Биология 6 Пономарева Учебник §7. Корень, его строение и значение. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Биология 6 класс (Пономарева) Учебник §7
<< § 06 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 08 >>
§ 7. Корень, его строение и значение.
Вспомните:
• как происходит прорастание семени;
• какие органы растения называют главными.
Корневые системы растений.
В течение жизни у растения формируются различные корни. Все вместе они образуют корневую систему растения.
⇒ В корневой системе растений различают главный, боковые и придаточные корни.
Главный корень развивается из зародышевого корешка. Придаточные корни формируются на стеблевой части побега или могут вырастать на листьях. Боковые корни возникают на корнях всех типов — главном, боковых и придаточных (рис. 35).
Корневая система, главный корень которой хорошо выражен и занимает стержневое положение, называют стержневой. Она характерна для большинства двудольных и голосеменных растений (например, одуванчика, берёзы, сосны). Корневую систему, образованную одинаковыми по размерам ветвящимися придаточными и боковыми корнями, называют мочковатой. Она имеет вид пучка. Мочковатые корневые системы характерны для всех однодольных и некоторых двудольных растений (подорожника, лютика) (рис. 36).
Внешнее строение корня.
В молодом корешке можно выделить несколько зон, различающихся по строению и функциям. Нижняя часть корня покрыта защитным колпачком, образованным несколькими слоями клеток, — корневым чехликом. Эту часть корня называют конусом нарастания. Несколько выше чехлика располагается гладкая часть корня. Над ней находится участок (длиной 2-3 см) с многочисленными выростами, которые выглядят как белый пушок вокруг корня. Это корневые волоски (рис. 37). Выше по длине корня от его стержневой части развиваются боковые корни, которые также имеют корневой чехлик и корневые волоски. Ближе к стеблю корень обычно утолщён и имеет буроватый цвет.
Микроскопическое строение корня.
Если разрезать корень вдоль, то на его кончике можно увидеть клетки образовательной ткани. Они активно делятся в течение всей жизни растения. Этот участок корня (длиной около 1 мм) называют зоной деления. Зона деления защищена от повреждений корневым чехликом.
Выше зоны деления находится гладкий участок корня длиной 3-9 мм, клетки которого не делятся, но сильно вытягиваются (растут) и тем увеличивают длину корня. Это зона растяжения, или зона роста.
Корневые волоски — это длинные выросты клеток наружного покрова корня (рис. 38). С их помощью корень поглощает из почвы воду и минеральные соли. Корневые волоски приклеиваются к частичкам почвы и выделяют слизь, которая растворяет минеральные соли. Подобно маленьким насосам они отсасывают воду и растворённые соли из почвы. Поэтому зону корня с корневыми волосками называют зоной всасывания или зоной поглощения.
Выше зоны всасывания находится зона проведения корня, по клеткам которой вода и минеральные соли, поглощённые корневыми волосками, продвигаются к стеблю.
⇒ Зона проведения — самая длинная и прочная часть корня. Она представлена хорошо сформированной проводящей тканью.
По клеткам проводящей ткани к стеблю поднимается вода с минеральными веществами (восходящий ток), а по стеблю к корню передвигаются нужные для жизнедеятельности его клеток органические вещества, образовавшиеся в листьях (нисходящий ток).
Рост корня.
Рост корней происходит в течение всей жизни растения и осуществляется в результате увеличения количества клеток в зоне деления и их растяжения в зоне роста. В результате деления и растяжения клеток корень удлиняется и продвигается в почве по направлению к воде, питательным веществам и кислороду.
Корни обладают неограниченной возможностью роста. При этом они углубляются в почву и разрастаются далеко в стороны от побега. Корни верблюжьей колючки, например, проникают в почву на глубину более 10 м, свёклы — на 3 м, лука — на 60-70 см.
⇒ Все корни растут верхушечной частью в течение всей жизни растения.
Роль верхушечной части в процессе роста корня можно наблюдать с помощью следующего опыта. На корень проростка гороха или тыквы наносят чёрной тушью чёрточки-метки на одинаковом расстоянии друг от друга. Уже через день можно заметить, что на участке, расположенном в зоне роста, расстояние между метками увеличилось, тогда как в других зонах корня оно осталось неизменным (рис. 39).
Если удалить верхушку корня, то его рост в длину прекратится, но зато в проводящей зоне появится большое количество боковых корней. Это свойство используют при выращивании рассады культурных растений (рис. 40).
Как бы ни разместили в почве прорастающее семя или укоренившийся побег, их корни обязательно будут направлены вертикально вниз. В этом проявляется чувствительность растения к действию земного притяжения. Такое явление называют геотропизмом (от греч. гео — «земля» и тропос — «направление», «поворот») (рис. 41).
Видоизменения корней.
У многих растений корни, помимо функции питания, выполняют функции размножения, запасания питательных веществ (рис. 42). Мясистые подземные органы растений, служащие местом отложения питательных веществ, называют корнеплодами (морковь, редис, свёкла). В них откладываются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. В формировании корнеплодов у некоторых растений участвуют и корень, и стебель. Так, у моркови почти весь корнеплод образован утолщённым главным корнем, а у редиса, редьки, репы — самым нижним утолщённым участком стебля. Толстые боковые и придаточные корни мочковатой корневой системы называют корневыми шишками (георгина, чистяк, батат) (рис. 43).
Видоизменения корней растений произошли за счёт выполнения ими новых функций в жизни растения, в процессе его приспособления к различным условиям среды обитания.
Значение корней в природе.
Пронизывая рыхлые песчаные почвы, корни способствуют их укреплению, а проникая в толщу плотных глинистых и каменистых почв, придают им рыхлость. Своими отмершими частями и выделениями корни обеспечивают питание многочисленному микроскопическому «населению» почвы (бактериям, грибам, мелким животным). Корни используются в пищу наземными организмами, в том числе и человеком.
Ключевые слова параграфа. Корень, корневые системы (стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня.
Вопросы после §7 (стр.43)
- Охарактеризуйте особенности внешнего строения корня.
- Сравните функции двух зон корня — всасывающей и проводящей. Укажите их особенности.
- Приведите примеры растений с видоизменёнными корнями.
- Каким образом вода попадает через корневые волоски в сосуды корня?
- Определите типы корневых систем у отдельных растений на гербарных экземплярах, таблицах.
Лабораторная работа № 2
Тема: Строение корня проростка.
Цель: изучить внешнее строение корня.
Оборудование и материалы: 1. Лупа ручная. 2. Проросшее семя тыквы (редиса, гороха).
Ход работы:
- Рассмотрите невооружённым глазом корень у проросшего семени тыквы (редиса, гороха). Измерьте его длину, толщину. Опишите окраску.
- Определите тип корневой системы.
- Рассмотрите под лупой главный корень.
- Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
- Измерьте длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски.
- Зарисуйте корень и надпишите типы корней.
- Сделайте вывод и запишите результаты работы в тетрадь.
⇒ • Корни могут подпирать крупные побеги, втягивать луковицу глубже Г в почву и др. (рис. 44, 3). У некоторых лиановидных растений корень играет роль присоски и крючка (плющ), шпильки (монстера). С их помощью растения, не имеющие прямостоячего стебля, поднимаются по стене, скале или по стволам других растений. У тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни (рис. 44, 2). Они часто встречаются у орхидей, бромелий, у некоторых папоротников и хлорофиту-ма. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли, поглощают падающую на них влагу от дождя или росы. У пандануса, произрастающего в приливно-отливной зоне побережья, развиваются ходульные корни, которые удерживают высоко над водой на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги (рис. 44, 1).
Вы смотрели: Биология 6 Пономарева Учебник §7. Корень, его строение и значение. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
<< § 06 Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ § 08 >>