Онлайн читать: Литература Полухина Коровина Учебник 2023 года (14-е изд). Литература второй половины XIX века (продолжение): А. П. Чехов «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника». А. П. Чехов в воспоминаниях современников. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.
Литература 6 класс.
Учебник: А. П. Чехов «Толстый и тонкий»,
«Хамелеон», «Смерть чиновника».
Литература второй половины XIX века (продолжение)
Антон Павлович Чехов (1860—1904)
Проверьте себя
- Что такое псевдоним?
- Антоша Чехонте — один из псевдонимов Чехова. Как вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать рассказы своим именем?
- Вспомните псевдонимы других писателей.
А. П. Чехов в воспоминаниях современников
Проверьте себя
- Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью?
- Каким человеком предстаёт перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях его современники?
- Что особенно высоко ценил Л. II. Толстой в творчестве А. П. Чехова? (Предварительно выделите в тексте слова и словосочетания, которые помогут вам ответить на этот вопрос, например: «художник жизни» и др.)
Совершенствуем свою речь
Используя воспоминания современников, материалы словарей «Русские писатели XIX века», ресурсы Интернета (http://gotourl.ru/15514, http://gotourl.ru/15515 и др.), подготовьте устное сообщение о жизни А. П. Чехова.
ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ
Размышляем о прочитанном
- Как. вы объясните название рассказа? Каким вам кажется рассказ — смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Над кем и над чем смеётся писатель?
- Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?
- Как вы думаете, был бы рассказ смешнее, если бы тонкий служил в подчинении у толстого?
- Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнаёт о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? Как об этом говорит Чехов?
Учимся читать выразительно
Подготовьте инсценированное чтение рассказа, постарайтесь при чтении передать ваше отношение к персонажам.
Фонохрестоматия
(«СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ»)
«Толстый и тонкий»
- Прислушайтесь к чтению актёра, и скажите, какими средствами (интонация, тембр голоса, ритм речи, эмоциональная окраска звучания) актёр выражает отношение автора к персонажам.
- В тексте повторяются слова «приятно ошеломлены». В каком случае эта фраза у писателя и актёра передаёт реальное состояние героев, в каком — иронию автора? Почему?
- Что случилось с голосом тонкого, когда он узнал о карьере школьного приятеля? Как это передаёт актёр?
ХАМЕЛЕОН 1
Фонохрестоматия
(«СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ»)
«Хамелеон»
- Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?
- По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?
- Обратите внимание на то, как резкий и категоричный тон актёра в словах «Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая… Истребить, вот и всё» сменяется на умильно-сладостное: «Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её… Собачонка ничего себе… Шустрая такая…» Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т. д.)?
- Подготовьте чтение рассказа по ролям. Помните при этом, что чтение текста от автора не должно быть бесстрастным, оно выражает отношение писателя к героям произведения.
Размышляем о прочитанном
- Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам сметными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев. Помогают ли их имена лучше понять их характеры?
- Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?
- В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах?
- Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
- Как с помощью речи героев определяются их характеры?
СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА
Размышляем о прочитанном
- Литературное произведение не копирует жизнь, по, отметив присущие эй черты, может их усилить, обострить иногда до неправдоподобных форм. Наиболее часто это происходит в сатирических произведениях.
Можно ли считать рассказ «Смерть чиновника» сатирическим? - Докажите, что по первым же предложениям рассказа становится понятным стремление автора создать комическую ситуацию.
- Проследите, как менялась реакция генерала на извинения Червякова. Почему настойчивое желание чиновника объясниться привело генерала в бешенство?
- Как вы думаете, почему писатель обратил наше внимание на то, что Червяков умер, не сняв вицмундира?
- Что высмеивает Чехов в рассказе «Смерть чиновника»?
Учимся читать выразительно
Подготовьте чтение рассказа «Смерть чиновника» по ролям. Продумайте, как меняются интонации, эмоциональный накал речи персонажей на протяжении рассказа.
Совершенствуем свою речь
- В рассказе употреблены выражения: «ваше-ство», «милостисдарь». Это разговорные сокращённые формы от общепринятых обращений. Каких? Составьте самостоятельно предложения с каждым из этих обращений.
- В классической художественной литературе каждое слово, каждое выражение имеет большое значение. Обратите внимание на то, чем заняты в театре персонажи Чехова. Червяков, сидящий во втором ряду, «глядел в бинокль на „Корневильскис колокола»». Уже то, что из второго ряда он глядел в бинокль, вызывает усмешку, но главное, «он глядел на…», в то время как генерал слушал комическую оперу французского композитора Робера Планкетта «Корневильские колокола». Как одной фразой Чехов характеризует своего героя?
Вы смотрели: Литература Полухина Коровина Учебник 2023 года (14-е изд). Литература второй половины XIX века (продолжение): А. П. Чехов. А. П. Чехов в воспоминаниях современников. «Толстый и тонкий». «Хамелеон». «Смерть чиновника».. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.