География 6 Климанова §35

География 6 Климанова §35 «План местности» онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл». Цитаты из учебника 2012 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

География 6 класс. УМК Климанова § 35.

<< § 34   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 36 >>

§ 35. План местности

■ Умеете ли вы путешествовать?

Большинство людей любит путешествовать. Ведь путешествие — один из самых увлекательных способов изучения окружающего мира. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Для того чтобы вашу поездку можно было назвать путешествием, совсем необязательно отправляться на Северный полюс или в экзотические страны, достаточно сесть в электричку и поехать на дачу — даже тогда можно увидеть много интересного. Главное, куда смотреть и как наблюдать. Станьте автором своего путешествия, как писатель становится автором своей книги!

Любое путешествие можно разделить на три этапа. Сначала вам нужно разработать его маршрут. Маршрут — это замысел путешествия: куда отправиться, что и в какой последовательности посмотреть. На этом этапе как раз пригодится вся та обширная информация, которая есть в путеводителях, телепередачах, Интернете.

Второй этап путешествия — самый интересный. Вы отправляетесь в путь! Старайтесь увидеть и запомнить как можно больше, чтобы по возвращении вам было что рассказать друзьям и знакомым.

Описание путешествия — это его третий, заключительный этап.

■ Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных?

Способы отражения путевых впечатлений известны всем. Самый древний из них — рассказ об увиденном. Для того чтобы не перепутать, что и когда вы увидели, можно вести дневник путешествия.

Лучше записывать свои впечатления в дневник каждый день, тогда в рассказе о путешествии вы не забудете упомянуть даже о мелких интересных деталях.

Если вы хорошо рисуете, обязательно возьмите с собой карандаши или краски. Рисунки могут поведать многое из того, о чём трудно сказать словами. А если вы не обладаете талантом художника, захватите с собой фотоаппарат. Видеокамера поможет вам показать свой маршрут вживую. Видеофильм донесёт до зрителя и голоса природы, и шум городов. Наконец, фильм передаст ваше собственное настроение.

Однако какой бы способ вы ни избрали для описания своего путешествия, он обязательно будет отражать ваши личные впечатления об увиденном. География знает немало тому подтверждений. Например, один из самых грозных океанов Земли был назван впервые пересёкшей его испанской экспедицией под руководством Фернана Магеллана Тихим, поскольку по счастливой случайности экспедиция пересекла его при попутном ветре и в ясную погоду.

■ Как можно изобразить земную поверхность?

Каким образом можно показать маршрут своего путешествия, как и куда вместить информацию об увиденных объектах, а главное, о том, где они находятся, чтобы и другие могли там побывать? Для этого люди придумали разнообразные географические карты.

На глобусе, который изображает всю Землю целиком, невозможно показать жилые кварталы, дороги, леса или отдельные заводы. Поэтому небольшие участки земной поверхности изображают в виде упрощённых карт или планов местности (рис. 94).
География 6 Климанова §35

Вопрос к рис.94 на стр.150:
Можете ли вы найти на имеющемся в кабинете географии глобусе свой город, свой дом, свою улицу?

■ По каким правилам строится план местности?

План местности — это чертёж небольшого участка территории, выполненный по специальным правилам. Существует четыре основных правила построения плана.

Правило первое. План изображает местность сверху. Вид сверху позволяет составить самое точное представление о взаимном расположении объектов, их форме и площади, положении относительно сторон горизонта, а также о расстоянии между ними. Ни рисунок, ни фотография такой возможности не дают, поскольку на них одни объекты заслоняют другие. Глядя на план, мы как будто видим землю с высоты птичьего полёта. Этим план схож с аэрофотоснимком и космическим снимком (рис. 95).

Правило второе. Все объекты на плане, как и на глобусе, изображают в уменьшенном виде, или, как говорят, в масштабе. Это значит, что все расстояния на плане уменьшены в строго определённое количество раз по сравнению с теми же расстояниями на местности.

Правило третье. Объекты на плане изображают с помощью условных знаков. Картографами разработана единая наглядная система условных знаков, которой пользуются при составлении планов.

Правило четвёртое. Обычно план строят таким образом, что его верхний край — северный, нижний — южный, правый — восточный, а левый — западный. Благодаря этому свойству плана его удобно использовать для ориентирования на местности.
География 6 Климанова §35

Задания к рис.95 на стр.151:
Найдите недостатки аэрофотоснимка по сравнению с планом местности, ответив на следующие вопросы:
1. Можно ли по аэрофотоснимку определить название деревни, реки?
2. Можно ли по аэрофотоснимку узнать направление течения реки?
3. Можно ли по аэрофотоснимку узнать, хвойный растёт лес или лиственный?

■ Как на планах может обозначаться масштаб?

Масштаб — обязательная часть плана. Его, как правило, подписывают в нижнем углу плана (см. атлас). Если на чертеже местности масштаб отсутствует, то такой чертёж правильнее называть схемой. Схемы часто встречаются в путеводителях, туристических справочниках, приводятся в качестве иллюстраций в книгах.

Масштаб у плана один, но указать его можно тремя способами: числом, словами или графически (рис. 96). На плане может присутствовать только один из способов обозначения масштаба, а могут помещаться и все сразу.

Численный масштаб — число, которое показывает, во сколько раз уменьшены на плане расстояния по сравнению с местностью. Он имеет вид дроби, например 1 : 1000. Его следует читать так: «один к тысяче» — и расшифровывать так: «1 см на плане соответствует 1000 см на местности», т. е. масштаб показывает, что действительные расстояния уменьшены на плане в 1000 раз. При масштабе 1 : 5000 расстояния на плане уменьшены в 5000 раз, при масштабе 1:100 — в 100 раз.

Масштаб, записанный словами, называют именованным. Он обозначает, какое расстояние (в метрах или километрах) на местности соответствует 1 см на плане.

Линейный масштаб напоминает школьную линейку. По нему с помощью циркуля-измерителя сразу можно определить, какое расстояние на местности соответствует определённому расстоянию на плане.

Рис. 96. Виды масштаба

■ Как на планах обозначают окружающие нас объекты?

Расшифровывать и составлять план местности нам помогают условные знаки. Они очень разнообразны. Это не только значки, с помощью которых принято показывать отдельные объекты местности: дома, мосты, мельницы, родники, колодцы и т. п. Линиями на плане изображают дороги, тропы, реки и ручьи, линии электропередачи и прочие протяжённые объекты. Даже фон плана — это тоже условные знаки, которые показывают, чем занята местность: лесами, пашнями, огородами, болотами, озёрами, жилыми кварталами и т. п.

С помощью условных знаков и подписей на плане часто показывают справочную информацию: названия населённых пунктов, направление и скорость течения рек, отметки высот и многое другое, поэтому план содержит гораздо больше данных, чем аэрофотоснимок или космический снимок.

Все условные знаки просты и наглядны. Тем не менее на большинстве планов приводят легенда — пояснения к принятым на плане условным обозначениям.
География 6 Климанова §35

Вопрос к рис.97 на стр.152:
Почему чертёж местности, показанный на рисунке, является схемой? Во сколько раз уменьшены на схеме расстояния?

ВЫВОДЫ.
На планах местности изображают небольшие участки земной поверхности. Планы составляют в масштабе, а объекты на них изображают условными знаками.

Ключевые слова и выражения: • План местности • Масштаб: численный, именованный, линейный • Условные знаки • Легенда плана.

Вопросы и задания

  1. Что показывает масштаб: 1 : 500; 1 : 10 000; 1 : 2500? Какое расстояние на местности соответствует 1 см на планах с масштабом: 1 : 500, 1 : 10 000, 1 : 2500? Переведите это расстояние в метры. Какой из этих планов самый подробный?
  2. Что общего между изображением земной поверхности на глобусе и на плане?
  3. Используя план местности в атласе, ответьте на вопросы:
    1) Какому расстоянию на местности соответствует 1 см на плане? Во сколько раз уменьшены расстояния на плане?
    2) Какие объекты на плане показаны не в масштабе?
    3) Какой лес по составу пород изображён на плане?
  4. Расскажите о самом памятном для вас путешествии. Проиллюстрируйте свой рассказ компьютерной презентацией.

Обратитесь к электронному приложению. План местности

 


Вы смотрели: География 6 Климанова §35 онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл».

<< § 34   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 36 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.