Культура Древней Руси
Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития культуры. Исходя из своего положения, Русь могла пользоваться достижениями своих соседей в общественной и духовной жизни, брать у них всё лучшее и формировать собственные самобытные традиции. Культура Древней Руси является полноправной частью европейской и мировой культуры.
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
Главным признаком становления и развития культуры Древнерусского государства является синтез культур восточных славян и их соседей, а также существование двоеверия.
Восточные славяне. Характерные черты: сохранение богатых традиций архитектуры, в частности деревянного зодчества — резьбы по дереву и камню; орнаментированные изображения зверей и птиц; верования в добрых и злых духов (щуров, домовых, русалок); связь устного творчества с язычеством, выраженная в существовании множества народных обрядов, примет и загадок. Учитывая высокий уровень развития славян, можно говорить о сохранении многих черт организации быта, что нашло отражение в одежде, предметах быта.
Соседние народы. Балты, финно-угры, хазары, печенеги, южные и западные славяне. У этих народов славяне позаимствовали элементы геометрического орнамента, некоторых представителей божественного пантеона (например, Перуна — Перунаса), ряд топонимов (Ветлуга) или же обычных слов (хата, топор и т, д.).
Благодаря Византии Русь познакомилась с достижениями христианства — церковными книгами и религиозными обрядами.
В страну часто приглашали византийских мастеров для постройки храмов, создания икон и росписей. Однако со временем русские мастера стали отходить от копирования стиля византийцев и больше внимания уделять патриотическим мотивам.
Двоеверие. Одновременное существование язычества и христианства привело к переносу черт языческих богов на христианских святых и привязке языческих праздников к новым христианским.
ПИСЬМЕННОСТЬ
Ещё до принятия христианства у славян существовала своя азбука. В IX в. братья монахи Кирилл и Мефодий создали новую азбуку — кириллицу. Её появление дало возможность славянам знакомиться с литературой других государств, при церквях стали открываться школы, в которых учили чтению и письму. Создавались многочисленные переводы (в первую очередь жития святых). Одной из самых старых книг считается Остромирово Евангелие, написанное в 1056—1057 гг. монахом Григорием.
Книги писали на выделанной телячьей коже — пергаменте — и украшали миниатюрами. Горожане использовали для записей бересту. Находки берестяных грамот свидетельствуют о высоком уровне развития письменности на Руси.
ЛИТЕРАТУРА
В XI в. на Руси зарождается литература. Особое место в ней отведено летописям. Древнейшая из дошедших до нас — «Повесть временных лет» — написана Нестором около 1113 г. Первым писателем Руси считается Иларион, автор «Слова о законе и благодати» (около 1049 г.). «Поучение Владимира Мономаха» стало первым на Руси произведением, в котором автор размышляет о воспитании потомков и нравственных ценностях, которыми необходимо руководствоваться в жизни.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Издревле отдельное место у славян занимают песни, сказки и былины. Любимыми героями былин во все времена являлись Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, которые сейчас считаются реальными людьми, жившими в разное время с X по XIII в.
ЗОДЧЕСТВО
Издавна на Руси было известно деревянное зодчество. После принятия христианства с культовыми постройками на территорию государства приходит каменное зодчество. В 989 г. князь Владимир закладывает Десятинную церковь в Киеве, посвящённую Пресвятой Богородице (построена в 996 г.). При Ярославе Мудром были возведены киевский (1037 г.) и новгородский (1045—1050 гг.) Софийские соборы. Центральный купол был расположен над пересечением двух главных помещений (нефов) храма (сверху это пересечение образовывало крест). Такие храмы называют крестово-купольными.
На содержание церкви Успения Пресвятой Богородицы князь Владимир повелел отчислять десятую часть своих доходов, поэтому она была названа Десятинной.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В конце X — XI в. на Русь из Византии приходят фрески, иконопись и мозаика.
Икона — изображение Христа, Богоматери и церковных святых. Иконы писали на деревянных досках, соблюдая каноны. Особое внимание уделялось цветовой символике. Один из первых киевских иконописцев — монах Алипий, живший на рубеже XI—XII вв.
Фреска — роспись водяными красками по сырой штукатурке. Являлась одним из основных украшений храмов.
Мозаика — изображение, созданное с помощью цветных камней или стёкол.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Древняя Русь славилась и своими искусными ремесленниками. В первую очередь заграничные купцы ценили высокое мастерство русских оружейников и ювелиров, искусство которых достигло высокого уровня.
Оружейники. Большим спросом пользовалось как оружие (копья, мечи), так и доспехи (кольчуги — защитные рубахи из металлических колец).
Ювелиры. Для создания украшений ювелиры использовали разнообразные сложные техники, например зернь (на поверхность изделия напаивался узор, состоявший из множества шариков-зёрнышек) или скань (орнамент или рисунок наносился тонкой золотой или серебряной проволокой, которую потом тоже напаивали на металлическую поверхность). Разноцветную скань часто сочетали с эмалью, получая перегородчатую эмаль.
ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА И ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
Появление христианства являлось важным фактором для развития культуры. Оно оказало влияние на архитектуру, литературу, изобразительное искусство и т. д. Христианская культура способствовала и нравственному развитию славян, большую роль в этом’ сыграли христианские ценности и заповеди. Длительное время на Руси наблюдалось соседство языческих традиций и христианства, причём люди могли почитать как языческих богов, так и христианских святых, отмечать праздники обеих культур. Сохранение языческих традиций наиболее явно прослеживалось в проведении Коляд, Масленицы, Купалья и других важных древних праздников; обрядах, декоративно-прикладном искусстве и устном народном творчестве. Однако с течением времени христианство постепенно замещало язычество, при этом многое заимствуя у него. Это помогало населению быстрее приспособиться к новой религии. Ускорение распространения христианства было также связано с усилением княжеской власти.
По свидетельству летописей, после принятия христианства Владимир сильно изменился. Князь повелел оказывать поддержку бедным людям и отказался от многоженства. В этот период на Руси началось активное строительство новых храмов и монастырей. Владимир приглашал из Византии священников, открывал школы при церквях (родителей часто приходилось заставлять отправлять детей в церковные школы, так как люди не сразу приняли новую веру). Принятие христианства изменило быт и нравы местных жителей. Для примирения славян с новой религией церковь сохранила некоторые языческие праздники, но при этом запретила жертвоприношения, кровную вражду, умыкание невест, призывала оказывать помощь нищим и убогим. С принятием новой религии Древнерусское государство встало в один ряд с другими европейскими христианскими странами.
Культура Древней Руси создала единую систему ценностей, близкую всем жителям государства и оказавшую большое влияние на дальнейшее развитие славян.
Конспект урока по Истории России «Культура Древней Руси».
Вернуться к Списку конспектов по Истории России в 6 классе