История России Арсентьев Учебник для 6 класса под ред. А. В. Торкунова. Цитаты из учебника 2016 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения. Учебник освещает ключевые вопросы истории России с древнейших времён до начала XVI в. Он создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и ФГОС основного общего образования. Впервые в школьном учебнике даётся синхронизация исторического процесса. Значительное внимание уделено вопросам культуры и быта. Главным результатом изучения курса должно стать духовно-нравственное развитие школьников, формирование у учащихся российской гражданской идентичности и патриотизма.
История России 6 класс
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Наша Родина – Россия.
Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности.
§ 1. Древние люди и их стоянки на территории современной России.
• Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
§ 2. Образование первых государств.
§ 3. Восточные славяне и их соседи.
Глава II. Русь в IX – первой половине XII в.
§ 4. Первые известия о Руси.
§ 5. Становление Древнерусского государства.
§ 6. Правление князя Владимира. Крещение Руси.
§ 7. Русское государство при Ярославе Мудром.
§ 8. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
§ 9. Общественный строй и церковная организация на Руси
• Место и роль Руси в Европе. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
§ 10. Культурное пространство Европы и культура Руси.
§ 11. Повседневная жизнь населения.
Глава III. Русь в середине XII – начале XIII в.
§ 12. Политическая раздробленность на Руси.
§ 13. Владимиро-Суздальское княжество.
§ 14. Новгородская республика.
• Южные и юго-западные русские княжества. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
Глава IV. Русские земли в середине XIII—XIV в.
§ 15. Монгольская империя и изменение политической карты мира.
§ 16. Батыево нашествие на Русь.
§ 17. Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.
§ 18. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура.
§ 19. Литовское государство и Русь.
§ 20. Усиление Московского княжества.
§ 21. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
§ 22. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII—XIV в.
Глава V. Формирование единого Русского государства
§ 23. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.
§ 24. Московское княжество в первой половине XV в.
§ 25. Распад Золотой Орды и его последствия.
§ 26. Московское государство и его соседи во второй половине XV в.
• Русская православная церковь в XV — начале XVI в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
• Человек в Российском государстве второй половины XV в. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности.
§ 27. Формирование культурного пространства единого Российского государства.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
Уважаемые шестиклассники!
Учебник для вас – главный навигатор при получении информации. В учебник включены два варианта текстов: традиционные параграфы и материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности. Перед каждым параграфом помещён вопрос или два вопроса (значок ✅). Работая с текстом параграфов, вы обязательно найдёте ответы на эти вопросы. В конце всех параграфов есть раздел «Подведём итоги», который поможет вам узнать, правильно ли вы ответили.
Вопросы и задания внутри параграфов отмечены значком ? Они позволят вспомнить ранее изученный материал из курсов истории, обществознания, литературы, географии и др.
Иллюстративный ряд учебника поможет вам наглядно представить образ изучаемых периодов истории России. Это фотографии древних предметов, построек, различных изображений. Есть и репродукции произведений художников XIX – начала XXI в. К некоторым иллюстрациям даются вопросы и задания.
В ряде параграфов имеется рубрика «История в лицах: современники», в которой помещены краткие сведения о видных исторических деятелях разных стран мира, живших примерно в одно время. Вы узнаете, кто был современником Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского и других деятелей отечественной истории.
Вопросы и задания после параграфов разделены на два уровня. «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа» направлены на закрепление изученного материала. При работе с рубрикой «Думаем, сравниваем, размышляем» вас ждут собственные исследования, размышления и дискуссии по важным проблемам отечественной истории и т. д. Выполнить многие из таких заданий можно лишь с привлечением дополнительных источников информации, прежде всего материалов Интернета. Такие вопросы и задания помечены значком ().
Выполнение всех заданий этой рубрики не является обязательным. Многие проблемы истории России продолжают вызывать споры учёных. О некоторых из таких проблем вы узнаете из рубрики «Историки спорят» (значок ()) в конце глав.
В конце большинства параграфов под рубрикой «Изучаем документ» представлены тексты двух видов. Это отрывки из подлинных исторических источников и извлечения из работ учёных. Работая с документами, вы сможете побывать в роли историка-исследователя.
Огромное значение при изучении истории имеет работа с картами. Этому посвящена отдельная рубрика в конце большинства параграфов (значок ()). При необходимости можно использовать карты не только из учебника, но и из исторических атласов, настенные карты и электронные карты.
В конце каждой главы представлены обобщающие вопросы и задания к ним. Они помогут вам подготовиться к контрольным и проверочным работам. В конце учебника приводится список информационно-творческих проектов. Вместе с учителем, родителями просмотрите его и выберите для себя тему, над которой будете работать в течение длительного времени. Можно придумать и собственную тему.
В завершающей части учебника помещены справочные материалы. Это словари терминов и персоналий, историческая хроника и список важнейших исторических источников. Там же вы найдёте список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.
Желаем успеха!
Вы смотрели: История России Арсентьев Учебник для 6 класса под ред. А. В. Торкунова. Цитаты из учебника 2016 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.