6-й класс Биология Пасечник Учебник §3 «Химический состав клетки». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Учебник по биологии 6 класс § 3.
<< § 02 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 04 >>
§ 3. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ
ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое химический элемент?
2. Какие химические вещества вам известны?
Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. Эти же элементы входят и в состав объектов неживой природы. Сходство состава указывает на общность живой и неживой природы.
В клетках больше всего содержится таких химических элементов, как углерод, водород, кислород и азот. Вместе они составляют до 98 % массы клетки.
Около 2 % массы клетки приходится на следующие восемь элементов: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор и серу. Остальные химические элементы содержатся в клетках в очень малых количествах. Примерное соотношение химических элементов в клетке показано на схеме.
Химические элементы, соединяясь между собой, образуют неорганические и органические вещества (см. таблицу ниже).
Хотя химический состав клеток всех живых организмов сходен, содержание разных химических элементов и веществ может серьёзно различаться в зависимости от типа клеток и той функции, которую они выполняют в организме. Например, если в растительных клетках, как правило, преобладают углеводы, то в клетках животных — белки и жиры.
Неорганические вещества клетки
Неорганические вещества клетки — это вода и минеральные соли. Больше всего в клетке содержится воды (от 40 до 95 % её общей массы). Вода придаёт клетке упругость, определяет её форму, участвует в обмене веществ.
Чем выше интенсивность обмена веществ в той или иной клетке, тем больше в ней содержится воды.
Приблизительно 1 —1,5% общей массы клетки составляют минеральные соли, в частности соли кальция, калия, фосфора и др. Эти неорганические вещества используются для синтеза органических молекул (белков, нуклеиновых кислот и др.). При недостатке минеральных веществ нарушаются важнейшие процессы жизнедеятельности клетки.
Органические вещества
Органические вещества — сложные углеродсодержащие соединения. Они входят в состав всех живых организмов. Сначала считали, что органические вещества образуют только живые организмы, поэтому их и назвали органическими. К ним относят углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты и другие вещества.
Углеводы — важная группа органических веществ, в результате расщепления которых клетки получают энергию, необходимую для их жизнедеятельности. Углеводы входят в состав оболочек клеток, придавая им прочность. Запасающие вещества в клетках — крахмал и сахара, они также относятся к углеводам.
Белки играют важнейшую роль в жизни клеток. Они входят в состав разнообразных клеточных структур, регулируют процессы жизнедеятельности и тоже могут запасаться в клетках.
Жиры откладываются в клетках. Одна из основных функций жиров — энергетическая. При расщеплении жиров освобождается необходимая живым организмам энергия. Жиры дают энергии в 2 раза больше, чем углеводы, взятые в этой же массе.
Для многих животных подкожный жир — важная составляющая теплоизоляции. Жиры обеспечивают организм животного, впадающего в спячку, нужной энергией, поскольку из вне он не может её получить. Жиры — это основной запас питательных веществ и в семенах некоторых растений.
Нуклеиновые кислоты играют ведущую роль в сохранении наследственной информации и передаче её потомкам.
Нуклеиновые кислоты содержатся во всех клетках, это самые крупные молекулы, которые образуют живые организмы. Нуклеиновые кислоты представляют собой единую систему, направленную на хранение и реализацию наследственной информации в клетке.
В растительных клетках в небольших количествах присутствуют также витамины, эфирные масла и другие вещества.
Клетка — это миниатюрная природная лаборатория, в которой синтезируются и претерпевают изменения различные химические соединения. Сходство химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы.
ЗАПОМНИТЕ: • Неорганические вещества • Вода • Минеральные соли • Органические вещества • Углеводы • Белки • Жиры • Нуклеиновые кислоты.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.24)
- Каких химических элементов больше всего в клетке?
- Какую роль в клетке играет вода?
- Какую роль в клетке играют минеральные соли?
- Какие вещества относят к органическим?
- Каково значение органических веществ в клетке?
- Что указывает на общность живой и неживой природы?
ПОДУМАЙТЕ!
Почему клетку сравнивают с миниатюрной природной лабораторией?
Моя лаборатория
ОБНАРУЖЕНИЕ ВОДЫ И МИНЕРАЛЬНЫХ
ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИЯХ
Цель работы: обнаружить воду и минеральные вещества в растениях.
Материалы и оборудование: кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян, пробирка, спиртовка, пипетка, пинцет, металлическая пластинка. Выполняйте данную лабораторную работу только в лаборатории, под руководством учителя.
Ход работы:
- Положите в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян и нагрейте их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?
- Нагрейте кусочки растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
- Сделайте вывод.
ОБНАРУЖЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ
ВЕЩЕСТВ В РАСТЕНИЯХ
Цель работы: обнаружить органические вещества в растениях.
Материалы и оборудование: зёрна пшеницы, клубень картофеля, семена подсолнечника, марля, лист бумаги, раствор йода, крахмал, стакан с водой, ступка с пестиком, пробирка, пипетка, пинцет, металлическая пластинка.
Ход работы:
- Возьмите зёрна пшеницы, разотрите их в ступке в муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста.
- Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь.
- Перелейте часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капните в неё 2—3 капли раствора йода. Жидкость приобретёт синий цвет.
- Возьмите на кончике пинцета крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2—3 капли раствора йода. Вода с крахмалом тоже станет синей. Значит, в зёрнах пшеницы содержится крахмал, который окрашивается йодом в синий цвет.
- Капните каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Вы убедитесь, что в клубне картофеля тоже есть крахмал (рис. 15).
- Рассмотрите остаток теста на марле. Вы увидите клейкую массу, её называют клейковиной или растительным белком.
- Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги: вы увидите жирные пятна. Это подтверждает наличие значительного количества жира в семенах подсолнечника.
- Результаты своего исследования занесите в таблицу.
- Сделайте общий вывод о том, каков химический состав растений. Сформулируйте его и запишите в тетрадь.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ
Изучив параграф и проведя опыты, заполните в рабочей тетради схему «Химический состав клетки».
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §3 «Химический состав клетки» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 02 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 04 >>
БИОЛОГИЯ СВЯТОЕ!!!!!!!!!! КТО ЕЕ ОСУЖДАЕТ ТОТ ДВОЕЧНИК!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!