Биология 6 Пономарева Учебник §5. Семя, его строение и значение. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 6 класс (Пономарева) Учебник §5
<< Итоги 1 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 06 >>
Глава 2. Органы растений
Изучив материалы главы 2, вы сумеете охарактеризовать:
- строение и разнообразие плодов и семян;
- значение корня и побега в жизнедеятельности растения;
- строение и функции листа;
- строение и биологическое значение цветка.
Вы научитесь:
- исследовать органы растений под лупой;
- сравнивать семена двудольных и однодольных растений;
- определять принадлежность растений к цветковым или к споровым;
- объяснять различие двух групп семенных растений.
§ 5. Семя, его строение и значение.
Вспомните:
• какую роль играет семя в жизни растения;
• где образуются семена у цветковых растений.
Значение семян в жизни растений.
Семя является зачатком растения, способствующим размножению, переживанию неблагоприятных условий и расселению. Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из него вначале появляется корень, затем маленький побег с листьями. Такое молодое растеньице называют проростком. Проросток любого семенного растения состоит из корня и побега, которые называют главными, потому что они развились непосредственно из зародышевого корня и зародышевого побега.
Семена растений выполняют функции размножения и расселения.
У цветковых растений на побегах, кроме листьев, стебля и почек, со временем развиваются цветки и плоды с семенами.
Строение семян.
Снаружи семена покрыты плотным покровом — кожурой (рис. 27). Она защищает семя от повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных организмов.
У некоторых растений семенная кожура плотная, но тонкая (у тыквы, томата), у других она деревянистая, толстая и очень твёрдая (у сливы, миндаля, винограда).
На кожуре семени имеется рубчик — след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие — семявход. Через семявход внутрь семени проникают воздух и вода, необходимые для его прорастания.
Внутри семени находится зародыш нового растения. У одних растений (фасоли, тыквы, яблони) зародыш крупный, и его можно увидеть, сняв кожуру с семени. У других (пшеницы, перца, ландыша, лука) зародыш очень мал. В таком семени питательные вещества представлены эндоспермом (от греч. эндон — «внутри» и сперма — «семя») — особой тканью, клетки которой содержат много запасных питательных веществ, служащих зародышу первым источником питания при прорастании семени.
Эндосперм — ткань в семени растения, содержащая запас питательных веществ.
Зародыш нового растения, находящийся в семени, имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корешок.
Зародышевый побег представлен зародышевым стебельком, зародышевыми листьями и зародышевой верхушечной почечкой. Первые зародышевые листья растений называют семядолями. Например, у фасоли, гороха, огурца в зародыше всегда присутствуют две крупные, мясистые семядоли, содержащие питательные вещества; эндосперм почти не заметен. У пшеницы, кукурузы, тюльпана — только одна семядоля в форме очень тонкой пластинки — щитка, тесно прижатого к эндосперму.
Цветковые растения, имеющие зародыш семени с двумя семядолями, называют двудольными, а с одной семядолей — однодольными растениями (рис. 28).
Прорастание семян.
Семена однодольных и двудольных растений, получив через семявход воду, набухают и прорастают. Зародышевый корешок быстро растёт, опережая рост других органов зародыша, и закрепляет проросток в почве. Корень растения, развившийся из зародышевого корешка, называют главным. Позднее главный корень ветвится, образуя целую сеть корней, называемую корневой системой. У однодольных растений от зародышевого стебелька образуются ещё два-три других корня. Их называют придаточными корнями (рис. 29).
Затем начинает расти вверх зародышевый побег. Из него вскоре развивается надземный побег, который называют главным. Через некоторое время из проростка развивается новое растение, очень похожее на материнское.
Проросток вырастает только из семени с живым зародышем.
У некоторых растений в процессе прорастания семян семядольные листья выносятся на поверхность почвы. Это наблюдается у фасоли, огурца, тыквы, свёклы. В таком случае говорят о надземном прорастании семян. У других растений семядоли не выходят на поверхность (горох, настурция, дуб, каштан). Их называют растениями с подземным прорастанием семян (рис. 30).
Значение растений в природе и в жизни человека.
Обеспечивая размножение и расселение растений, семена способствуют сохранению и развитию растительного покрова. Каким же образом растения распространяются по земной поверхности? Оказывается, у плодов и семян есть особые приспособления, способствующие их расселению. На рисунке 31 приведены некоторые примеры таких приспособлений.
Семена содержат запасные питательные вещества — крахмал, жиры, белки. По этой причине они представляют собой высококалорийный корм для многих мелких и крупных животных.
Насекомые, птицы, различные млекопитающие (грызуны, медведи, кабаны) поедают семена и плоды растений.
Семена растений человек издавна использует в пищу. Из семян извлекают крахмал, масло, растительный белок, изготавливают муку, лекарства, красители, яды, а также различные украшения.
Ключевые слова параграфа. Семя, проросток, кожура, зародыш, эндосперм, семядоля, однодольные растения, двудольные растения.
Вопросы после §5 (стр.33)
- Какую роль в жизни растения играют семена?
- Укажите сходство между проростком и зародышем семени.
- Сравните проростки фасоли и пшеницы. Найдите черты отличия.
- В семенах каких растений содержится большое количество жиров? белков? крахмала?
- Приведите примеры животных, которые питаются семенами растений.
- Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение об использовании семян в хозяйственной деятельности человека.
Правила поведения в кабинете биологии
- Соблюдайте дисциплину в кабинете биологии, точно выполняйте все указания учителя;
- не держите на рабочем месте посторонние предметы, приборы, не приносите с собой посторонние вещества, не загромождайте проходы в классе сумками и портфелями;
- перед выполнением работы изучите её задачи и ход выполнения;
- располагайте приборы, оборудование и материалы для исследований в порядке, указанном в инструкции или заданном учителем;
- соблюдайте аккуратность при работе с приборами и химическими реактивами;
- немедленно сообщайте учителю о всех неисправностях в лабораторном оборудовании, травмах, плохом самочувствии;
- по окончании работы сдайте учителю или лаборанту приборы и оставшиеся материалы, приведите своё рабочее место в порядок;
- тщательно вымойте руки с мылом и вытрите их салфеткой.
Лабораторная работа № 1 (стр.34)
Тема: Изучение строения семени фасоли и кукурузы
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного и однодольного растений.
Оборудование и материалы: 1. Лупа ручная, препаровальная игла. 2. Боб фасоли с семенами. 3. Набухшие семена фасоли. 4. Сухие и набухшие семена кукурузы.
Задание № 1. Изучение строения семени фасоли. Ход работы:
- Рассмотрите плоды фасоли — бобы. Раскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в бобе семена — фасолины.
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску.
- Найдите рубчик и семявход.
- Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени кожуру.
- Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корешок, стебелёк и почечку.
- Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
- Зарисуйте семя и надпишите его части.
- Сделайте выводы и запишите их в тетрадь.
Задание № 2. Изучение зерновки кукурузы. Ход работы:
- Рассмотрите внешний вид набухшей зерновки кукурузы, отметьте её форму и окраску.
- Определите верхний и нижний концы зерновки, где находится рубчик и семявход. С помощью ручной лупы рассмотрите их.
- Пользуясь препаровальной иглой, осторожно попытайтесь разделить вдоль набухшую зерновку на две части. Пользуясь ручной лупой изучите внутренние части зерновки.
- Определите, в какой части зерновки находится зародыш семени, запасные питательные вещества и кожура семени. Опишите их.
- Сделайте выводы и запишите их в тетрадь.
Вы смотрели: Биология 6 Пономарева Учебник §5. Семя, его строение и значение. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< Итоги 1 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 06 >>
где вывод про зерновку кукурузы?(