Биология Пасечник Учебник §8

6-й класс Биология Пасечник Учебник §8 «Виды корней и типы корневых систем». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

§ 8. ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ
КОРНЕВЫХ СИСТЕМ

ВСПОМНИТЕ:
1. Какую роль играют корни в жизни растений?
2. У всех ли растений имеются корни?

Функции корня.

Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.

Виды корней.

Различают три вида корней: главные, боковые и придаточные (рис. 27). При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок, он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

Типы корневых систем.

Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую (рис. 28). Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений (щавель, морковь, свёкла и др.). Обычно стержневая корневая система хорошо видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений. У многолетних растений (лютик, земляника, подорожник) часто главный корень отмирает, а от стебля отрастают придаточные корни. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой слабо развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений (ячмень, пшеница, лук, чеснок и др.).Рис. 27. Виды корней. Рис. 28. Типы корневых систем

Зоны (участки) корня.

Посмотрите на свет корни проростков фасоли, пшеницы или редиса. Вы увидите, что их кончики немного темнее и плотнее, чем остальные участки корня.Рис. 29. Строение корня

Это объясняется тем, что кончик корня, как напёрстком, покрыт корневым чехликом. Корневой чехлик образован клетками покровной ткани. Он защищает участок, образованный мелкими, плотно прилегающими одна к другой живыми клетками. Это образовательная ткань. Клетки здесь постоянно делятся, число их увеличивается, поэтому данный участок называют зоной деления. Выше расположена зона растяжения (роста): здесь клетки вытягиваются, и корень растёт в длину. Выше кончика корня поверхностные клетки образуют множество тонких и прозрачных корневых волосков. У многих растений корневые волоски напоминают легкий пушок, покрывающий часть корня.

Корневой волосок – длинный вырост наружной клетки корня. Под клеточной оболочкой в корневом волоске находятся цитоплазма, ядро, лейкопласты и вакуоль с клеточным соком. Длина корневых волосков обычно не более 10 мм. Они недолговечны и у большинства растений живут всего несколько дней. Новые волоски возникают из более молодых поверхностных клеток, расположенных ближе к кончику корня. Проникая между частицами почвы, корневые волоски плотно прилегают к ним и всасывают воду с растворёнными в ней минеральными веществами. В более старой части зоны недолговечные корневые волоски постоянно отмирают, а в молодой образуются вновь. Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность корня, поэтому участок корня, на котором находятся корневые волоски, принято называть зоной всасывания.

Выше зоны всасывания, т. е. ещё дальше от кончика корня, находится зона проведения. По клеткам этого участка корня вода с растворёнными минеральными веществами перемещается к стеблю. Здесь уже нет корневых волосков, на поверхности находится покровная ткань. На этом участке корень ветвится. Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. Её составляют вытянутые вдоль корня клетки с толстыми оболочками. Они рано теряют содержимое и заполнены воздухом. Большую часть корня составляют клетки основной ткани.

ЗАПОМНИТЕ: • Корни: главный, боковые, придаточные • Корневые системы: стержневая, мочковатая • Корневой чехлик • Корневой волосок • Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.46)

  1. Какие функции выполняет корень?
  2. Какой корень называют главным, а какие корни — придаточными и боковыми?
  3. Какие корневые системы называют стержневыми, а какие — мочковатыми?
  4. Какие участки (зоны) можно различить, рассматривая молодой корень?
  5. Каково значение корневого чехлика?
  6. Где располагается зона деления клеток? Чем её клетки отличаются от клеток других зон?
  7. Где располагается зона растяжения корня? Каково её значение?
  8. Что такое корневой волосок? Какое строение он имеет?
  9. Почему одну из зон корня называют зоной всасывания?
  10. Какие ткани различают в корнях растений?

ПОДУМАЙТЕ!
При выращивании картофеля, томатов, кукурузы и других растений проводят окучивание — присыпают землёй нижнюю часть стебля растения. Выскажите своё мнение: с какой целью применяют этот агроприём?

ШАГИ К УСПЕХУ

Изучая строение органов растений или какое-либо явление природы, вы, сами того не подозревая, пользуетесь приёмом анализа, который является важным составным элементом мышления. Чтобы результаты вашей работы были более эффективными, познакомьтесь с правилами проведения анализа.

Анализ — расчленение, разделение целого на составные части, выделение отдельных сторон и свойств объекта.

  1. Внимательно изучите объект в целом.
  2. Расчлените объект на части.
  3. Изучите особенности каждой части.
  4. Установите взаимосвязь (соподчинение) частей.
  5. Постарайтесь выделить функции частей.

Моя лаборатория

СТЕРЖНЕВАЯ И МОЧКОВАТАЯ КОРНЕВЫЕ СИСТЕМЫ

Цель работы: выявить особенности строения стержневой и мочковатой корневых систем.
Материалы и оборудование: набор растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.
Ход работы:

  1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?
  2. Прочитайте в учебнике, какую корневую систему называют стержневой, какую — мочковатой.
  3. Отберите растения со стержневой корневой системой.
  4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
  5. Заполните таблицу в рабочей тетради.

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ

ИЗУЧЕНИЕ МИКРОПРЕПАРАТА КЛЕТОК КОРНЯ
Цель работы: познакомиться с особенностями строения клеток, образующих различные зоны корня.
Материалы и оборудование: готовые микропрепараты клеток различных зон корня, микроскоп.
Ход работы:

  1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток различных зон корня, отметьте особенности строения их клеток.
  2. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграфа заполните в рабочей тетради таблицу.
Название зоныВыполняемая функцияОсобенности строения клеток
  1. Сделайте вывод.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

КОРНЕВОЙ ЧЕХЛИК И КОРНЕВЫЕ ВОЛОСКИ

Цель работы: изучить строение корневого чехлика и корневых волосков.
Материалы и оборудование: семена редиса и пшеницы (предварительно пророщенные), вода, подкрашенная чернилами, ручная лупа, пипетка, пинцет, препаровальная игла, микроскоп, предметное и покровное стёкла.
Ход работы:

  1. Прорастите семена редиса и зерновки пшеницы.
  2. Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооружённым глазом, а затем в лупу. Найдете на конце корешка корневой чехлик.
  3. Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка — корьевые волоски. Прочитайте в учебнике, какое они имеют строение и значение.
  4. Положите корешок на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом. Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком 29 на с. 45, зарисуйте и сделайте надписи.
  5. Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие их формы?
  6. Сделайте вывод.
  • Пикировка — это отщипывание кончика корня при рассаживании молодых растений с помощью заострённого колышка-пики. Рассмотрите рисунок 30. Какое влияние оказывает пикировка на развитие корневой системы?
    Отщипните кончики корня у молодых растений капусты, астры, фасоли и др. Наблюдайте за развитием корневых систем контрольных и опытных растений. Подготовьте сообщение и результаты опыта обсудите с другими учащимися.

У комнатных растений колеуса и пеларгонии легко образуются придаточные корни.

  1. Осторожно срежьте несколько боковых побегов с 4—5 листьями.
  2. Удалите два нижних листа и поместите побеги в стаканы или банки с водой.
  3. Наблюдайте за образованием придаточных корней. После того как длина корней достигнет 1 см, посадите растения в горшочки с питательной почвой. Регулярно их поливайте.
  4. Результаты наблюдений запишите и обсудите с другими учащимися.

Биология Пасечник Учебник §8

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

  • У одного растения ржи корневая система состоит из 14 млн мелких корней. Если вытянуть все эти корни в одну линию, они займут 600 км (примерное расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга). На этих корнях насчитали 15 млрд корневых волосков. Их общая длина составляет 10 тыс. км (расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока).
  • У пшеницы масса корней более чем в 100 раз превышает массу надземных частей растения. Корни яблони проникают в почву на глубину 3–4 м, а в стороны от ствола расходятся на 15 м.
  • Из корнеплодов сахарной свёклы получают сахар.
  • У кукурузы корневая система разрастается в стороны от стебля более чем на 70 см, а у картофеля и лука — на 60—70 см, у плодовых деревьев — до 3 м и более. Основная масса корней у большинства растений разрастается на глубине 15—18 см от поверхности почвы.

В сельском хозяйстве часто используют квадратно-гнездовой способ выращивания культурных растений. Так, кукурузу сеют на расстоянии 70×70 см, картофель сажают на расстоянии 60×60 см, а плодовые деревья — на расстоянии 6—8 м друг от друга. Объясните, почему выбирают именно такую ширину междурядий и такое расстояние между растениями в рядах.

Картофельное поле Яблоневый сад

ШАГИ К УСПЕХУ

КАК ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент — практический метод, с помощью которого можно подтвердить или опровергнуть какое-либо предположение. Для подготовки и проведения эксперимента используйте следующую последовательность действий.

  1. Постановка цели.
  2. Формулирование гипотезы (предположения).
  3. Составление плана и подготовка оборудования.
  4. Проведение опыта и наблюдения, формулирование выводов.
  5. Объяснение наблюдений на основе теоретических знаний.
  6. Применение полученных знаний на практике.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §8 «Виды корней и типы корневых систем» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Похожие записи

Один комментарий в теме “Биология Пасечник Учебник §8

  1. Биологичка

    СпСпасибо вам за эту электронную книгу т:)

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.