Биология Пасечник Учебник §2

6-й класс Биология Пасечник Учебник §2 «Строение растительной клетки». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Учебник по биологии 6 класс § 2.

<< § 01   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 03 >>

§ 2. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОМ КЛЕТКИ

ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое клетка?
2. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы?
3. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?

Вы уже знаете, что каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат. Клетки растений имеют особенности строения, которые отличают их от клеток организмов, относящихся к другим царствам (рис. 8).

Клетки растений, кроме клеточной мембраны, имеют ещё и клеточную оболочку (стенку), в состав которой входит целлюлоза. Она придаёт клетке прочность и определяет её форму. В оболочке есть поры, поэтому она проницаема для воды, солей и многих органических веществ.

Мембрана — тонкая плёнка, находящаяся под оболочкой клетки, легко проницаема для одних веществ и непроницаема для других. Полупроницаемость мембраны сохраняется, пока клетка жива. Таким образом мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду.

Цитоплазма (от греч. китос — сосуд и плазма — образование) — внутренняя среда клетки. Особенностью цитоплазмы является её полужидкое состояние, обеспечивающее способность к внутриклеточному движению. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие. При сильном нагревании и замораживании цитоплазма разрушается, и тогда клетка погибает.Рис. 8. Строение растительной клетки

В цитоплазме находится небольшое плотное ядро. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение. Это связано с тем, что ядро регулирует процессы жизнедеятельности клетки и в нём расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек.

Характерной особенностью клеток растений является наличие в них пластид и вакуолей. Пластиды — многочисленные мелкие тельца, находятся в цитоплазме и бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах — лейкопластах (от греч. лейкос — белый и пластос — вылепленный) накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, — хромопласты (от греч. хрома краска) определяют окраску цветов, осенних листьев, зрелых плодов.

Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Пластиды могут превращаться из одного вида в другой. Так, лейкопласты могут превращаться в хлоропласты. Примером может служить позеленение клубней картофеля на свету. Осенняя окраска листьев связана с тем, что происходит разрушение хлорофилла и хлоропласты превращаются в хромопласты. Окраска, форма и размеры клеток разных органов растений очень разнообразны (рис. 9).Рис. 9. Формы растительных клеток

Почти во всех растительных клетках, особенно старых, хорошо заметны полости — вакуоли (от лат. вакуус — пустой), ограниченные мембраной. Они содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки, и из их вакуолей вытекает сок.

Важную роль в жизнедеятельности клетки играют митохондрии (от греч. митос — нить и хондрион — зёрнышко, крупинка) — органоиды овальной формы, которые можно рассмотреть в цитоплазме клетки при большом увеличении в микроскоп. В них протекают процессы, в результате которых выделяется энергия, необходимая для работы других структур клетки. Поэтому митохондрии часто называют «энергетическими станциями клетки».

Количество в клетках вакуолей, пластид, митохондрий, толщина клеточной оболочки, расположение внутренних составляющих клетки сильно варьируют и зависят от того, какую функцию выполняет клетка в организме растения.

Со строением растительной клетки можно познакомиться, приготовив и рассмотрев под микроскопом препараты чешуи кожицы лука, клеток листа элодеи и клеток плодов томатов, рябины и шиповника.

ЗАПОМНИТЕ: • Клеточная мембрана • Клеточная стенка • Цитоплазма • Ядро • Ядрышко • Хромосомы • Митохондрии • Вакуоли • Пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты • Хлорофилл.


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.16)

  1. Какое строение имеет растительная клетка?
  2. Какую роль выполняют пластиды в клетках растений?
  3. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
  4. Какую функцию выполняет клеточная стенка (оболочка) в клетках растений?
  5. Какую функцию выполняет генетический аппарат клетки?
  6. Какие особенности строения, отличающие их от клеток других организмов, имеют клетки растений?

ПОДУМАЙТЕ!
С чем связаны особенности строения растительных клеток?

ШАГИ К УСПЕХУ
Для того чтобы лучше усвоить материал изучаемого параграфа, необходимо составить его план. План должен отвечать следующим требованиям:

  1. Пункты плана должны отражать главные мысли.
  2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу.
  3. Пункты плана должны быть сформулированы кратко и чётко.

При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на смысловые единицы, а второй — выделить самое существенное, главное в этой части текста.

Моя лаборатория

ПРИГОТОВЛЕНИЕ И РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕПАРАТА КОЖИЦЫ ЧЕШУИ ЛУКА ПОД МИКРОСКОПОМ

Цель работы: научиться самостоятельно приготавливать препарат кожицы чешуи лука для изучения клеточного строения под микроскопом.
Материалы и оборудование: луковица, раствор йода, фильтровальная бумага, марля, пипетка, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла, вода.
Ход работы:

  1. Рассмотрите изображённую на рисунке 10 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
    Рис. 10. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
  3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
  4. При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
  5. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком препаровальной иглы.
  6. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.
  7. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
  8. Окрасьте препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.
  9. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
  10. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
    Рис. 11. Клеточное строение кожицы чешуи лука
  11. Зарисуйте 2–3 клетки кожицы чешуи лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (рис. 11).
  12. Подумайте, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода.
  13. Сделайте вывод.

ПЛАСТИДЫ В КЛЕТКАХ ПЛОДОВ ТОМАТОВ, РЯБИНЫ, ШИПОВНИКА

Цель работы: познакомиться с особенностями строения пластид в клетках мякоти плодов томата, рябины, шиповника.
Материалы и оборудование: плоды томата, рябины, шиповника, вода, пипетка, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла.
Ход работы:

  1. Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти плода. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
  3. Зарисуйте строение клеток.
  4. Сравните форму и особенности пластид изученных клеток с изображёнными на рисунке 12. Определите, под каким номером изображены клетки плодов рябины, томата, шиповника, соотнесите их с рисунками плодов.
  5. Сравните клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука.
  6. Обсудите с товарищами по классу результаты лабораторных работ.
  7. На основе цели работы (см. с. 18) и проведённых наблюдений сделайте выводы.
    Рис. 12. Пластиды в клетках плодов

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ ЛИСТА ЭЛОДЕИ

Цель работы: познакомиться со строением клетки листа элодеи.
Материалы и оборудование: элодея, вода, пипетка, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла.
Ход работы:
Рис. 13. Пластиды в клетках листа элодеи

  1. Приготовьте препарат клеток листа водного растения элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровный стеклом.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
  3. Сравните увиденное под микроскопом с рисунком 13.
  4. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
  5. Сделайте вывод.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Существование клеток открыл англичанин Роберт Гук в 1665 г. В своей книге «Микрография, или Описание малых предметов» он писал: «Это могло бы казаться невероятным, если бы в этом не убеждал нас микроскоп с очевидной наглядностью».

Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез пробки у пробкового дуба, он насчитал до 125 млн пор, или ячеек, в одном квадратном дюйме (2,5 см) (рис. 14). В сердцевине бузины, стеблях различных растений Р. Гук обнаружил такие же ячейки — он назвал их клетками. Так началось изучение клеточного строения растений. Ядро клетки было открыто только в 1831 г., а цитоплазма ещё позднее.
Рис. 14. Вид клеток пробки дуба на собственном рисунке Р Гука

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  1. Хотите увидеть «исторический» препарат Р. Гука из XVII в.? Вы можете его приготовить и изучить вместе со взрослыми. Для этого попросите учителя или родителей вам помочь. Необходимо положить тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из клеток воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Вы увидите то же, что Р. Гук в XVII в.
  2. Прочитайте отрывок из книги «Занимательная биология» автора И. И. Акимушкина и ответьте на вопросы.
    • Используя информацию из дополнительных источников, выясните, у каких растений можно увидеть клетки невооружённым глазом.
    • Найдите в тексте утверждение, которое указывает на единство живой природы.

«КОЖА» КЛЕТКИ

Итак, всё живое на Земле, и растения, и животные, сложено из клеток, как молекулы из атомов. Мало кого в наши дни это утверждение удивит, мало для кого оно будет новым. Имя человека, который первым из людей увидел клетку, — Роберт Гук. Он был ассистентом известного физика Бойля. Случилось это в Англии в 1665 году. В то время, как известно, натуралисты и ненатуралисты, которые могли позволить себе подобное развлечение, увлекались лупами и микроскопами. Покупали или делали их сами и смотрели в увеличительные стёкла на всё, что попадалось под руку.

Роберт Гук сделал микроскоп сам. И рассматривал в него разные вещи, которые открывали перед ним свои невидимые для невооружённого глаза свойства. Позднее он рассказал об этом в книге «Микрография».

Однажды ему попалась в руки гробка. Гук нарезал её на тонкие ломтики и положил под объектив. И увидел… стройные ряды ячеек, или клеток, как назвал их он. Роберт Гук, как смог, зарисовал клетки пробкового дуба. Но открытие Гука и его рисунки не произвели большого впечатления на современников.

Прошло почти 175 лет, и только в 1839 году была создана, так сказать, общая теория клеточного строения. Ботаник Маттиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн независимо друг от друга доказали, что из клеток сложена не только кора пробкового дуба, но и все вообще растительные и животные ткани, всё живое на нашей планете.

Клетки растений и животных в общем схожи. Одно из различий заключается в том, что оболочки клеток растений состоят из клетчатки — высокомолекулярного сахара, а у животных в основном из липидов — жироподобных веществ.

Размеры клеток обычно очень малы. В капле нашей крови плавает около 5 миллионов красных кровяных шариков, каждый из которых клетка. В длину они около 7—8 микрон. А микрон — тысячная часть миллиметра.

Бактерии, каждая из которых тоже клетка, ещё меньше: в капле воды 40 миллионов бактерий живут так же просторно, как рыбы в пруду.

Но бывают клетки и очень большие, которые видны невооружённым глазом.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §2 «Строение растительной клетки» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 01   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 03 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.