Биология Пасечник Учебник §16

6-й класс Биология Пасечник Учебник §16 «Плоды». Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения, а также для дистанционного обучения в период невозможности посещения образовательного учреждения.

Учебник по биологии 6 класс § 16.

<< § 15   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 17 >>

§ 16. ПЛОДЫ

ВСПОМНИТЕ
1. Перечислите главные части цветка.
2. Какое строение имеет завязь цветка?
3. Что такое соцветие?

Функции плода.

После того как цветок отцвёл, наступает новый этап его развития — образование плода. Важнейшие функции плода — защита и распространение семян.

Строение плодов.

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник — разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка: основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе. Семена образуются из семязачатков.

Классификация плодов.

Разнообразие плодов очень велико. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым (пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сборный, или сложный, плод (малина, ежевика) (рис. 62).
Рис. 62. Простые и сложные плоды

Соплодие образуется из целого соцветия в результате срастания нескольких плодов и превращения их в единое целое (ананас, инжир, шелковица, свёкла) (рис. 63). По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные. В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.
Рис. 63. Соплодие ананаса

Ягодовидные плоды (рис. 64). Так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. Ягода — сочный плод с мякотью, покрытой снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов смородины, клюквы, черники, томатов, винограда много мелких семян. Встречаются и односемянные ягоды, например у барбариса, финиковой пальмы. В образовании яблока, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков, чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Такие плоды имеют яблоня, айва. У тыквины семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый (например, у тыквы, огурца). Лимон, апельсин тоже имеют ягодовидный плод, называемый гесперидий или померанец.
Рис.64. Ягодовидные плоды

Костянковидные плоды. К ним относятся плоды с сочной мякотью и твёрдой косточкой (рис. 65). Костянка — сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника — косточкой, внутри которой находится одно семя. Костянки имеют вишня, слива, абрикос, черёмуха. У некоторых растений костянки многосемянные, например у бузины, крушины. У многокостянки, на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные костянки. Такой плод у малины, костяники. Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют.
Рис. 65. Костянковидные плоды

Ореховидные плоды. Это односемянные нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (рис. 66). У ореха околоплодник жёсткий, деревянистый, семя лежит свободно. Такие плоды имеют лещина, фундук. У гречихи плод — орешек (маленьких размеров). У жёлудя околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён чашевидной плюской (защитным покровом). Такие плоды имеет дуб. Семянка — сухой плод, околоплодник которого прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Такие плоды образуются у подсолнечника. Зерновка — сухой плод, у которого плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени, как у пшеницы и кукурузы.
Рис. 66. Ореховидные плоды

Коробочковндные плоды (рис. 67). Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. Боб — сухой плод, который вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь, выбрасывают семена. Такие плоды у фасоли, гороха, бобов, акации. Стручок, как и боб, имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Стручки характерны для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.
Рис.67

Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана. Многочисленные семена этих растений высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенке коробочки.

Распространение семян

Распространение семян — необходимое условие для существования и процветания растений. У растений возникло множество приспособлений для распространения плодов и семян ветром, водой, животными, человеком, саморазбрасыванием.

Распространение с помощью ветра и воды.

Семена ивы, тополя, осины, покрытые белыми пушистыми волосками, распространяются ветром на большие расстояния. Ветром разносятся на своих «парашютиках» и плоды одуванчика. Плоды берёзы, ясеня, клёна, имеющие крыловидные выросты, сильный ветер может сорвать и унести далеко от дерева, на котором они созрели (рис. 68).
Рис.68

Водой распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растёт по берегам рек. Её плоды, попадая в воду, не тонут, течение уносит их далеко. Плоды кокосовой пальмы с одного острова на другой переносятся морскими течениями.

Распространение саморазбрасыванием.

Это явление можно наблюдать у многих растений. Например, если задеть плод растения недотрога, то его створки разрываются, скручиваются и с силой разбрасывают семена. То же самое происходит и с плодами гороха и фасоли. Поэтому их собирают, не дожидаясь полного высыхания створок плода, иначе они выбросят семена. Разбрасывание семян можно наблюдать у кислицы, мака, виолы и других растений. Расстояние, на которое отбрасываются семена, обычно не превышает 15—20 см, поэтому такой способ распространения значительно уступает другим (рис. 69).
Рис. 69. Распространение плодов и семян саморазбрасыванием: бешенный огурец (а), недотрога (б), пион (в), фасоль 0)

Распространение с помощью животных и человека.

Семена и плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. Плоды таких растений, как репейник, или лопух, и череда, снабжены острыми зубчиками и крючками. С их помощью плоды прицепляются к шерсти животных или к одежде людей, которые и разносят их на значительные расстояния. У некоторых растений, например у фиалки душистой, на семенах имеются сочные мясистые придатки. Эти придатки — лакомая пища для муравьёв, которые и разносят семена растения. Сочные плоды рябины, бузины, брусники, черники, черёмухи и других растений поедают животные, в основном птицы. Находящиеся в них семена защищены твёрдой оболочкой, поэтому они не перевариваются и вместе с помётом попадают в почву. Причём иногда такие семена прорастают на очень далёком расстоянии от мест их созревания (рис. 70).
Рис. 70. Распространение плодов и семян с помощью животных и человека: черёмуха (а), лопух (6), череда (в), рябина (г)


ЗАПОМНИТЕ
Плод • Околоплодник • Соплодие • Плоды: простые и сложные, односемянные и многосемянные, сухие и сочные • Ягода • Костянка • Орех • Зерновка • Семянка • Боб • Стручок • Коробочка


 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ (стр.87)

  1. Каково происхождение и строение плодов?
  2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные, сухие и сочные?
  3. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные?
  4. Чем отличается ягода от костянки?
  5. Какие сухие плоды вы знаете?
  6. Чем отличается боб от стручка? У каких растений развиваются такие плоды?
  7. Какими способами распространяются плоды и семена в природе?
  8. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
  9. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?
  10. Какие растения разбрасывают свои семена?

ПОДУМАЙТЕ!
Какова роль плодов в жизни растений?

Моя лаборатория

ИССЛЕДУЙТЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ

Цель работы: познакомиться с разнообразием плодов и их классификацией.
Материалы и оборудование: различные плоды растений.
Ход работы:

  1. Рассмотрите имеющиеся у вас плоды.
  2. На основе анализа разделите плоды на сочные и сухие, односемянные и многосемянные. С помощью учебника определите их названия.
  3. Какие приспособления имеются для распространения плодов?
  4. Заполните таблицу «Типы плодов» в рабочей тетради.
  5. Сделайте вывод на основании проделанной работы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

  • Плоды и семена некоторых растений могут прилипнуть или прицепиться к мешкам или тюкам при перевозке грузов. При разгрузке они попадают на землю и прорастают. В результате выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия для жизни. Так из Европы в Америку в своё время был завезён подорожник — обычное растение, растущее вдоль тропинок и дорог. Коренные жители Америки — индейцы — называют подорожник «следом белого человека». А злейший сорняк наших южных полей, вызывающий у многих людей тяжёлые аллергические реакции, — амброзия и широко известная ромашка пахучая были завезены к нам из Америки (рис. 71).
    Рис. 71. Амброзия (а) и ромашка пахучая (б)

Амброзия достаточно крупное травянистое растение из семейства астровых, или сложноцветных. Растение может достигать размера до 1,5 м и благодаря мощной корневой системе поглощает из почвы огромное количество воды и минеральных веществ. Амброзия не поедается скотом, снижает урожайность культур и продуктивность пастбищ.

  • Один из самых удивительных плодов, растущих на земном шаре, — дуриан (рис. 72). Крупные (до 3 кг) продолговатые плоды растут на стройных, высоких (до 40 м) деревьях семейства баобабовых.
    Рис. 72. Дуриан

На родине плода, в странах Юго-Восточной Азии, местные жители говорят, что запах дуриана вызывает видения ада, а вкус — райские наслаждения. Действительно, плод по вкусу напоминает смесь орехов, персиков, ананасов, вина и в то же время имеет отталкивающий запах гнили. Сорванный плод может храниться всего два три дня.

  • На сухих склонах и морских побережьях на юге нашей страны можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами.
  • Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корня, перекатывает по земле с места на место, рассеивая семена. Такие части растений получили общее название перекати-поле.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

  1. Выясните, какие плоды образуются у растений, произрастающих в вашей местности (рассмотрите не менее 10 представителей).
  2. Объедините плоды этих растений в группы «Типы плодов» в соответствии с классификацией.
  3. Выясните, какие культурные растения в вашей местности выращиваются с целью получения плодов.
  4. Попробуйте выяснить, как используют плоды культурных и дикорастущих растений, произрастающих в вашей местности?
  5. Выясните, как распространяются плоды и семена этих растений.
  6. На основе изученного материала подготовьте сообщение с презентацией.
  7. Выступите с сообщением и обсудите результаты своей работы с учащимися

 

Краткое содержание главы 2

Покрытосеменные, или Цветковые, — наиболее высокоорганизованная группа растительного мира. Цветковые растения имеют вегетативные (корень и побег) и генеративные (цветок и плод с семенами) органы.

Различают три вида корней: главные, придаточные и боковые. Все корни одного растения образуют корневую систему. Она может быть стержневой или мочковатой. Корни закрепляют растение в почве и обеспечивают его водой и минеральными веществами.

Побег состоит из стебля и листьев. Почки представляют собой зачаточные побеги. Различают вегетативные и генеративные (цветочные) почки.

Стебель — осевая часть побега растения. На нём развиваются листья, цветки, плоды с семенами. Стебель проводит питательные вещества и выносит листья к свету. В нём могут откладываться запасные питательные вещества.

Лист — часть побега. Он осуществляет три основные функции — фотосинтез (образование органических веществ), газообмен и испарение воды.

Клубень, корневище и луковица являются видоизменёнными подземными побегами, с помощью которых растения размножаются. В них запасаются питательные вещества.

Цветок — видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами. Семя цветкового растения состоит из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ. Семена двудольных растений имеют две семядоли, однодольных — одну. Семена находятся внутри сухих или сочных плодов.

На строение и развитие органов цветкового растения большое влияние оказывают условия среды обитания.

Проекты и исследования

  1. Семя — зачаточный организм будущего растения.
  2. Корень — его строение и значение в жизни растений.
  3. Видоизменение корней.
  4. Строение побега.
  5. Видоизменение побегов.
  6. Строение и многообразие цветков.
  7. Многообразие соцветий и их значение в жизни растений.
  8. Строение плодов и их разнообразие.
  9. Распространение семян в природе.

 


Вы смотрели: Биология Пасечник Учебник §16 «Плоды» (6-й класс). Цитаты из учебника 2023 года использованы в учебных целях для семейного и домашнего обучения.

<< § 15   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 17 >>

 

Похожие записи

Один комментарий в теме “Биология Пасечник Учебник §16

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.