Обществознание Боголюбов §2

Обществознание Боголюбов Учебник §2 «Человек — личность». Ознакомительный фрагмент 2023 года. Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Учебник по обществознанию 6 класс §

<< § 01   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 03 >>

§ 2. ЧЕЛОВЕК — ЛИЧНОСТЬ

ЗАДУМАЕМСЯ: Каждый ли человек является личностью? Что отличает одну личность от другой?

ВСПОМНИМ: Какие свойства человека относят к биологическим? Что происходило с детьми, которые раннее детство провели среди животных?

Изучив параграф, вы узнаете:

  • Может ли животное обладать качествами личности
  • Кого считают личностью
  • Обладать индивидуальностью — это плохо или хорошо

Что такое личность

Как вы уже знаете, человек рождается как биологическое неделимое существо (индивид), а развивается как социальное (общественное). И главное условие становления человека — его проживание в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — всё, что окружает ребёнка, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.

РАССМОТРИМ СИТУАЦИЮ
Спаниель Бари

Наверное, каждый, кто бывал в аэропорту, видел пограничника или таможенника с собакой на поводке. Об одной такой служебной собаке наш рассказ. Спаниель Бари много лет работает на таможне, отыскивает среди тонн грузов наркотики. Работники таможни называют Бари своим коллегой, ведь только за последний год он нашёл более 10 кг смертельного зелья. Таможенный пёс вместе со своим другом и хозяином кинологом-таможенником каждый день заступает на службу. Задача — спасти сотни человеческих жизней от страшной отравы, которая приводит людей к смерти.

Хозяин и пёс обожают друг друга. Бари живёт в доме кинолога, общается с членами его семьи. Особенно пёс любит детей своего хозяина. Сыновья гуляют с собакой, играют с ней, моют и расчёсывают шерсть. Жена таможенника совершенно серьёзно говорит о Бари: «Это член нашей семьи, коллега нашего папы. Бари всё понимает, только не говорит. Он, как человек, выполняет любые требования, проявляет сознательность и дисциплину. Мы так и зовём его: неговорящая личность».

  • Проанализируйте информацию, представленную в тексте. Согласны ли вы с мнением персонажа, что собака — личность?

Философ прошлого века выделил три вопроса, ответы на которые помогают понять, является ли данный человек личностью: может ли человек стать господином самому себе, может ли он сделать самого себя, может ли создать свою собственную жизнь.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Обществознание Боголюбов §2

  • Выскажите своё мнение: иллюстрируют ли представленные рисунки три вопроса философа? Объясните свой ответ.

Личность и сознание

В психологии утверждается, что личность — устойчивая система качеств, которые характеризуют человека как члена общества. Они приобретаются и проявляются в процессе деятельности и общения с другими людьми. Психологи называют личность вершиной человеческого развития, так как только личность обладает сознанием.

Ответим теперь на вопрос: что такое сознание? Для этого проанализируем значение этого слова. Человек «со знанием» — это тот, кто не только имеет некие представления, но и умеет использовать приобретённые знания, владеет способами добывания новых знаний, может критически оценить свою эрудицию и культуру. Другими словами, сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает, что из себя представляет.

Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя. Эта способность свойственна только человеку, поэтому и личностью становится только человек.

А когда о человеке можно сказать, что он — личность? Оказывается, это связано с пониманием человеком самого себя, с отделением своего «я» от других людей. Вам, конечно, приходилось наблюдать маленьких детей. Они говорят про себя «Петя», «мальчик», но не пользуются местоимением «я»: «Петя хочет пить», «Петя — мальчик». Но вот проходит совсем немного времени, и ребёнок (в 2—3 года) уже начинает отделять себя от окружающих, сравнивает себя со сверстниками, проявляет свою индивидуальность, в его лексиконе появляется осознанное «я». Психологи считают это признаком развивающейся личности.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Обществознание Боголюбов §2

  • О чём могут рассказать сюжеты приведённых иллюстраций?

Любой человек — личность, только её развитие иногда не соответствует требованиям, которые предъявляет цивилизованное общество к человеку. Бывает неразвитая личность, личность, не реализующая свои способности, преступная личность и т. п.

Индивидуальность — плохо или хорошо?

Вы уже знаете, что все люди имеют общие черты: определённое строение организма, способность мыслить, говорить и многое другое. Но вместе с тем все люди разные. Каждый имеет присущие только ему особенности. Один — голубоглазый и кудрявый, пишет стихи и любит слушать задушевную музыку. Другой — непоседлив, активен, предпочитает шумные игры, спорт. Третий — стеснителен, любит одиночество, хорошо рисует. Некоторые черты индивидуальности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями и друзьями, занимаясь творческой деятельностью.

РАССМОТРИМ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Обществознание Боголюбов §2

  • Рассмотрите иллюстрации. Можно ли, глядя на них, представить черты характера, особенности поведения этих подростков? Придумайте подписи к каждому фото, раскрыв качества каждого из подростков.

Индивидуальность определяет и способности человека к деятельности, её успешность. Например, у художника хорошо развито образное видение окружающего мира, умение представить его графически, математик оперирует символами, схемами, моделями, а солист балета, как никто другой, умеет передать настроение и эмоции движениями.

РАССМОТРИМ СИТУАЦИЮ
Давным-давно жил в городе Эфесе юноша-грек по имени Герострат. И очень он хотел прославиться. Но хорошими делами добиться славы он не мог и поэтому захотел совершить дурной поступок, чтобы хоть так его запомнили люди. Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской — одно из семи чудес света. Храм сгорел, исчезло навсегда чудесное творение рук человеческих. Так Герострат обессмертил своё имя. Но какой ценой? Именем Герострата теперь называют людей, которые добиваются известности безнравственным путём. Люди, похожие на Герострата, смотрят на других свысока, не признают их достоинств, любят только себя, совершают поступки, которые выгодны только им самим.

  • Подумайте, стоит ли добиваться известности любым путём. Почему? Аргументируйте свой ответ примерами.

У одарённых, гениальных людей индивидуальность приобретает особые формы. Например, преподаватель словесности Царскосельского лицея, где учился А. С. Пушкин, предлагал своим ученикам различные творческие задания (например, описать розу стихами), но только будущий великий поэт делал это блистательно. Таковы были его способности к поэтическому творчеству, такова была индивидуальность Пушкина.

Сделаем вывод: каждый человек — индивидуальность, т. е. обладает неповторимостью, уникальностью. Черты индивидуальности проявляются в деятельности, поведении, эмоциях и чувствах.

Сильная личность — какая она?

Если вы спросите у своих дедушек и бабушек, кто такой Валерий Брумель, то услышите в ответ, что это известный спортсмен, он прыгал выше всех в мире. Когда выступал В. Брумель, все ожидали нового рекорда. Он стал чемпионом Европы, мира, олимпийским чемпионом, но случилась беда — спортсмен попал в аварию, в результате которой повредил ногу. Она срослась неправильно и стала короче другой. Все думали, что спортивная карьера Брумеля закончилась, но Валерий считал иначе. Начались мучительные операции, многочасовые тяжёлые тренировки. Воля, сила духа, настойчивость спортсмена сделали своё дело: Валерий Брумель сумел вновь достичь высоких результатов в спорте. Он — сильная личность.

РАССМОТРИМ СИТУАЦИЮ
В Туле жил обыкновенный мальчик Миша. Когда Миша был дошкольником, его укусила собака. С тех пор мальчик стал бояться собак: избегал мест, где мог их встретить, не подходил даже к знакомым псам. Одноклассники смеялись над ним, обзывали трусом. Тогда Миша решил избавиться от страха. Он попросил родителей купить ему щенка, кормил его, гулял с ним, занимался на собачьей площадке и постепенно преодолел свой страх.

  • Можно ли ещё не взрослого человека назвать сильной личностью? Какие качества проявил Миша, чтобы преодолеть свой страх?

 

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Только человек обладает сознанием, способностью ставить перед собой цели, преодолевать препятствия, опираясь на волю и целеустремлённость. Каждая личность индивидуальна. Индивидуальность проявляется как во внешних признаках, так и в чертах характера человека. Слабые духом личности довольствуются успехами одного дня, не способны заглядывать в будущее, строить планы для достижения поставленных целей, преодолевать трудности. Волевые качества характера присущи только сильным личностям.

 

ПРОВЕРЯЕМ НАШИ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  1. Какие качества характеризуют личность?
  2. Как вы объясните значение понятий «индивидуальность», «сильная личность»?
  3. Приведите доказательства того, что личностью может быть только человек.
  4. Проанализируйте пословицы. О каких качествах человека они говорят?
  • Семь раз отмерь — один раз отрежь.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Без терпения нет учения.
  • Любишь есть калачи — не сиди на печи.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
  • Землю красит солнце — а человека труд.
  1. Проанализируйте высказывания. Выберите качества личности, которые вы считаете достойными. Какие качества вас привлекают, а какие вызывают у вас отрицательные чувства?
  • Человек подобен дроби, в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. (Л. Н. Толстой, русский писатель)
  • Ближе всего к великому стоит честность. (В. Гюго, французский писатель)
  • Высший суд — суд совести. (В. Гюго)
  • Праздность — корень всему злу. (А. В. Суворов, русский полководец)
  • Личный эгоизм — родной отец подлости. (М. Горький, русский писатель)
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение. (Ф. Шиллер, немецкий драматург)

 

ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ на стр.20

  1. Проанализируйте приведённые ниже сюжеты. Кого из героев этих историй вы назвали бы сильной личностью?
    а) Все одноклассники считают Петра сильной личностью. Он много времени отдаёт занятиям спортом, у него сильные мускулы, он ловок, быстр и лучше всех выполняет задания на уроках физкультуры.
    б) Алексей считает, что «слабакам» не место в жизни. Он старается доказать одноклассникам, что сильная личность никого не боится и добивается всего, чего хочет. На глазах у всех Алексей пристаёт к девочкам: дёргает их за косички, прячет портфели, разрисовывает тетрадки. А с малышами он и вовсе «смелый», может отобрать завтрак или заставить завязывать шнурки своих ботинок. Но почему-то взрослые называют его невоспитанным и некультурным человеком.
    в) Оксана уверена, что нужно знать себе цену, только тогда можно называться сильной личностью. «Я никогда не уступлю никому, не покажу свою слабость и не признаю вину. Это удел слабых и нерешительных личностей. Я всегда докажу свою правоту, даже если при этом придётся прихвастнуть, или наврать, или пустить в ход кулаки…»
    г) Никто в классе не знает, что у Валентина очень больна мать и мальчик за ней ухаживает. На его плечах вся домашняя работа: он готовит еду, убирает квартиру, бегает за лекарствами. Ему приходится очень поздно ложиться спать и рано вставать, но никто никогда не слышал от него жалоб.
    д) Родителей не было дома, когда маленькая сестрёнка Олега уронила со стола настольную лампу и разбила её. Когда родители вернулись, Олег сказал: «Это я разбил лампу. Наташка тут ни при чём».
  2. Какие два из перечисленных понятий используются при определении индивидуальности человека?
    Уникальность; общность; стандартность; неповторимость; пассивность.
  3. Используя предложенные характеристики, составьте портрет сильной личности.
  • Стремится быть в центре внимания
  • Проявляет интерес к науке и культуре
  • Много читает, любит разную литературу
  • Интересуется только техническими науками
  • Умеет превращать свои недостатки в достоинства
  • Умеет слушать других, хороший собеседник
  • В разговоре всегда тянет одеяло на себя
  • Ничего не боится, чувство страха ему неведомо
  • Настроение всегда оптимистическое, грусти не любит
  • Любит юмор, часто использует его в разговорах и беседах

УЧАСТВУЕМ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема проекта: «Сильная личность»
Составьте вербальный (словесный) портрет сильного человека. Найдите в дополнительной литературе (или воспользуйтесь ресурсами Интернета) примеры сильных личностей среди наших соотечественников. Подготовьте сообщение и презентацию.

 


Вы смотрели: Обществознание Боголюбов Учебник §2 «Человек — личность». Цитаты из учебника использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 01   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 03 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.