География 6 Алексеев §32 «Реки – артерии Земли (2)» онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение» (Полярная звезда). Цитаты из учебника 2019 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
География 6 класс (Полярная звезда) § 32.
<< § 31 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 33 >>
§ 32. Реки – артерии Земли (2)
По каким «правилам» живёт река?
Каждый из нас знает, что такое режим. Подчиняясь распорядку, мы утром встаём. завтракаем, идём в школу или на работу. В определённое время бывают выходные дни, каникулы п праздники. Реки тоже живут но своим «правилам». В определённое время количество воды в реке увеличивается или уменьшается. Если наблюдать за рекой в течение года, то можно определить последовательность изменений уровня воды – режим реки (рис. 72). Например, на реках средней полосы России каждый год весной бывает продолжительный подъём уровня воды из-за таяния снегов – половодье (найдите этот пик на графике). Когда тает снег, вода в этих реках поднимается, выходит из русла и затапливает прибрежные участки (пойму). Летом п зимой уровень воды снижается, вода не выходит из русла – это межень. Иногда уровень воды повышается кратковременно из-за сильных дождей или зимней оттепели – это паводок. Сильные паводки или половодья иногда приводят к катастрофическим наводнениям.
Если на реках Восточно-Европейской равнины половодье весеннее, то в других климатических условиях оно может наступать в другой сезон. На реках Дальнего Востока половодье бывает летом, когда дуют влажные ветры с Тихого океана, приносящие дожди. А вот у итальянской реки Тибр, на которой стоит город Рим, зимнее половодье. Там лето жаркое и сухое, а зима дождливая. В районе экватора дожди идут практически ежедневно, и многие роки полноводны в течение всего года.
ВОДНОСТЬ И РЕЖИМ РЕК ТЕСНО СВЯЗАНЫ С ИХ ИСТОЧНИКАМИ ПИТАНИЯ И КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ.
Как «работают» реки?
Все мы видели, как струя воды из шланга или лейки может размыть край грядки. клумбы или землю в цветочном горшке. Река тоже постепенно размывает горшие породы, углубляя своё русло. Вода в реке движется под уклон, и чем он круче. тем быстрее течение. Помните, что на быстрых участках течения реки или в глубоких местах небезопасно купаться! Вместе с водой перемещаются твёрдые частицы размытых пород (песок, обломки, речная галька н др.). Как только уклон уменьшается, течение замедляется, и твёрдые частицы начинают оседать, накапливаться. Мы можем видеть эти наносы на равнинных участках у реки, когда вода спадает после половодий. Рассмотрите речную долину на рисунке 73. Речная долина – это результат работы реки.
Горные породы, по которым река прокладывает своё русло, могут быть твёрдыми п мягкими. Мягкие породы река размывает быстрее, н в тех местах, где наряду с мягкими породами на поверхность выходят твёрдые породы, образуются пороги, перегораживающие русло (рис. 74). Пороги мешают судоходству. Если твёрдые породы выходят в виде высокого крутого уступа, вода падает вниз, образуя водопад (рис. 75). Высота уступа Ниагарского водопада в Северной Америке – 50 м, водопада Виктория в Африке 120 м. Самый высокий водопад в мире Анхель, высотой 1054 м, находится на Гвианском плоскогорье в Южной Америке.
В зависимости от характера течения выделяют два основных типа рек – равнинные и горные. У равнинных рек спокойное, медленное течение, широкие долины. У горных рек. наоборот, течение бурное, быстрое, их долины узкие н глубокие.
Закономерности режима рек н строения речных долин необходимо знать, чтобы правильно планировать размещение населения и его хозяйственную деятельность, безопасно отдыхать на речных берегах.
ХАРАКТЕР ТЕЧЕНИЯ РЕКИ ЗАВИСИТ ОТ РЕЛЬЕФА ТЕРРИТОРИИ, ПО КОТОРОЙ ОНА ПРОТЕКАЕТ.
ШАГ ЗА ШАГОМ. Описываем реки по карте
- Найдём реку на карте и определим, на каком материке п по территории какой страны (или стран) она протекает.
- Определим, в каком направлении протекает река.
- Определим, где исток и устье реки.
- Определим, к какой речной системе относится река.
- Опишем бассейн реки.
Вопросы и задания после изучения § 32
- Найдите на карте водопады: Виктория. Ниагарский, Анхель.
- Что такое режим реки?
- Вычеркните лишнее. К элементам речной долины относятся: а) речные террасы: б) половодье; в) пойма; г) межень; д) русло.
- Чем равнинная река отличается от горной?
- Объясните, чем половодье отличается от наводка.
- Установите соответствие:
1) Углубление, в котором протекает река
2) Территория, с которой вода стекает в реку
3) Главная река со всеми притоками
4) Начало реки
5) Место впадения реки в океан, море, другую реку
6) Граница между бассейнами рек.
A) Бассейн, Б) Русло, B) Исток, Г) Речная система, Д) Водораздел, К) Устье. - Могут ли на равнинных реках быть пороги? Ответ обоснуйте.
- Сделайте «визитную карточку» реки вашей местности. Дайте описание по плану. приведённому в параграфе.
Вы смотрели: География 6 Алексеев §32 онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Алексеев, Николина, Липкина: География. 5-6 классы. Учебник — М.: Просвещение».
<< § 31 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 33 >>