Обществознание Боголюбов Глава 1

Обществознание 6 класс Боголюбов. Учебник — М.: Просвещение. Глава 1. Человек в социальном измерении. Человек — личность. Человек познаёт мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху. Цитаты использованы в учебных целях. Авторы: Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

Обществознание Боголюбов Глава 1

Человек в социальном измерении

 

§ 1. Человек — личность

ВСПОМНИМ. Что происходило с детьми, которых воспитывали животные? Какие свойства человека относят к биологическим?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала, стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала, опираясь на руки. Не пила, а лакала, рычала, когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более десяти лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.

Выскажите своё мнение, почему так произошло. Что нужно ребёнку для того, чтобы он развивался, как человек? Сверьте свои высказывания с текстом.

Что такое личность

Человек — существо социальное (общественное). Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — всё, что окружает ребёнка, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.

Древнегреческий философ Л. Сенека сказал как-то: «Не может быть душа одного цвета, а ум — другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…» Этими словами учёного можно охарактеризовать личность.

Что же такое личность? Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Психологи называют личность вершиной всех качеств человека потому, что только личность обладает сознанием.

А что такое сознание? Ответить на этот вопрос тебе поможет анализ этого слова. Человек со знанием относится к миру, не только знает, но и умеет применять приобретённые знания, добывать новые знания. Другими словами, сознание — это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

Сознание свойственно только человеку, поэтому и личностью становится только человек.

Когда о человеке можно сказать, что он личность?

Оказывается, это связано с пониманием человеком самого себя, с отделением своего «я» от других людей. Тебе, конечно, приходилось наблюдать маленьких детей. Они говорят про себя «Петя», «мальчик», но не пользуются местоимением «я»: «Петя хочет пить», «Петя — мальчик». Но вот наступает время, когда ребёнок начинает отделять себя от окружающих, сравнивает себя со сверстниками, проявляет свою индивидуальность. Психологи считают это признаком развивающейся личности.

Значит, получается, что нельзя сказать про какого-нибудь человека: «Ты не личность»? Строго говоря, нельзя, потому что любой человек — личность, только её развитие иногда не соответствует требованиям, которые предъявляются к этому человеку. Бывает неразвитая личность, личность, которая не соответствует возможностям человека, преступная личность и т. п.

Как определить, заслуживает ли уважения данная личность? Для этого нужно выяснить следующее: как этот человек трудится (учится, работает, играет); как относится к окружающему миру (природе, другим людям, обществу); как оценивает самого себя (знает свои достоинства, понимает свои недостатки, занимается самовоспитанием).

Другое качество личности — способность к различной деятельности. Уже маленький ребёнок играет, рисует, танцует, т. е. занимается деятельностью. Главная деятельность школьника — учение. Основная деятельность взрослого — труд. Трудовая деятельность людей может быть самой разнообразной: одни занимаются умственным трудом, другие — физическим, а нередко — и тем и другим.

Чтобы деятельность протекала успешно, человек приобретает необходимые знания и умения. Например, для отличной учёбы ты должен уметь организовывать свой учебный труд: хорошо понимать, какой результат нужно получить, как решить поставленную задачу, какие трудности могут возникнуть и как их преодолеть.

Для успешной деятельности в школе важны и такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость. Ученик должен критически относиться к своим успехам и уметь преодолевать трудности.

Оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя. Над чем тебе ещё нужно работать?

Проведи опрос среди своих друзей на тему «Какие качества личности особенно привлекательны для тебя». Сопоставь их ответы со своими, насколько они близки.

Составь словесные портреты девушек. Можно ли по их внешнему виду представить черты их характера, особенности поведения? Используй для описания слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.

 

Индивидуальность — плохо или хорошо?

Ты уже знаешь, что все люди имеют общие черты. У них определённое строение организма, они умеют мыслить, говорить и многое другое. Но вместе с тем все люди разные. Каждый имеет только ему присущие черты, особенности, он индивидуален. Один голубоглазый и кудрявый, пишет стихи и любит слушать задушевную музыку; другой непоседлив, активен, предпочитает шумные игры, спорт; третий стеснителен, любит одиночество, хорошо рисует.

Индивидуальность определяет и способности человека к деятельности, её успешность. Например, у художника хорошо развито образное видение объекта окружающего мира, умение представить его графически, живописно. Конструкторская деятельность требует развития других способностей — умения логически мыслить, построить схему, смоделировать воображаемый объект. У одарённых, гениальных людей индивидуальность приобрела особые формы. Например, преподаватель словесности Царскосельского лицея, где учился А. С. Пушкин, предлагал своим ученикам различные творческие задания (скажем, описать розу), но только будущий великий поэт делал это блистательно. Таковы были его способности к поэтическому творчеству, такова была индивидуальность Пушкина.

Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное.

Каждый человек — индивидуальность, т. е. обладает неповторимостью, уникальностью. Проще всего замечаются индивидуальные черты внешнего облика человека: цвет глаз и волос, походка, рост и телосложение. Всё это индивид получает по наследству. Другие черты индивидуальности, которые человек приобретает в процессе жизни, часто зависят от социальных условий: семьи, общения, друзей, влияют на деятельность человека, его поведение и развивают в нём как положительные индивидуальные качества, так и отрицательные.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Давным-давно жил в городе Эфесе юноша-грек по имени Герострат. И очень он хотел прославиться. Но хорошими делами добиться славы он не мог и поэтому захотел совершить такой дурной поступок, чтобы хоть так его запомнили люди. Герострат поджёг храм Артемиды Эфесской — одно из семи чудес света. Храм сгорел, исчезло навсегда чудесное творение рук человеческих. Так он обессмертил своё имя, но какой ценой?

Геростратом теперь называют человека, который добивается славы безнравственным путём.

Люди, похожие на Герострата, смотрят на других свысока, не признают их достоинств, любят только себя, совершают поступки, которые выгодны только им самим.

Вот что думает о себе и о других современный Герострат — герой произведения французского писателя Жана Поля Сартра: «На людей надо смотреть с высоты. Я выключаю свет и становлюсь у окна: они даже не подозревают, что их можно разглядывать сверху; они заботятся об анфасе, иногда о спине, но все их уловки рассчитаны на наблюдателя в метр семьдесят ростом… Я наклоняюсь, и меня разбирает смех: где же она, эта знаменитая «прямая походка», которой они так гордятся? Они раздавлены на тротуаре, и две длинные полуползущие конечности выступают из-за плеч.

Следует поддерживать нравственное превосходство… иначе в чём же, собственно, заключается моё превосходство над людьми?»

Подумай, всегда ли выражение «смотреть свысока» означает взгляд с верхнего этажа.

Хотелось бы тебе общаться с человеком, который смотрит на тебя свысока, смеётся над тобой и только и ждёт, чтобы с тобой случились какие-нибудь неприятности?

Желание человека иметь превосходство над другими людьми показывает не его способности, а несправедливое отношение к окружающим. Такой человек напоминает петуха, который воображает, что солнце встаёт утром по его команде — петушиному крику.

Сильная личность — какая она?

Если ты спросишь у своих родителей, кто такой Валерий Брумель, то услышишь в ответ, что это известный спортсмен, он прыгал выше всех в мире. Когда выступал В. Брумель, все ожидали нового рекорда. Он стал чемпионом Европы, мира, олимпийским чемпионом, но случилась беда — спортсмен попал в аварию, в результате которой повредил ногу. Она срослась неправильно и стала короче другой. Все думали, что спортивная карьера Брумеля закончилась, но Валерий думал иначе. Начались мучительные операции, многочасовые тяжёлые тренировки. Воля, сила духа, настойчивость спортсмена сделали своё дело: Валерий Брумель сумел вновь достичь высоких результатов в спорте. Он — сильная личность.

А теперь история твоего сверстника — обыкновенного мальчика Миши из города Тулы. Когда Миша был дошкольником, его укусила собака. С тех пор мальчик стал бояться собак: избегал мест, где мог их встретить, не подходил даже к знакомым собакам. Одноклассники смеялись над ним, обзывали трусом. Тогда Миша решил избавиться от страха. Он попросил родителей купить ему щенка, кормил его, гулял с ним, занимался на собачьей площадке и постепенно преодолел свой страх.

Великий композитор Людвиг ван Бетховен (1770—1827) начал терять слух, когда ему было 28 лет. Прогрессирующая глухота не стала препятствием для творчества: его музыка волновала, покоряла, заставляла страдать, плакать, радоваться. Он следовал словам, которые высказал сам: «Музыка должна высекать огонь из человеческих сердец». К концу жизни Бетховен не только был совершенно глухим, но и почти ослеп.

Однако он продолжал сочинять. Самые романтические свои произведения он создал в последние годы жизни.

Людвиг ван Бетховен был человеком сильной воли, настойчивым и целеустремлённым. Это помогло ему, несмотря на болезнь, развить свой талант и стать гениальным композитором.

Сильные личности обладают ещё одним качеством: они умеют отказываться от личных благ и интересов, когда нужно помочь другим, защитить Отечество, отстоять независимость и свободу родной страны.

Раскрой, в чём проявилась сила личности Бетховена. Знакомы ли тебе его произведения? Если да, назови их. Есть ли среди них любимое?

§ 2. Человек познаёт мир

ВСПОМНИМ. Какими методами пользуется человек при изучении природы?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Что значит найти себя? Каковы твои сильные и слабые стороны? Как ты понимаешь выражение «зарыть свой талант»? Можно ли достичь желаемого, если мобилизовать все свои возможности? Нужно ли торопиться стать взрослым?

Познание мира и себя

Человек, взаимодействуя с окружающим миром в процессе разнообразной деятельности (труд, учёба, общение, игра), активно познаёт его.

Познание мира начинается с пространства, в котором ты живёшь и действуешь. В городе или селе в постоянном общении ты видишь разные стороны жизни людей, трудовую деятельность взрослых. Посильное участие в труде (в семейном хозяйстве, учёбе) расширяет твои представления о мире труда, мотивах участия в нём людей, помогает в поиске трудового занятия.

Основной канал знаний об окружающем мире для подростка — учёба в школе, общение со сверстниками. О школе речь пойдёт дальше.

Общение со сверстниками не только обогащает новой, значимой информацией, но и помогает найти ответы на волнующие тебя, сокровенные вопросы. Вспомни, что ты чаще всего обсуждаешь с друзьями: события в стране, твоём регионе; отношения с ровесниками, взрослыми; содержание книги, кинофильма. Как это общение помогает тебе познавать окружающий мир, влияет на его восприятие?

Познание мира тесно связано с познанием человеком себя.

Интерес к своему «я» человек начинает испытывать очень рано. «Я сам!» — говорит трёхлетний малыш, тем самым подчёркивая, что ему под силу сделать самостоятельный шаг. Подросток уже стремится найти ответы на такие главные для себя вопросы, как «Кто я?», «Каков я?», «Чем отличаюсь от других?», «Что я могу?». Некоторые взрослые вспоминают о годах отрочества с иронической улыбкой, называя свои мечты и поступки ребячеством. Между тем они хорошо понимают, что период ребячества — это чуть ли не самая важная часть жизни, часто определяющая всё будущее. Именно в это время так хочется разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя. Задача эта сложная даже для взрослого, но ты уже сейчас можешь накапливать для этого знания и опыт.

Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать. Осознавая свои особенности, качества своей личности, человек стремится что-то изменить в своих отношениях с окружающими.

Стремление человека узнать и оценить свои способности, чтобы выжить и действовать в окружающем мире, всегда было его важной потребностью.

Что такое самосознание

Потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на себя самого. Ты стремишься осознать свои сильные и слабые стороны, понять перспективы своей деятельности, взаимоотношения с окружающими тебя людьми, не только замечаешь действия и оценки других по отношению к тебе, но и стараешься их анализировать: какие оценки принять, какие отвергнуть, с чем согласиться, а против чего протестовать.

Ты можешь оценить свои физические качества («Я сильный»), практические умения («Я могу работать рубанком»), поступки («Я уважаю мнение старших»), моральные качества («Я всегда держу данное слово»). Самооценка может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой. Ложная или заниженная самооценка сдерживает развитие способностей, рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учёбы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности.

Посмотри на рисунки Марины и Владимира. Они изобразили себя на лестнице, остальные ступеньки которой заняты другими ребятами. У Марины оценка себя (самооценка) занижена: она изобразила себя на самой нижней ступеньке. Ей кажется, что она во всех отношениях хуже своих друзей. Марина явно не знает себя, низко оценивает свои способности и поэтому ставит себе плохую оценку. А Владимир, наоборот, переоценивает себя и выбирает себе в друзья таких ребят, среди которых он окажется умнее и способнее. Его самооценка завышена. Он изобразил себя на самой высокой ступеньке.

Мысленно размести на ступеньках лестницы себя и своих друзей. Объясни свой выбор.

Критическое отношение к себе — дело хорошее. Дневники многих великих людей говорят о том, что они часто были недовольны собой, считали себя неудачниками, переживали, что ничего ещё не успели сделать. В своём дневнике Л. Н. Толстой пишет: «В моём возрасте Паганини уже был известен во всей Европе, а Пушкин писал прекрасные стихи».

Но нужно стараться оценивать себя правильно, объективно относиться к своим успехам и неудачам, к порицанию и похвале, не терять уверенности в себе. Так, Марина должна чаще говорить себе: «Я смогу!», «У меня получится!», «Это я сделаю лучше других!» Это поможет ей повысить свою самооценку.

Для правильной самооценки важно знать свои положительные и отрицательные качества, стараться развивать одни и освобождаться от других.

Очень важно научиться видеть и оценивать себя, сравнивая не только с другими, но и с самим собой: «Я вчера…», «Я сегодня…», «Я могу быть завтра…». Исследование себя поможет ощутить собственный рост, развитие, понять перемены в себе. Подумай, какие перемены произошли в тебе за последний год.

На что ты способен

Каждый человек хоть чем-нибудь отличается от других и превосходит их в чём-то. Ты, возможно, лучше рисуешь, чем сестра, или тебе легче даётся математика. При многообразии интересов у каждого можно отметить основную склонность к тому или иному виду деятельности, делу, которое он делает намного лучше других. Природа наградила каждого из нас множеством способностей, которыми мы не всегда пользуемся или которые ленимся развивать до уровня талантов.

Учёные убеждают, что нет людей бесталанных, бесталанные те, кто не сумел развить свои способности. Конечно, не каждому дано стать Пушкиным или Менделеевым, но каждый может знать свои способности и стремиться развивать их. Большой знаток детей, Корней Чуковский считал, что к двадцати годам мы все были бы великими химиками, математиками или ботаниками, если бы в нас не ослабевало детское жгучее любопытство ко всему окружающему. Однако важные спутники таланта не только любознательность, но и воля, терпеливый и длительный труд. «Гений — это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота», —считал изобретатель Т. Эдисон.

Способности могут проявляться очень рано. Так, с раннего детства Моцарт проявлял музыкальные способности, Паскаль — математические. Русские художники Карл Брюллов и Александр Иванов поступили в Академию художеств соответственно в 9 и 11 лет. Творческая активность человека может сохраняться и до преклонного возраста: Лев Николаевич Толстой работал до 82 лет, академик Иван Петрович Павлов — до 87.

Человек обладает огромными способностями, ими воспользоваться и развивать их.

Учёные утверждают: чтобы труд человека был творческим, необходимо соответствие его дела и способностей. Ведь только дело по душе приносит удовлетворение и радость, способствует росту и усилению задатков, данных природой, совершенствует талант. Заниматься не своим делом тяжело. Человек теряет интерес и быстрее устаёт.

Но как найти это своё дело? Как оказаться «человеком на своём месте», если этих мест тысячи, а ты один? У некоторых главная способность проявляется в раннем детстве. Обычно семья и школа стараются её развивать. Есть множество путей приложения и развития способностей: кружки и студии, клубы по интересам, дома творчества. Старайся попробовать свои силы и способности в разных видах деятельности. Главное — уловить, вовремя почувствовать своё призвание.

Найти себя и правильно определить своё место в жизни помогут размышления над вопросом: «В какой области деятельности я смогу полнее раскрыть себя?» К сожалению, не всегда и не у всех получается успешно решить эту проблему, но поиск себя и своего дела никому не обещает быть лёгким. Даже явные способности и талант не всегда сразу проявляются или получают признание окружающих. Можно, конечно, хорошо учиться и ждать, когда проявятся твои способности, но, как подсказывают примеры из жизни, лучше не стоять на месте, ведь «дорогу осилит идущий».

Жил на свете человек

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) родился в деревне Денисовке близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. С детских лет помогал отцу в трудном и опасном деле, но сердце и натура влекли его к другим занятиям. Когда ему исполнилось 19 лет, он почти без денег, пешком за обозом с рыбой отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В числе двенадцати лучших учеников был направлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии наук. Затем был послан в Германию в Марбургский университет, потом вернулся в Россию.

Почему художник дал такое название картине? О чём мечтают друзья, глядя на небо? Может ли их мечта осуществиться? Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью?

Его интересы были поразительно разносторонними. Ломоносов внёс вклад в развитие физики, химии, геологии, горного дела, географии, астрономии, истории и филологии. Он был выдающимся поэтом, художником, просветителем и общественным деятелем. И в каждой из этих областей он оставил заметный след. В 1755 г. по его инициативе был открыт университет в Москве, носящий ныне имя этого талантливого учёного.

Современники называли его «звездой первой величины», «великим человеком», «славным гражданином». А. С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Знаешь ли ты имена других известных российских учёных прошлого и настоящего времени? В какой области знаний они проявили себя?

Стремись познать себя и окружающий мир, верь в свои способности и возможности, твёрдо иди к цели — вот золотое правило для того, кто хочет пройти через трудности и добиться исполнения своей мечты.

§ 3. Человек и его деятельность

ВСПОМНИМ. Что такое труд? Чем труд человека отличается от труда пчёл или муравьёв? Как в труде проявляются способности человека?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Народная мудрость гласит: «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Как ты понимаешь это выражение?

«Птицу узнают по полёту, а человека — по работе»

Присмотрись внимательно к окружающим тебя вещам. Дом, где ты живёшь, одежда, которую ты носишь, книги, которые ты читаешь, пища, которую ты ешь, — всё это создано людьми. Этот список можно продолжить.

Всё, что сделано человеком, является результатом его деятельности. Слово «деятельность» означает «занятие человека, его труд». Это то, что присуще только людям, отличает их от животных.

Чтобы добиться желаемых результатов, человек должен проявить свою волю, целеустремлённость, уметь преодолевать трудности и организовывать свою жизнь. В своих действиях он проявляет разум. Недаром китайская поговорка гласит: «Посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу».

Человек не только проявляется в действиях, поступках, отношениях, но и формируется в них. Ещё древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы». Так, честность проявляется только в процессе совершения честных поступков, а свойством личности она становится только тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются для него в привычку.

Какое значение в жизни человека имеет деятельность? Подумай, о каком человеке (своём знакомом, литературном персонаже, историческом деятеле) ты мог бы сказать, что он своими делами изменил себя. Почему ты выбрал для примера именно этого человека?

«Пчела мала, да и та работает»

Ты прочитал поговорку (заголовок) и задумался. Разве только человек может заниматься какой-либо деятельностью? Ведь пчёлы строят соты с точностью, которой позавидует архитектор, а муравьи возводят сложнейшие сооружения. Но пчёлы умеют строить только соты, а муравьи — только муравейники. Ни пчела-одиночка, ни целый пчелиный рой не построят даже самого маленького муравейника, а муравьёв не научишь и не заставишь работать в улье: насекомыми руководит инстинкт, они не умеют думать.

А человек? Он изменяет окружающий мир в своих интересах, создаёт то, чего нет в природе: радио и самолёт, автомобиль и электрическую лампочку, компьютер и книги, музыку и театр…

Даже если не всё сразу получается, человек подумает, поучится и сделает всё, что нужно.

Недаром учёные называют человека Homo sapiens — человек разумный. Благодаря разуму человек определяет, чего он хочет добиться, т. е. цель своей деятельности.

В сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» Алиса спрашивает Чеширского Кота:

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне всё равно…— сказала Алиса.
— Тогда всё равно, куда и идти, — заметил Кот.

Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата.

Цель учителя — дать учащимся знания, помочь им раскрыть свои способности; цель врача — лечить больных; цель менеджера — хорошо руководить своей компанией, организовывать работу своих подчинённых и т. д.

Для того чтобы цель была достигнута, воплощена в результатах (в хорошо подготовленных и воспитанных учениках; здоровых людях, вылеченных больных; процветающей фирме), необходимо тщательно продумать свои действия и выбрать лучшие средства для достижения цели. (Подумай, каковы они у учителя, врача, менеджера.) Важно, чтобы они не только помогали добиться желаемого, но и не создавали неудобств другим людям. Человек должен предусмотреть все возможные негативные последствия своих действий и стремиться свести эти последствия к минимуму.

Проверь по словарю, верно ли ты понимаешь значение слов «деятельность», «цель». Объясни смысл высказывания известного русского путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят».

Независимо от того, чем человек занимается, ему в первую очередь требуются определённые знания и умения. Поэтому учёба — это первый шаг в достижении любой цели.

Когда работа завершена, важно оценить её результаты, определить, какие были допущены ошибки, чтобы избежать их в будущем (учитель размышляет, почему какая-то тема была недостаточно хорошо усвоена его учениками; врач думает, почему не удалось помочь тому или иному больному; менеджер выясняет, почему намеченный проект не принёс ожидаемой прибыли).

Определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата — отличительные черты деятельности человека.

Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека)

Человек занимается разнообразной деятельностью. Деятельностью является не только труд, но также игра, учение. Многие учёные считают важным видом деятельности общение. Без него трудно проявить себя в полной мере человеком. Подробнее об общении ты узнаешь позже.

Пётр I стал царём в 10-летнем возрасте. Первое время ему было не до великих дел. Он продолжал играть в кораблики и солдатиков, постепенно переходя от оловянных к настоящим. (Военные игры потешных войск Петра I под селом Кожухово представил в своей работе художник XIX в. А. Д. Кившенко.) Со временем из так называемых потешных были созданы Преображенский и Семёновский полки, военные потехи стали началом военных учений. Увлечение корабликами на Плещеевом озере послужило началом кораблестроения. Так от игры юный Пётр I шёл к великим делам в будущем.

Пусть тебя не удивляет, что игра соседствует в одном ряду с учением и трудом. Игра — дело серьёзное, она помогает детям узнать много нового, подготовиться к взрослой жизни. В общении со сверстниками формируется характер, развивается речь. Игры с ровесниками приносят человеку радость, делают его счастливым. Игра требует соблюдения определённых правил. Ребёнок учится согласовывать свои желания не только с желаниями других участников, но и с требованиями игры.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Что можно сказать о занятии этих детей? Каково твоё мнение, своим ли делом они заняты? Какие чувства вызвала эта картина у тебя и почему?

Как ты думаешь, почему военные игры потешных войск считают началом славных дел Петра I?

Переломным моментом в жизни человека становится поступление в школу. Учение в отличие от игры становится обязательным занятием ребёнка. У него появляются новые права и обязанности. Ученик должен полностью использовать время, предназначенное для обучения, так, чтобы обогащать свои знания, систематически готовиться к урокам, слушать учителей, не отвлекаясь, выполнять все их указания.

Все эти требования не только способствуют приобретению знаний и умений учеником, но и развивают человеческие качества, содействуют успеху его деятельности.

Подумай, какие черты характера человека воспитывают учёба и труд. Какие качества помогают школьнику хорошо учиться, а какие мешают?

УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  1. Начиная любое дело, определи его цель.
  2. Осознай, для чего тебе это нужно.
  3. Рассмотри все возможные пути достижения цели.
  4. Подумай, не причинят ли твои действия неудобства или не доставят неприятности другим людям, будь тактичен в своих поступках.
  5. Выбери наилучший вариант, взвесив все условия.
  6. Наметь этапы своей работы, хотя бы приблизительно определи время каждого из них.
  7. Постоянно контролируй свои действия, старайся определить, как ты продвигаешься к намеченной цели.
  8. Окончив работу, рассмотри её результаты.
  9. Подумай, какие ошибки ты допустил, постарайся избежать их в будущем.
  10. Попытайся понять, почему не все твои действия доставляли тебе удовольствие.

§ 4. Потребности человека

ВСПОМНИМ. Что такое деятельность? Каковы отличительные черты деятельности человека?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Живёт на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чём не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живёт и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

Какие бывают потребности

Мобильный телефон, компьютер и телевизор, самолёт и автомобиль… Всё когда-то было в диковинку. До появления этих предметов человек спокойно обходился без них. Но по мере того как они распространялись, завоёвывали себе жизненное пространство, человек всё больше и больше нуждался в них, они становились ему всё более необходимыми. Проходит какое-то время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники!

Меняется мир, меняются человеческие потребности. Человек понимает, что есть что-то, без чего ему будет трудно, практически невозможно обойтись. И он начинает предпринимать какие-то шаги, чтобы получить нужное.

Например, ты услышал о новом фильме. Тебе очень захотелось его посмотреть. Что ты станешь делать? Попросишь родителей купить диск с фильмом? Возьмёшь его у друзей? Воспользуешься Интернетом? Пойдёшь в кинотеатр? В любом случае ты не будешь сидеть сложа руки. Иными словами, именно потребности заставляют человека действовать.

Человеку необходимы воздух, вода, еда, тепло, сон, отдых. Он заботится о том, как выжить самому и продолжить свой род. Это биологические потребности. Такие потребности ещё относят к физиологическим или материальным.

Но для того чтобы стать личностью, занять своё место в обществе, этого явно недостаточно. Поэтому говорят о социальных потребностях: потребности в общении, в труде. Человек не станет счастливым, если не сможет реализовать свои способности, не найдёт своё место в жизни.

Человек испытывает духовные потребности в познании окружающего мира, получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты.

Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живёт. Это касается даже биологических потребностей. Голод независимо от того, в каком обществе человек живёт, должен быть утолён, т. е. нужно поесть. Но что и как? За столом с помощью ножа и вилки съесть вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласись, существует разница.

Ни одну потребность невозможно удовлетворить раз и навсегда. Она возникает снова, заставляя человека создавать новые возможности для её удовлетворения.

Потребности выступают в качестве мотивов деятельности, заставляя человека планировать свои действия и предпринимать определённые усилия.

Жил был на свете человек

Одиннадцатилетним мальчиком Жан Франсуа Шампольон (1790—1832) впервые увидел древнеегипетские надписи и понял, что их расшифровка станет делом всей его жизни. Он изучал древнюю историю и древние языки.

В 1799 г. в устье Нила был найден камень, на котором был написан текст в трёх вариантах: иероглифами, на древнегреческом и древнеегипетском языках (Розеттский камень). После многолетней работы над надписью на Розеттском камне Шампольон нашёл ключ к прочтению иероглифического письма древних египтян. Уже в семнадцать лет он сделал свой первый доклад о Древнем Египте на заседании научного общества. Но главное событие в его жизни произошло спустя 15 лет: он открыл метод прочтения древнеегипетской письменности.

Что заставляло Шампольона действовать? Можно ли сказать, что дешифровка древнеегипетского письма стала для него жизненно важной потребностью? Важной настолько, что он не смог бы спокойно жить и чувствовать себя счастливым? Представь, что ему не удалось бы достичь намеченного. Как это повлияло бы на его жизнь?

Потребности человека индивидуальны. Ещё древнегреческий философ Сократ говорил: «Я ем, чтобы жить. А некоторые люди живут, чтобы есть». Вряд ли о таких людях можно сказать, что у них богатый духовный мир.

Общество порождает определённые потребности человека, которые, в свою очередь, оказывают влияние на развитие самого общества.

Так, дети с ограниченными возможностями и особыми потребностями требуют специальной заботы со стороны окружающих. Для этого создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение.

Духовный мир — это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Он формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей, т. е. в процессе познания (приобретения знаний). Духовный мир каждого человека уникален. Духовно богатый человек стремится к новым знаниям.

Мир мыслей

Как? Почему? Могло ли быть иначе? В чём причина? Какие возможны последствия? Как часто человек задаёт эти вопросы! Тебе, наверное, тоже приходилось над ними задумываться. Вспомни, когда это происходило. Может быть, когда не мог выполнить домашнее задание? Или не понял на уроке объяснение нового материала? Или думал о подарке для друга? В любом случае ты сталкивался с какой-то проблемой, требовавшей решения.

Но найти его было непросто. Подобные ситуации заставляют человека думать, порождают те или иные мысли. В русском языке этим словом обозначают как сам процесс рассуждения, размышления, так и его результат. Мысли — это важная составляющая духовного мира человека; способность мыслить — отличительная черта человека. Содержание человеческого мышления в основном составляют понятия, суждения, умозаключения. Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, называется понятием.

Вспомни, например, из курса биологии, какие общие признаки присущи живым организмам.

Используя различные понятия, человек высказывает свои мысли. Высказывание, содержащее определённую мысль, называется суждением. Среди суждений есть и такие, которые стали пословицами, народной мудростью: «Корень ученья горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь — один раз отрежь». Из нескольких логически связанных суждений можно вывести новое суждение — умозаключение. Например, «Азбука — к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным».

Размышление над проблемой, поиск решения — занятие нелёгкое. Чем сильнее человек хочет достичь намеченной дели, тем напряжённее этот процесс. Когда человек думает, он полностью поглощён мыслью, сосредоточен.

Мир чувств

Различные события в жизни человека, поступки других людей, окружающий мир в целом заставляют человека не только задумываться над происходящим, но и каким-то образом выражать свои чувства, своё отношение к чему-либо.

Любовь и радость, уважение и восхищение, горе, гнев, страх… Чувства людей разнообразны и индивидуальны. Они всегда направлены на какой-то предмет. Не существует просто уважения или просто любви. Чувства проявляются по отношению к кому-то (родителям, друзьям, учителям) или чему-то (Родине, любимому занятию).

Одно и то же событие вызывает у разных людей разные чувства. Всё зависит от того, насколько происходящее важно именно для этого человека. Например, закрытие библиотеки останется не замеченным для того, кто не увлечён чтением, но станет неприятным событием для того, кто привык каждую неделю брать там новую книжку.

От чувств отличают эмоции. Эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент. Настроение может быть весёлым или грустным, подавленным или приподнятым. Оно всегда вызвано какими-то причинами: полученной отметкой, размолвкой с другом, прочитанной книгой, увиденным фильмом. Хорошее или плохое настроение влияет на поведение человека, на его отношение к происходящим событиям. Одно и то же событие человек может воспринимать по-разному в зависимости от настроения. Например, даже такой пустяк, как разбитая тобой чашка, вызовет у мамы разные эмоции в зависимости от того, как прошёл её рабочий день.

Среди чувств особую группу составляют высшие чувства. К ним относятся нравственные (чувство долга, справедливости, возмущения бесчестным поступком, любовь к труду), эстетические (чувство наслаждения, радости от общения с прекрасным — природой, произведениями искусства) и интеллектуальные чувства (переживания, связанные с познанием окружающего мира).

Чувство порождает мысль, мысль будоражит чувства, они оказывают влияние на поступки человека. У духовно богатого человека развито чувство долга, справедливости. Он не оставит незамеченным бесчестный поступок. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.

Рассмотри репродукцию картины, представь, что её герои заговорили. Что мог бы сказать каждый из них? Почему ты так решил?

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Одна из самых печальных страниц истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. — блокада Ленинграда. Все 900 дней учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. Бомбёжки и артобстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучительным был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку, возьми, брось в котелок, свари и ешь… Но измученные голодом, умирающие люди не съели ни единого зёрнышка. Бесценная коллекция была сохранена.

Что можно сказать об этих людях, об их духовном мире? Какие мысли и чувства вызвал у тебя этот рассказ?

УЧИМСЯ РАЗМЫШЛЯТЬ

  1. Привыкай задавать себе вопросы: почему? Как? В чём причины? Каковы последствия? Почему были получены такие результаты?
  2. Анализируя проблему, делай выводы.
  3. Не принижай своих способностей.
  4. Учись концентрировать внимание на необходимом предмете, отключаясь от всего постороннего.
  5. Не стыдись задавать вопросы.
  6. Будь в себе уверен.

§ 5. На пути к жизненному успеху

ВСПОМНИМ. Как распознать свои способности? Что ты знаешь о разных профессиях? Что побуждает человека к деятельности?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ. Как найти дело по душе? Нужно ли планировать свою жизнь? В чём смысл поговорки «Терпенье и труд всё перетрут»? Какой образ жизни можно назвать достойным?

Слагаемые жизненного успеха

Человека на протяжении многих веков занимал вопрос-загадка: «В чём наше благо?» Что нужно для счастливой и благополучной жизни? Ещё опыт древних доказал: убедить человека путём рассуждений видеть своё благо и смысл жизни в чём-то определённом нельзя, как невозможно научить его быть счастливым или любить. Этому человека учит собственный жизненный опыт, это ему подсказывает разум. И всё-таки мудрецы и философы искали ответ на этот вопрос. Одни видели смысл жизни в удовольствиях: ведь это первое, к чему тянется человек, без этого нельзя представить его счастливым. Другие предлагали ограничиться лишь удовлетворением самых необходимых потребностей (в еде, сне), а счастье видели в самом человеке, в его внутреннем мире.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Славу самой необычной личности Античности приобрёл Диоген — древнегреческий философ. Он сделал идеалом многих греков новый взгляд на мир, на образ жизни. «Самое лучшее — ни в чём не нуждаться» — этого правила он придерживался всю жизнь.

Согласно преданию, Диоген жил в бочке из-под вина (так его запечатлел на картине английский художник Ф. Дикси), из имущества имел один плащ, мешок для хлеба, посох и деревянную чашку для воды. Своих учеников мудрец убеждал, что только полная независимость от всех внешних условий может составить человеку счастье и дать ему благополучие. Богатство человека — движение, труд, свобода, а самый высокий талант его — малые потребности. Жить как вольный сокол и содержать себя трудом своих рук — это и есть счастье. Цель жизни человека — развитие и укрепление силы тела и духа, достижение большей независимости от природной среды. Людей, предающихся лишь удовольствиям и праздности, Диоген считал пустыми, а их образ жизни — оскорбительным для человека.

Многие считали образ жизни Диогена чудачеством. А как считаешь ты? Ради какой цели можно отказаться от удобств и комфорта? Известны ли тебе такие случаи? Расскажи о них.

Привычка к труду помогает успеху

Выбирая тот или иной образ жизни, человек определяет и путь к жизненному успеху. Одни видят его в полной материальной обеспеченности (собственная дача, машина, модная одежда и т. п.), другие — в полезном труде, где только и может проявиться творческая личность.

Жизненному успеху могут сопутствовать разные условия: здоровье, способности, умения и др. Но материальный уровень твоей будущей жизни, твоё благополучие во многом зависят от твоей готовности и привычки к труду, без которых жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой. Это подтверждает опыт многих поколений людей и народная мудрость: «Чести без труда не сыскать», «Смотри дерево в плодах, а человека в делах».

Помни, что серьёзный труд, каким бы он ни был по содержанию, всегда тяжёл. Причём умственный труд едва ли не самый тяжёлый. Некоторые из твоих сверстников готовы проработать физически целый день или скорее вызубрить страницу учебника, чем серьёзно подумать несколько минут, например, над сложной задачкой по физике. Серьёзный умственный труд утомляет не привыкшего к нему человека быстрее, чем самый тяжёлый физический. Поэтому постепенно вырабатывай привычку к умственному труду. Главное — делать невозможным для себя пустое времяпрепровождение.

Готовимся выбирать профессию

Труд должен доставлять человеку радость применения своих способностей, а не приводить к страданиям и ощущению, что жизнь не сложилась. Выбор сферы приложения своих сил — серьёзная и ответственная задача. Видов трудовой деятельности не просто много — они не образуют застывшей картины, так как мир современных профессий быстро меняется. Ежегодно появляются около 500 новых профессий, многие из которых «живут» 10— 15 лет, а затем либо исчезают, либо серьёзно изменяются. Приведи известные тебе примеры.

Твой выбор профессии ещё впереди, но, наверное, ты уже сейчас задумываешься о будущей деятельности. Чтобы подготовиться к выбору своего дела, полезно узнать, где можно получить информацию о современных профессиях, как относятся твои родители, друзья к твоим профессиональным намерениям, где и кто сможет оказать тебе помощь в оценке твоих способностей и возможностей.

Выбор деятельности зависит от интереса к ней, твоих способностей и склонностей. Некоторые из твоих сверстников включаются в деятельность по примеру друзей, в частности увлекаются компьютерными играми. Другие примеряют на себя престижные роли: мальчики — программиста или банкира, девочки — фотомодели. Незнание требований к той или иной деятельности, неумение оценить свои способности могут впоследствии привести к неудаче, разочарованию в выбранной профессии. Причём в правильном и успешном выборе деятельности заинтересован не только сам человек, но и общество в целом. Вот что писал А. П. Чехов в записной книжке: «Бездарный учёный, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких учёных, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги — это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплётчик, любитель учёности. Тайно по ночам он занимается наукой».

Есть труд, который рассматривается подростками как недостойный, нетворческий (например, помогать ухаживать на ферме за животными, убирать свой двор и т. п.). Но как смогут люди обходиться без этого труда?

В школе и дома тебе говорят: «Будешь хорошо учиться — перед тобой откроются все дороги. Выбирай любое дело». Это верно, но общество не в состоянии пока обеспечить всех творческим трудом. Есть много профессий, которые не являются творческими и увлекательными, но они очень нужны людям. Да и любая деятельность содержит в себе множество нетворческих моментов. Педагог проверяет тетради, балерина упражняется в технике танца. Ты сам можешь дополнить этот перечень.

Попроси родителей рассказать о своей работе. Подумай, что в ней можно назвать творчеством, а что нет. Оцени значение труда родителей для общества, окружающих.

Любая работа требует усердия, кропотливости, трудолюбия, а нередко и творческого подхода. Вот эти качества и необходимо развивать в себе, они в значительной степени составят успех любой твоей деятельности. Даже труд учёного складывается далеко не только из решения творческих задач. Здесь и чтение научной литературы, многократное проведение эксперимента, запись фактов, проверка на практике выводов, оформление результатов и др.

Найти дело по душе — этого ещё недостаточно для жизненного успеха. У одних есть интересы, но не хватает воли для достижения цели. У других сильна воля, но набор жизненных интересов беден, и воля остаётся не включённой в работу. Старайся расширять круг своих интересов. Интересы будут рождать цели и стремление к их достижению. А стремление призовёт на помощь волю и заставит её работать. Успеху в жизни во многом способствует единство интереса, целеустремлённости и воли. Подтверждением этому служит жизнь многих великих людей.

Жил на свете человек

Авраам Сергеевич Норов родился 22 октября 1795 г. в семье отставного майора С. В. Норова — саратовского губернского предводителя дворянства, «человека умного и с благородным сердцем». Авраам Сергеевич получил хорошее домашнее образование, затем учился в Благородном пансионе при Московском университете, но, не окончив курса, был определён родителями на военную службу.

Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В 16 лет потерял ногу на поле боя. Казалось бы, жизнь кончилась… Но, едва оправившись от ранения, А. С. Норов «учился непрерывно, ревностно», много читал, пополняя своё образование. В результате он владел немецким, английским, французским и испанским языками, великолепно знал европейскую литературу, освоил латынь и греческий, а для того чтобы читать Библию в подлиннике, выучил древнееврейский язык. В Европе не было библиотеки, которая могла бы сравниться по полноте с его собранием работ по Востоку.

В 1821 г. Норов совершил большое путешествие по Европе, побывал в Палестине, а затем в Египте и Нубии. Всё виденное он описал в книге «Путешествие по Египту и Нубии в 1834— 1835 гг.». Позднее А. С. Норов стал членом Петербургской академии наук. В 1854 г. был назначен министром народного просвещения.

Как ты думаешь, что помогло А. С. Норову добиться успеха в жизни?

Поддержка близких — залог успеха

Для жизненного успеха важны понимание и помощь окружающих, близких людей, друзей. Учись чувствовать и понимать не только себя, но и других людей. В меру своих сил помогай им.

«Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей. Работа только ради материальных благ бессильна доставить то, ради чего стоит жить. Разве можно купить дружбу товарища, радость от результата труда, полезного другим?» — писал знаменитый французский лётчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Вспомни Лиса из его сказки «Маленький принц». «Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!» Вот какой секрет он передал Маленькому принцу: важно найти друга, научиться понимать его, отдавать ему свои дни и быть за него в ответе.

Взаимопонимание и взаимопомощь участников любой деятельности — залог её успеха.

Есть ли у тебя друзья? Какое значение они имеют в твоей жизни? В чём они помогают тебе, а ты — им?

Выбор жизненного пути

Этот выбор тесно связан с выбором своего дела. Правда, одним людям удаётся найти его в начале пути, другие к делу своей жизни идут долго. Выбор этот осуществляется по-разному. Одни просто трудоустраиваются, т. е. готовы на любую работу, дающую кусок хлеба. Другие выбирают профессию, соответствующую своим потребностям и возможностям. Третьи ищут смысл жизни в работе.

Так, например, герой повести американского писателя Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» таким видел дело своей жизни: «Знаешь, кем бы я хотел быть? Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле во ржи. Тысячи малышей и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю обрыва, над пропастью, понимаешь? И моё дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть… Вот и вся моя работа».

Хотелось бы, чтобы выбору своего главного в жизни дела предшествовали размышления о смысле жизни, пусть даже твои представления и предпочтения будут меняться с возрастом. Главное в этом выборе — чувствовать и понимать пульс общества, чем оно живёт, каковы его ценности, проблемы.

Большинству людей, нашедших своё призвание, удовлетворение приносит в первую очередь самореализация в труде, творчестве, увлечённость поиском нового и стремлением к успеху, радость от пользы и результатов их деятельности, а не только материальное вознаграждение.

Посмотри внимательно на руки, позу, взгляд учёного. Можно ли сказать, что этот человек всю жизнь просидел за письменным столом, занимаясь умственной работой? Какими художественными средствами автор отразил в картине силу духа, воли и дерзания учёного? Узнай, кем был Иван Петрович Павлов, каким трудом занимался.

Приведи примеры подобного отношения к жизни и профессии твоих знакомых, близких. Как ты понимаешь выражения: «оставить след в жизни», «оставить имя после себя»?

ПРАКТИКУМ

  1. Подбери пословицы и высказывания мудрых на тему «Человек — личность». Составь их перечень и расскажи в классе о проделанной работе: какими источниками информации ты воспользовался? Какие высказывания тебя удивили? Чем именно? Чьё мнение тебе показалось наиболее близким? Какие трудности встретились тебе при выполнении практического задания? Как тебе удалось с ними справиться? Чему тебя научила эта работа?
  2. Подготовь вариант наглядного пособия к теме «Человек и его деятельность». Используй для этого различные виды наглядности: рисунки, в том числе и свои собственные, фотографии, графики, схемы и т. п.
  3. Проведи среди одноклассников опрос на тему «Что человеку нужно». Для этого разработай анкету с вопросами, посвящёнными потребностям, желаниям и мечтам школьников твоего возраста. После сбора анкет проанализируй, какие потребности преобладают у ребят в твоём классе. Ответы ребят представь в виде круговой диаграммы или в виде компьютерной презентации.
  4. Ты знаешь, какие последствия имеют вредные привычки. Подготовь сообщение на эту тему, обсуди в классе, что думают твои одноклассники о вреде алкоголя, наркотиков, курения.
  5. Воспользуйся тестом сайта www.website-podrostki.narod.ru и узнай, кто ты: мыслитель или художник (какой тип мышления присущ тебе). Здесь же ты можешь с помощью теста определить свой интеллектуальный уровень.

Обществознание 6 класс Боголюбов. Учебник — М.: Просвещение. Глава 1. Человек в социальном измерении. Человек — личность. Человек познаёт мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху. Цитаты использованы в учебных целях. Авторы: Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

Leave a Comment