6-й класс Биология Пасечник Учебник §2 «Строение растительной клетки». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Учебник по биологии 6 класс § 2.
<< § 01 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 03 >>
§ 2. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОМ КЛЕТКИ
ВСПОМНИТЕ:
1. Что такое клетка?
2. Почему для изучения клеток необходимо использовать увеличительные приборы?
3. Почему микроскоп, с которым вы работаете, называют световым?
Вы уже знаете, что каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат. Клетки растений имеют особенности строения, которые отличают их от клеток организмов, относящихся к другим царствам (рис. 8).
Клетки растений, кроме клеточной мембраны, имеют ещё и клеточную оболочку (стенку), в состав которой входит целлюлоза. Она придаёт клетке прочность и определяет её форму. В оболочке есть поры, поэтому она проницаема для воды, солей и многих органических веществ.
Мембрана — тонкая плёнка, находящаяся под оболочкой клетки, легко проницаема для одних веществ и непроницаема для других. Полупроницаемость мембраны сохраняется, пока клетка жива. Таким образом мембрана регулирует поступление веществ из окружающей среды в клетку и из клетки в окружающую её среду.
Цитоплазма (от греч. китос — сосуд и плазма — образование) — внутренняя среда клетки. Особенностью цитоплазмы является её полужидкое состояние, обеспечивающее способность к внутриклеточному движению. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие. При сильном нагревании и замораживании цитоплазма разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме находится небольшое плотное ядро. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение. Это связано с тем, что ядро регулирует процессы жизнедеятельности клетки и в нём расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек.
Характерной особенностью клеток растений является наличие в них пластид и вакуолей. Пластиды — многочисленные мелкие тельца, находятся в цитоплазме и бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах — лейкопластах (от греч. лейкос — белый и пластос — вылепленный) накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, — хромопласты (от греч. хрома краска) определяют окраску цветов, осенних листьев, зрелых плодов.
Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.
Пластиды могут превращаться из одного вида в другой. Так, лейкопласты могут превращаться в хлоропласты. Примером может служить позеленение клубней картофеля на свету. Осенняя окраска листьев связана с тем, что происходит разрушение хлорофилла и хлоропласты превращаются в хромопласты. Окраска, форма и размеры клеток разных органов растений очень разнообразны (рис. 9).
Почти во всех растительных клетках, особенно старых, хорошо заметны полости — вакуоли (от лат. вакуус — пустой), ограниченные мембраной. Они содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем клетки, и из их вакуолей вытекает сок.
Важную роль в жизнедеятельности клетки играют митохондрии (от греч. митос — нить и хондрион — зёрнышко, крупинка) — органоиды овальной формы, которые можно рассмотреть в цитоплазме клетки при большом увеличении в микроскоп. В них протекают процессы, в результате которых выделяется энергия, необходимая для работы других структур клетки. Поэтому митохондрии часто называют «энергетическими станциями клетки».
Количество в клетках вакуолей, пластид, митохондрий, толщина клеточной оболочки, расположение внутренних составляющих клетки сильно варьируют и зависят от того, какую функцию выполняет клетка в организме растения.
Со строением растительной клетки можно познакомиться, приготовив и рассмотрев под микроскопом препараты чешуи кожицы лука, клеток листа элодеи и клеток плодов томатов, рябины и шиповника.
ЗАПОМНИТЕ: • Клеточная мембрана • Клеточная стенка • Цитоплазма • Ядро • Ядрышко • Хромосомы • Митохондрии • Вакуоли • Пластиды: хлоропласты, лейкопласты, хромопласты • Хлорофилл.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (на стр.16)
- Какое строение имеет растительная клетка?
- Какую роль выполняют пластиды в клетках растений?
- Какую функцию выполняет клеточная мембрана?
- Какую функцию выполняет клеточная стенка (оболочка) в клетках растений?
- Какую функцию выполняет генетический аппарат клетки?
- Какие особенности строения, отличающие их от клеток других организмов, имеют клетки растений?
ПОДУМАЙТЕ!
С чем связаны особенности строения растительных клеток?
ШАГИ К УСПЕХУ
Для того чтобы лучше усвоить материал изучаемого параграфа, необходимо составить его план. План должен отвечать следующим требованиям:
- Пункты плана должны отражать главные мысли.
- Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу.
- Пункты плана должны быть сформулированы кратко и чётко.
При составлении плана текст делится на части (смысловые единицы), и в каждой из них находится главная мысль. Чтобы вам было легче справиться с этим заданием, читая текст параграфа, задавайте два вопроса: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?». Первый вопрос поможет вам разбить текст на смысловые единицы, а второй — выделить самое существенное, главное в этой части текста.
Моя лаборатория
ПРИГОТОВЛЕНИЕ И РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕПАРАТА КОЖИЦЫ ЧЕШУИ ЛУКА ПОД МИКРОСКОПОМ
Цель работы: научиться самостоятельно приготавливать препарат кожицы чешуи лука для изучения клеточного строения под микроскопом.
Материалы и оборудование: луковица, раствор йода, фильтровальная бумага, марля, пипетка, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла, вода.
Ход работы:
- Рассмотрите изображённую на рисунке 10 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
- Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
- Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.
- При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
- Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком препаровальной иглы.
- Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.
- Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
- Окрасьте препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.
- Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
- Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
- Зарисуйте 2–3 клетки кожицы чешуи лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком (рис. 11).
- Подумайте, зачем препарат кожицы чешуи лука окрашивали раствором йода.
- Сделайте вывод.
ПЛАСТИДЫ В КЛЕТКАХ ПЛОДОВ ТОМАТОВ, РЯБИНЫ, ШИПОВНИКА
Цель работы: познакомиться с особенностями строения пластид в клетках мякоти плодов томата, рябины, шиповника.
Материалы и оборудование: плоды томата, рябины, шиповника, вода, пипетка, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла.
Ход работы:
- Приготовьте препараты клеток плодов томатов, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти плода. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом.
- Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
- Зарисуйте строение клеток.
- Сравните форму и особенности пластид изученных клеток с изображёнными на рисунке 12. Определите, под каким номером изображены клетки плодов рябины, томата, шиповника, соотнесите их с рисунками плодов.
- Сравните клетки мякоти плодов с клетками листа элодеи и кожицы чешуи лука.
- Обсудите с товарищами по классу результаты лабораторных работ.
- На основе цели работы (см. с. 18) и проведённых наблюдений сделайте выводы.
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ ЛИСТА ЭЛОДЕИ
Цель работы: познакомиться со строением клетки листа элодеи.
Материалы и оборудование: элодея, вода, пипетка, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла.
Ход работы:
- Приготовьте препарат клеток листа водного растения элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровный стеклом.
- Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках пластиды, отметьте их окраску.
- Сравните увиденное под микроскопом с рисунком 13.
- Зарисуйте строение клетки листа элодеи.
- Сделайте вывод.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Существование клеток открыл англичанин Роберт Гук в 1665 г. В своей книге «Микрография, или Описание малых предметов» он писал: «Это могло бы казаться невероятным, если бы в этом не убеждал нас микроскоп с очевидной наглядностью».
Рассматривая в сконструированный им микроскоп тонкий срез пробки у пробкового дуба, он насчитал до 125 млн пор, или ячеек, в одном квадратном дюйме (2,5 см) (рис. 14). В сердцевине бузины, стеблях различных растений Р. Гук обнаружил такие же ячейки — он назвал их клетками. Так началось изучение клеточного строения растений. Ядро клетки было открыто только в 1831 г., а цитоплазма ещё позднее.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
- Хотите увидеть «исторический» препарат Р. Гука из XVII в.? Вы можете его приготовить и изучить вместе со взрослыми. Для этого попросите учителя или родителей вам помочь. Необходимо положить тонкий срез светлой пробки в спирт. Через несколько минут начните добавлять воду по каплям, чтобы удалить из клеток воздух, затемняющий препарат. Затем рассмотрите срез под микроскопом. Вы увидите то же, что Р. Гук в XVII в.
- Прочитайте отрывок из книги «Занимательная биология» автора И. И. Акимушкина и ответьте на вопросы.
• Используя информацию из дополнительных источников, выясните, у каких растений можно увидеть клетки невооружённым глазом.
• Найдите в тексте утверждение, которое указывает на единство живой природы.
«КОЖА» КЛЕТКИ
Итак, всё живое на Земле, и растения, и животные, сложено из клеток, как молекулы из атомов. Мало кого в наши дни это утверждение удивит, мало для кого оно будет новым. Имя человека, который первым из людей увидел клетку, — Роберт Гук. Он был ассистентом известного физика Бойля. Случилось это в Англии в 1665 году. В то время, как известно, натуралисты и ненатуралисты, которые могли позволить себе подобное развлечение, увлекались лупами и микроскопами. Покупали или делали их сами и смотрели в увеличительные стёкла на всё, что попадалось под руку.
Роберт Гук сделал микроскоп сам. И рассматривал в него разные вещи, которые открывали перед ним свои невидимые для невооружённого глаза свойства. Позднее он рассказал об этом в книге «Микрография».
Однажды ему попалась в руки гробка. Гук нарезал её на тонкие ломтики и положил под объектив. И увидел… стройные ряды ячеек, или клеток, как назвал их он. Роберт Гук, как смог, зарисовал клетки пробкового дуба. Но открытие Гука и его рисунки не произвели большого впечатления на современников.
Прошло почти 175 лет, и только в 1839 году была создана, так сказать, общая теория клеточного строения. Ботаник Маттиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн независимо друг от друга доказали, что из клеток сложена не только кора пробкового дуба, но и все вообще растительные и животные ткани, всё живое на нашей планете.
Клетки растений и животных в общем схожи. Одно из различий заключается в том, что оболочки клеток растений состоят из клетчатки — высокомолекулярного сахара, а у животных в основном из липидов — жироподобных веществ.
Размеры клеток обычно очень малы. В капле нашей крови плавает около 5 миллионов красных кровяных шариков, каждый из которых клетка. В длину они около 7—8 микрон. А микрон — тысячная часть миллиметра.
Бактерии, каждая из которых тоже клетка, ещё меньше: в капле воды 40 миллионов бактерий живут так же просторно, как рыбы в пруду.
Но бывают клетки и очень большие, которые видны невооружённым глазом.
Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §2 «Строение растительной клетки» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.
<< § 01 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 03 >>