Литература Учебник Чехов

Онлайн читать: Литература Полухина Коровина Учебник 2023 года (14-е изд). Литература второй половины XIX века (продолжение): А. П. Чехов «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника». А. П. Чехов в воспоминаниях современников. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

Литература 6 класс.
Учебник: А. П. Чехов «Толстый и тонкий»,
«Хамелеон», «Смерть чиновника».

Литература второй половины XIX века (продолжение)

Антон Павлович Чехов (1860—1904)

Литература Учебник ЧеховЛитература Учебник Чехов

Проверьте себя

  1. Что такое псевдоним?
  2. Антоша Чехонте — один из псевдонимов Чехова. Как вы думаете, почему Чехов не стал сразу подписывать рассказы своим именем?
  3. Вспомните псевдонимы других писателей.

 

А. П. Чехов в воспоминаниях современников

Литература Учебник ЧеховЛитература Учебник Чехов

Проверьте себя

  1. Как сочеталась литературная деятельность Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью?
  2. Каким человеком предстаёт перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях его современники?
  3. Что особенно высоко ценил Л. II. Толстой в творчестве А. П. Чехова? (Предварительно выделите в тексте слова и словосочетания, которые помогут вам ответить на этот вопрос, например: «художник жизни» и др.)

Совершенствуем свою речь

Используя воспоминания современников, материалы словарей «Русские писатели XIX века», ресурсы Интернета (http://gotourl.ru/15514, http://gotourl.ru/15515 и др.), подготовьте устное сообщение о жизни А. П. Чехова.

 

ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ

Размышляем о прочитанном

  1. Как. вы объясните название рассказа? Каким вам кажется рассказ — смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Над кем и над чем смеётся писатель?
  2. Что хочет сказать автор тем, что Порфирий (тонкий) начинает повторять рассказ о своей семье? Почему он вдруг изменился?
  3. Как вы думаете, был бы рассказ смешнее, если бы тонкий служил в подчинении у толстого?
  4. Как показывает автор перемену в Порфирии, когда тот узнаёт о служебном положении своего знакомого (что происходит с ним, с вещами)? Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? Как об этом говорит Чехов?

Учимся читать выразительно

Подготовьте инсценированное чтение рассказа, постарайтесь при чтении передать ваше отношение к персонажам.

Фонохрестоматия

(«СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ»)
«Толстый и тонкий»

  1. Прислушайтесь к чтению актёра, и скажите, какими средствами (интонация, тембр голоса, ритм речи, эмоциональная окраска звучания) актёр выражает отношение автора к персонажам.
  2. В тексте повторяются слова «приятно ошеломлены». В каком случае эта фраза у писателя и актёра передаёт реальное состояние героев, в каком — иронию автора? Почему?
  3. Что случилось с голосом тонкого, когда он узнал о карьере школьного приятеля? Как это передаёт актёр?

 

ХАМЕЛЕОН 1

Фонохрестоматия

(«СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ»)
«Хамелеон»

  1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?
  2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?
  3. Обратите внимание на то, как резкий и категоричный тон актёра в словах «Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая… Истребить, вот и всё» сменяется на умильно-сладостное: «Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми её… Собачонка ничего себе… Шустрая такая…» Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т. д.)?
  4. Подготовьте чтение рассказа по ролям. Помните при этом, что чтение текста от автора не должно быть бесстрастным, оно выражает отношение писателя к героям произведения.

Размышляем о прочитанном

  1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам сметными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев. Помогают ли их имена лучше понять их характеры?
  2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?
  3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как выражается это в словах, интонации, жестах?
  4. Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?
  5. Как с помощью речи героев определяются их характеры?

 

СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА

Размышляем о прочитанном

  1. Литературное произведение не копирует жизнь, по, отметив присущие эй черты, может их усилить, обострить иногда до неправдоподобных форм. Наиболее часто это происходит в сатирических произведениях.
    Можно ли считать рассказ «Смерть чиновника» сатирическим?
  2. Докажите, что по первым же предложениям рассказа становится понятным стремление автора создать комическую ситуацию.
  3. Проследите, как менялась реакция генерала на извинения Червякова. Почему настойчивое желание чиновника объясниться привело генерала в бешенство?
  4. Как вы думаете, почему писатель обратил наше внимание на то, что Червяков умер, не сняв вицмундира?
  5. Что высмеивает Чехов в рассказе «Смерть чиновника»?

Учимся читать выразительно

Подготовьте чтение рассказа «Смерть чиновника» по ролям. Продумайте, как меняются интонации, эмоциональный накал речи персонажей на протяжении рассказа.

Совершенствуем свою речь

  1. В рассказе употреблены выражения: «ваше-ство», «милостисдарь». Это разговорные сокращённые формы от общепринятых обращений. Каких? Составьте самостоятельно предложения с каждым из этих обращений.
  2. В классической художественной литературе каждое слово, каждое выражение имеет большое значение. Обратите внимание на то, чем заняты в театре персонажи Чехова. Червяков, сидящий во втором ряду, «глядел в бинокль на „Корневильскис колокола»». Уже то, что из второго ряда он глядел в бинокль, вызывает усмешку, но главное, «он глядел на…», в то время как генерал слушал комическую оперу французского композитора Робера Планкетта «Корневильские колокола». Как одной фразой Чехов характеризует своего героя?

 


Вы смотрели: Литература Полухина Коровина Учебник 2023 года (14-е изд). Литература второй половины XIX века (продолжение): А. П. Чехов. А. П. Чехов в воспоминаниях современников. «Толстый и тонкий». «Хамелеон». «Смерть чиновника».. Оглавление и ознакомительные фрагменты учебника по литературе.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника.

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.