Биология 6 Пономарева Учебник §7

Биология 6 Пономарева Учебник §7. Корень, его строение и значение. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 6 класс (Пономарева) Учебник §7

<< § 06   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 08 >>

§ 7. Корень, его строение и значение.

Вспомните:
• как происходит прорастание семени;
• какие органы растения называют главными.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
№ 1. Как происходит прорастание семени? Когда для семени наступают благоприятные условия. А это достаточное количество влаги, тепла, кислорода, света и питательных веществ. Оно начинает набухать. После происходит увеличение семени в размерах, что приводит к растрескиванию его кожуры. Далее появляется зародышевый корень, который постепенно вырастает. В будущем он сформирует основной корень растения. Также одновременно из семени прорастает и побег, на котором потом образовываются листья, почки.

№ 2. Какие органы растения называют главными и почему? Главными в растении называют вегетативные органы. Они отвечают за рост, дыхание, питание, защиту и дальнейшее размножение. К таким органам относятся: корень, стебель или побег, листок, почечки. 

Корневые системы растений.

В течение жизни у растения формируются различные корни. Все вместе они образуют корневую систему растения.

⇒ В корневой системе растений различают главный, боковые и придаточные корни.

Главный корень развивается из зародышевого корешка. Придаточные корни формируются на стеблевой части побега или могут вырастать на листьях. Боковые корни возникают на корнях всех типов — главном, боковых и придаточных (рис. 35).

Корневая система, главный корень которой хорошо выражен и занимает стержневое положение, называют стержневой. Она характерна для большинства двудольных и голосеменных растений (например, одуванчика, берёзы, сосны). Корневую систему, образованную одинаковыми по размерам ветвящимися придаточными и боковыми корнями, называют мочковатой. Она имеет вид пучка. Мочковатые корневые системы характерны для всех однодольных и некоторых двудольных растений (подорожника, лютика) (рис. 36).
Рис. 35. Типы корней: 1 — главный корень; 2 — боковые корни; 3 — придаточные корни; 4 — стебель. Рис. 36. Корневые системы: 1 — стержневая; 2 — мочковатая

 

Внешнее строение корня.

В молодом корешке можно выделить несколько зон, различающихся по строению и функциям. Нижняя часть корня покрыта защитным колпачком, образованным несколькими слоями клеток, — корневым чехликом. Эту часть корня называют конусом нарастания. Несколько выше чехлика располагается гладкая часть корня. Над ней находится участок (длиной 2-3 см) с многочисленными выростами, которые выглядят как белый пушок вокруг корня. Это корневые волоски (рис. 37). Выше по длине корня от его стержневой части развиваются боковые корни, которые также имеют корневой чехлик и корневые волоски. Ближе к стеблю корень обычно утолщён и имеет буроватый цвет.
Рис. 37. Строение корня: 1 — корневой чехлик, 2 — корневые волоски; зоны корня: Д — деления, Р — растяжения, В — всасывания, П — проведения

 

Микроскопическое строение корня.

Если разрезать корень вдоль, то на его кончике можно увидеть клетки образовательной ткани. Они активно делятся в течение всей жизни растения. Этот участок корня (длиной около 1 мм) называют зоной деления. Зона деления защищена от повреждений корневым чехликом.

Выше зоны деления находится гладкий участок корня длиной 3-9 мм, клетки которого не делятся, но сильно вытягиваются (растут) и тем увеличивают длину корня. Это зона растяжения, или зона роста.

Корневые волоски — это длинные выросты клеток наружного покрова корня (рис. 38). С их помощью корень поглощает из почвы воду и минеральные соли. Корневые волоски приклеиваются к частичкам почвы и выделяют слизь, которая растворяет минеральные соли. Подобно маленьким насосам они отсасывают воду и растворённые соли из почвы. Поэтому зону корня с корневыми волосками называют зоной всасывания или зоной поглощения.
Рис. 38. Корневые волоски среди комочков почвы

Выше зоны всасывания находится зона проведения корня, по клеткам которой вода и минеральные соли, поглощённые корневыми волосками, продвигаются к стеблю.

⇒ Зона проведения — самая длинная и прочная часть корня. Она представлена хорошо сформированной проводящей тканью.

По клеткам проводящей ткани к стеблю поднимается вода с минеральными веществами (восходящий ток), а по стеблю к корню передвигаются нужные для жизнедеятельности его клеток органические вещества, образовавшиеся в листьях (нисходящий ток).

Рост корня.

Рост корней происходит в течение всей жизни растения и осуществляется в результате увеличения количества клеток в зоне деления и их растяжения в зоне роста. В результате деления и растяжения клеток корень удлиняется и продвигается в почве по направлению к воде, питательным веществам и кислороду.

Корни обладают неограниченной возможностью роста. При этом они углубляются в почву и разрастаются далеко в стороны от побега. Корни верблюжьей колючки, например, проникают в почву на глубину более 10 м, свёклы — на 3 м, лука — на 60-70 см.

⇒  Все корни растут верхушечной частью в течение всей жизни растения.

Роль верхушечной части в процессе роста корня можно наблюдать с помощью следующего опыта. На корень проростка гороха или тыквы наносят чёрной тушью чёрточки-метки на одинаковом расстоянии друг от друга. Уже через день можно заметить, что на участке, расположенном в зоне роста, расстояние между метками увеличилось, тогда как в других зонах корня оно осталось неизменным (рис. 39).
Рис. 39. Увеличение длины корня в его зоне роста. Рис. 40. Развитие корней после удаления верхушки корня: 1 — боковых; 2 — придаточных

Если удалить верхушку корня, то его рост в длину прекратится, но зато в проводящей зоне появится большое количество боковых корней. Это свойство используют при выращивании рассады культурных растений (рис. 40).

Как бы ни разместили в почве прорастающее семя или укоренившийся побег, их корни обязательно будут направлены вертикально вниз. В этом проявляется чувствительность растения к действию земного притяжения. Такое явление называют геотропизмом (от греч. гео — «земля» и тропос — «направление», «поворот») (рис. 41).
Рис. 41. Геотропизм корней у растений: 1 — растение, растущее нормально; 2 — в перевёрнутом виде, спустя 4 дня  Рис. 42. Бодяк полевой — размножение растения с помощью корней (молодые побеги на боковых корнях). Справа — цветущая часть побега

 

Видоизменения корней.

У многих растений корни, помимо функции питания, выполняют функции размножения, запасания питательных веществ (рис. 42). Мясистые подземные органы растений, служащие местом отложения питательных веществ, называют корнеплодами (морковь, редис, свёкла). В них откладываются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. В формировании корнеплодов у некоторых растений участвуют и корень, и стебель. Так, у моркови почти весь корнеплод образован утолщённым главным корнем, а у редиса, редьки, репы — самым нижним утолщённым участком стебля. Толстые боковые и придаточные корни мочковатой корневой системы называют корневыми шишками (георгина, чистяк, батат) (рис. 43).
Рис. 43. Корнеплоды (А) и корневые шишки (Б)

Видоизменения корней растений произошли за счёт выполнения ими новых функций в жизни растения, в процессе его приспособления к различным условиям среды обитания.

Значение корней в природе.

Пронизывая рыхлые песчаные почвы, корни способствуют их укреплению, а проникая в толщу плотных глинистых и каменистых почв, придают им рыхлость. Своими отмершими частями и выделениями корни обеспечивают питание многочисленному микроскопическому «населению» почвы (бактериям, грибам, мелким животным). Корни используются в пищу наземными организмами, в том числе и человеком.

ВЫВОДЫ: Корень — вегетативный орган растения, приспособленный для поглощения питательных веществ из почвы. В корне различают следующие зоны: деления, роста, всасывания и проведения. Поглощение воды и минеральных солей осуществляют корневые волоски. Рост корня происходит за счёт его верхушечной части. Видоизменения корней обусловлены их функциями в меняющихся условиях среды обитания.

Ключевые слова параграфа. Корень, корневые системы (стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня.

Вопросы после §7 (стр.43)

  1. Охарактеризуйте особенности внешнего строения корня.
  2. Сравните функции двух зон корня — всасывающей и проводящей. Укажите их особенности.
  3. Приведите примеры растений с видоизменёнными корнями.
  4. Каким образом вода попадает через корневые волоски в сосуды корня?
  5. Определите типы корневых систем у отдельных растений на гербарных экземплярах, таблицах.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ
№ 1. Охарактеризуйте особенности внешнего строения корня. В корешке можно выделить сразу несколько зон, которые отличаются друг от друга не только строением, но и функциями. На нижней части молодого корешка имеется защитный колпачок или корневой чехлик, образованный из нескольких слоев клеток. Чуть выше можно увидеть гладкую часть корня, а над ней – зона с многочисленными корневыми волосками, занимающая примерно 2-3 см. Еще выше находятся боковые корни с корневыми волосками и корневыми чехликами. А уже ближе к стебельку растения корень утолщается и имеет бурый оттенок.

№ 2. Сравните функции двух зон корня – всасывающей и проводящей. Укажите их особенности. Всасывающая зона корня состоит из тонкой мембраны и всасывающих корневых волосков. С их помощью из почвы вместе с водой всасываются в растения все питательные вещества.
Проводящая зона корня длинная и прочная, представлена хорошо сформированной проводящей тканью. По ней вода с питательными минеральными солями вверх поднимается к стебельку, а вниз – опускается к корню.

№ 3. Приведите примеры растений с видоизмененными корнями. Растения с видоизмененными корнями:
– Ходульные корни (баньян),
– Корнеплоды (свекла, морковь),
– Воздушные корни (монстера),
– Столбовидные корни (фикус),
– Корневые клубни (чистяк лютичный).

№ 4. Каким образом вода попадает через корневые волоски в сосуды корня? За поглощение воды и минеральных солей из почвы в корневой системе растения отвечают корневые волоски. Они, словно насос, всасывают воду в сосуды корня.

№ 5. Определите типы корневых систем у отдельных растений на гербарных экземплярах, таблицах. На гербарном экземпляре я вижу корневую систему пшеницы и гороха. Корневая система пшеницы мочковатая с большим количеством боковых и придаточных корней. У гороха корневая система стержневая. Для нее характерно наличие главного прочного корня и большого количества мелких боковых придаточных корней. 

 

Лабораторная работа № 2

Тема: Строение корня проростка.
Цель: изучить внешнее строение корня.
Оборудование и материалы: 1. Лупа ручная. 2. Проросшее семя тыквы (редиса, гороха).
Ход работы:

  1. Рассмотрите невооружённым глазом корень у проросшего семени тыквы (редиса, гороха). Измерьте его длину, толщину. Опишите окраску.
  2. Определите тип корневой системы.
  3. Рассмотрите под лупой главный корень.
  4. Изучите внешнее строение кончика корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.
  5. Измерьте длину тех частей корня, где расположены корневой чехлик и корневые волоски.
  6. Зарисуйте корень и надпишите типы корней.
  7. Сделайте вывод и запишите результаты работы в тетрадь.
Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ВЫВОДЫ
Мы изучили внешнее строение проростка гороха. Главным в корневой системе проростка гороха является корень, который развился из зародышевого корешка. Именно он появляется первым при прорастании. На конце корня мы увидели корневой чехлик, который по плотности и оттенку немного отличается от остальных зон. Его функция заключается в защите клеток образовательной ткани от повреждений при прорастании сквозь почву. Чуть выше корневого чехлика мы наблюдали образование маленьких корневых волосков. Они формируют зону всасывания и необходимы для того, чтобы всасывать из почвы минеральные вещества и соли вместе с водой.
Биология 6 Пономарева Учебник §7

⇒ • Корни могут подпирать крупные побеги, втягивать луковицу глубже Г в почву и др. (рис. 44, 3). У некоторых лиановидных растений корень играет роль присоски и крючка (плющ), шпильки (монстера). С их помощью растения, не имеющие прямостоячего стебля, поднимаются по стене, скале или по стволам других растений. У тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни (рис. 44, 2). Они часто встречаются у орхидей, бромелий, у некоторых папоротников и хлорофиту-ма. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли, поглощают падающую на них влагу от дождя или росы. У пандануса, произрастающего в приливно-отливной зоне побережья, развиваются ходульные корни, которые удерживают высоко над водой на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги (рис. 44, 1).
Рис. 44. Видоизменения корней: 1 — ходульные корни (панданус); 2 — воздушные корни (бромелия); 3 — втягивающие корни (крокус); 4 —- корни в виде столбовидных подпорок (фикус-баньян)

 


Вы смотрели: Биология 6 Пономарева Учебник §7. Корень, его строение и значение. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 06   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 08 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.