Биология Пасечник Учебник §7

6-й класс Биология Пасечник Учебник §7 «Строение семян». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Глава 2. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ
ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

Покрытосеменные, или Цветковые, относят к высшим растениям. Это наиболее высокоорганизованная группа царства Растения. Органы покрытосеменных растений подразделяют на вегетативные и генеративные. К вегетативным органам относятся корень и побег. Эти органы осуществляют основные функции растения, включая вегетативное размножение. К генеративным органам относятся цветок и плод с семенами. Эти органы связаны с половым размножением цветковых растений.

ВЫ УЗНАЕТЕ
– о многообразии цветковых растений и об особенностях их строения;
– о приспособленности цветковых растений к различным средам обитания и природным условиям;
– о роли цветковых растений в природе и жизни человека.

ВЫ НАУЧИТЕСЬ
– распознавать органы цветкового растения;
– устанавливать связь между особенностями строения органов цветковых растений и средой их обитания.

7. СТРОЕНИЕ СЕМЯН

ВСПОМНИТЕ:
1. Какие растения имеют семена?
2. Какова роль семян в жизни растений?

Разнообразие семян.

Жизнь цветкового растения начинается с семени. Зачатки вегетативных органов (корня, побегов) семенного растения закладываются в процессе формирования семени. Семена очень разнообразны не только по внешнему виду, но и по форме, размерам, массе (рис. 25). Так, семена заразихи, орхидей мелкие, как пыль, а их масса составляет всего тысячные доли миллиграммов. К мелким можно отнести семена мака, моркови, салата, петрушки. У гороха, фасоли, бобов, кукурузы, тыквы семена значительно крупнее. Но самые крупные и массивные семена у тропических пальм. Так, у кокосовой пальмы длина семени достигает 20—30 см, а масса — около 1 кг, а у сейшельской пальмы длина до 50 см, а масса до — 20 кг.Рис. 25. Разнообразие семян

Строение семян.

Несмотря на то, что семена растений различаются по форме, окраске, размерам, массе, все они имеют сходное строение. Семя состоит из семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Зародыш — зачаток будущего растения. Запас питательных веществ семени большинства видов находится в особой запасающей ткани — эндосперме. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. Семядоли — это первые листья зародыша растения.

Особенности строения семян.

У многих растений (пшеница, лук, ясень, лён, паслён) почти весь объём семени занимает запасающая ткань — эндосперм. У яблони, миндаля и др., наоборот, зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой. У тыквы, фасоли, стрелолиста, частухи зрелое семя состоит лишь из зародыша и семенной кожуры. У таких семян запас питательных веществ находится в клетках зародыша, в основном в семядолях.

У фасоли, гороха, яблони и многих других растений зародыши семян имеют две семядоли. Эти растения называют двудольными (рис. 26, а). Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными (рис. 26, б). К ним относят пшеницу, лук, кукурузу и др.Рис. 26. Строение семян двудольных (а) и однодольных (6) растений

Семя пшеницы одето золотисто-жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильнее говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

Итак, семена имеют семенную кожуру и зародыш. У двудольных растений зародыш содержит две семядоли, а запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме. Зародыш однодольных имеет только одну семядолю, а питательные вещества находятся, как правило, в эндосперме.

ЗАПОМНИТЕ: • Семенная кожура • Зародыш • Эндосперм • Семядоля • Растения: однодольные, двудольные

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.41)

  1. Какие растения называют двудольными, а какие — однодольными?
  2. Каково строение семени фасоли?
  3. Какое строение имеет зерновка пшеницы?
  4. Что такое эндосперм? Какова его функция?
  5. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
  6. Где находится запас питательных веществ в семенах яблони, миндаля, стрелолиста, частухи?
  7. Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с учащимися класса.
  8. Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

ПОДУМАЙТЕ!
В чём состоит биологическая роль семян?

Моя лаборатория.

СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ
Цель работы: изучить строение семени двудольного растения.
Материалы и оборудование: семена фасоли (сухие и предварительно замоченные и набухшие), препаровальная игла, ручная лупа.
Ход работы:

  1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.
  2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик. Над ним находится маленькое отверстие. Через него в семя проникают воздух и вода.
  3. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешск, стебелёк, почечку.
  4. Зарисуйте семя и подпишите названия его частей.
  5. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
  6. Сделайте вывод о строении семян двудольных растений.

СТРОЕНИЕ СЕМЯН ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ
Цель работы: изучить строение семени однодольного растения.
Материалы и оборудование: семена пшеницы (сухие и предварительно замоченные и набухшие), скальпель, препаровальная игла, ручная лупа.
Ход работы:

  1. Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
  2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.
  3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком 26, изучите строение зародыша.
  4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.
  5. Сделайте вывод о строении семян однодольных растений.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
Изучите таблицы «Состав семян пшеницы и подсолнечника» и «Содержание жиров в клетках семян растений». Какой вывод вы можете сделать?

Состав семян пшеницы и подсолнечника
Биология Пасечник Учебник §7

Содержание жиров в клетках семян растений
Биология Пасечник Учебник §7

  • Используя различные источники информации, выясните, какими органическими веществами богаты семена разных растений. Как эти семена использует человек?
  • Подготовьте сообщение и обсудите этот вопрос в классе.
  • 85% видов цветковых растений имеют семена с эндоспермом (большим или маленьким), и лишь 15% видов его не имеют.
  • Эндосперм обеспечивает питательными веществами развивающийся зародыш. У одних растений в нём преобладают углеводы, у других — белки, у третьих — жиры.
  • Семя, как правило, относят к генеративным органам. Но семя — особая многоклеточная структура сложного строения. Это зачаточный организм, дочернее растение, развивающееся на материнском. Ему присущи все жизненные функции организма.

ШАГИ К УСПЕХУ

КАК СОСТАВИТЬ ОПИСАНИЕ РАСТЕНИЯ

Для того чтобы сделать описание любого растения, придерживайтесь следующего плана.

  1. Определите жизненную форму растения (дерево, кустарник или трава).
  2. Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы (стержневая или мочковатая) растения.
  3. Определите положение побегов в пространстве (вертикальные, ползучие, лазающие и др.).
  4. Отметьте особенности внешнего строения листа (простой или сложный; сидячий или черешковый; наличие прилистников, форму и край листовой пластинки), тип жилкования (параллельное, дуговое или сетчатое), тип листорасположения (очерёдное, супротивное или мутовчатое). Особенности внешнего строения стебля.
  5. Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия.
  6. Отметьте особенности строения цзетка: строение чашечки и венчика; число и расположение тычинок; особенности строения пестика, число пестиков в цветке. Напишите формулу цветка и постройте его диаграмму.
  7. Изучите строение плода. Отметьте особенности строения. Определите тип плода.
  8. Укажите, к какому классу и семейству принадлежит описываемое растение.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §7 «Строение семян» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Похожие записи

Один комментарий в теме “Биология Пасечник Учебник §7

  1. Аноним

    привет

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.