества, которые удаляются из растения вместе с опадающими листьями.
Сигналом к наступлению листопада служит сокращение светового дня. Установлено, что деревья вблизи уличных фонарей сохраняют листья дольше, чем растущие вдали от них. Опадение листьев связано с появлением у основания листа отделительного слоя из легко разъединяющихся клеток (рис. 90). Поэтому даже при небольшом ветре листья опадают.
Листопад обычен у деревьев и кустарников. Изредка встречается у трав, например у крапивы, недотроги. Массовый листопад, приводящий к полной потере листьев, происходит у растений умеренного пояса с наступлением зимы, а у растений субтропиков и тропиков в засушливый период.
У древесных растений умеренных широт подготовка к листопаду начинается задолго до наступления морозов. Зимой корни многих растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Чтобы не погибнуть от недостатка влаги, деревья и кустарники сбрасывают листья. Перед листопадом листья меняют свою окраску с зелёной на жёлтую, оранжевую, красную и др. Это связано с тем, что к осени происходит старение листьев. В них накапливаются продукты обмена веществ, разрушается зелёный пигмент — хлорофилл. Более стойкие пигменты (красные, жёлтые и др.) сохраняются и придают листьям осеннюю окраску.
Продолжительность листопада у различных растений неодинаковая. Берёза сбрасывает листья около двух месяцев, липа и дуб — в течение двух недель. Деревья, растущие в одиночку или небольшими группами, где они открыты ветру, теряют листья раньше, чем растущие в лесу. Листопад играет важную роль в жизни леса — опавшие листья перегнивают и служат хорошим удобрением, предохраняют корни от вымерзания. Но не все растения сбрасывают листья. Некоторые сохраняют их всю зиму. Это вечнозелёные кустарнички: брусника, вереск, рододендрон, клюква (рис. 91).
Называя некоторые растения вечнозелёными, надо помнить, что листья этих растений не вечны. Они живут несколько лет и опадают, но не одновременно. На новых побегах этих растений вырастают новые листья.
Мелкие плотные листья этих растений, слабо испаряющие воду, сохраняются под снегом. С зелёными листьями зимует большинство хвойных деревьев и кустарников. Некоторые травы, например земляника, клевер, чистотел, тоже уходят под снег зелёными.
ЗАПОМНИТЕ
Выделение • Листопад
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.119)
- Где у растений могут накапливаться продукты обмена веществ?
- Как у растений происходит выделение продуктов жизнедеятельности из организма?
- Каково значение листопада?
ПОДУМАЙТЕ!
При каких условиях у растений может наблюдаться явление выделения воды в виде капель?
Моя лаборатория
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
- Используя интернет-источники, научно-популярную литературу, подготовьте сообщение на тему «Значение процессов выделения у живых организмов». Обсудите этот вопрос с учащимися класса.
- Подготовьтесь к изучению прорастания семян.
- Возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы.
- В первом стакане семена оставьте сухими.
- На дно второго стакана налейте немного воды и поставьте его в тёплое место.
- Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом.
- В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег.
- Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли?
- Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите.
- Результаты своих наблюдений используйте при изучении этого вопроса в классе.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
- Берёза, достигшая возраста 40 лет и высоты около 15 м, сбрасывает порядка 250 000 листьев общей массой более 30 кг.
- Листья вечнозелёных растений держатся на побегах от 2 до 7 лет.
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §22 «Выделение у растений» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 21 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ §203 >>