География 6 Климанова §36

География 6 Климанова §36 «Ориентирование по плану и на местности» онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл». Цитаты из учебника 2012 года использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

География 6 класс. УМК Климанова § 36.

<< § 35   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 37 >>

§ 36. Ориентирование по плану и на местности

Даже если на небе не видно Солнца или звёзд, на местности можно ориентироваться по приметам или местным признакам. Например, муравейники, как правило, располагаются с южной стороны стволов деревьев. С южной стороны стволов хвойных деревьев выделяется больше смолы. Зимой у южной стороны пней снег оттаивает быстрее. У одиноко стоящего дерева с южной стороны ветви растут гуще.

Поучимся пользоваться компасом. Положите его на ладонь, планшет или любую другую горизонтальную поверхность. Поворачивайте компас, не отрывая его от поверхности, до тех пор, пока стрелка (или синий конец стрелки) не совместится с отметкой «север» (С) на его шкале. Эта отметка соответствует нулевому делению. Теперь по шкале компаса вы сможете определить угол между направлением на север и направлением на любой объект местности — азимут. Запомните, что азимут всегда отсчитывают по часовой стрелке.

Рис. 98. Определение азимута
Рис. 98. Определение азимута

Вопрос к рис.98 на стр.154:
1. Азимут какого объекта равен 40°, а какого — 340°? Почему?
2. Определите азимуты четырёх основных сторон горизонта.

■ Как пользоваться компасом?

Определение направлений по «живым» ориентирам всегда приблизительно. Точно сориентироваться нам помогают приборы, самым древним из которых является компас (рис. 98). В Европе компас получил широкое распространение в XII в., хотя был известен ещё в Древнем Китае. Стрелка компаса обладает замечательным свойством: она постоянно указывает направление север — юг.

■ Как определить по плану своё местонахождение?

Самый главный навык при пользовании планом — умение определить своё местонахождение. Для этого нужно выйти на открытую местность и найти какие-нибудь ориентиры — объекты, которые обозначены на плане условными знаками: мельницу, церковь, линию электропередачи и др. (рис. 99).

Рис. 99. Определение своего местонахождения с помощью плана местности
Рис. 99. Определение своего местонахождения с помощью плана местности

■ Как читать план местности?

По плану местности можно многое узнать о природе территории, о том, как здесь живут люди, о том, что можно увидеть в ходе путешествия. Для этого нужно уметь определять местонахождение изображённых на плане объектов относительно сторон горизонта и читать условные знаки плана (рис. 100).

Рис. 100. Условные знаки
Рис. 100. Условные знаки

Вопрос к рис.100 на стр.155:
1. Пользуясь атласом, определите, что обозначает каждый из изображённых на рисунке условных знаков.
2. Какие условные знаки вы предложили бы для некоторых объектов острова Линкольна, описанного Жюлем Верном в романе «Таинственный остров»: дворца, птичника, загона для животных, порта?

Поучимся определять своё местонахождение с помощью плана местности. Рассмотрите рисунок: справа от мальчика находится овраг, а слева — линия электропередачи. Нужно повернуть план таким образом, чтобы эти объекты располагались так, как их видно на местности. Теперь мальчик может приблизительно определить своё положение.

Рис. 101. Определение расстояний при помощи линейного масштаба
Рис. 101. Определение расстояний при помощи линейного масштаба

С помощью плана можно определять и расстояния. Для этого достаточно измерить расстояние на плане и с помощью масштаба перевести его в метры или километры. Расстояние в метрах и километрах можно узнать при помощи линейного масштаба (рис. 101).

ВЫВОДЫ.
Ориентироваться — значит уметь определять своё местонахождение, а также то, в каком направлении и на каком расстоянии от вас находятся различные объекты. В этом могут помочь компас и умение читать план местности.

Ключевые слова и выражения: • Компас • Азимут.

Вопросы и задания

  1. Используя план местности в атласе, опишите путь от любого населённого пункта до какого-либо объекта местности. В каком направлении проходит этот путь? Мимо каких объектов? Какова его длина?
  2. На плане местности в атласе найдите место, где можно было бы разместить спортивную площадку, пляж, домик лесника.
  3. Пользуясь планом местности в атласе, придумайте задания на определение: 1) направлений на объекты местности; 2) расстояний между объектами; 3) объектов по условным знакам.

Обратитесь к электронному приложению. Ориентирование по плану и на местности

 


Вы смотрели: География 6 Климанова §36 онлайн версия для ознакомления и покупки учебника «Климанова, Климанов, Ким: География. Землеведение. 5-6 кл».

<< § 35   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 37 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.