Русский язык Энциклопедия советов №1

6 класс Русский язык Энциклопедия советов №1 «ТЕКСТЫ». Цитаты из пособия «Учебник по русскому языку для 6 класса авторов: Рыбченкова, Александрова, Загоровская, Нарушевич, Григорьев, Леонтьева» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения. Смотрите также Русский язык Энциклопедия советов №2 «РАЗБОРЫ».

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Энциклопедия советов №1 «ТЕКСТЫ»

Нумерация советов проставлена в соответствии с порядком расположения советов в учебнике.

Содержание страницы
Энциклопедия советов №1 «ТЕКСТЫ»

1. Как организовать работу над проектом

  1. Определите тему и цель проекта. (Над каким вопросом вы будете работать? Какого результата хотите достичь?)
  2. Поставьте задачи для достижения цели. (Определите, что необходимо сделать для достижения цели проекта.) Определите, как, какими способами будете решать эти задачи.
  3. Спланируйте время работы над проектом. (Когда вы будете это делать? К какому сроку нужно закончить работу?)
  4. Подготовьте план работы над проектом.
  5. Работайте в группах или индивидуально по плану.
  6. Совместно решайте возникающие трудности.
  7. При необходимости вносите изменения в план (не меняя сроков выполнения проекта).
  8. Определите, какой будет форма представления результатов проекта: устное сообщение, компьютерная презентация, инсценировка и т. п.
  9. Оформите и представьте результаты вашей работы (рисунки, плакаты, слайд-шоу, газеты, сборники статей, спектакли и т. д.) одноклассникам или специальному жюри.

2. План работы над проектом «Словарь одного слова»

  1. Сопоставьте толкования данного слова в различных толковых словарях русского языка.
  2. Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам.
  3. Обратитесь к фразеологическим словарям, сборникам пословиц и поговорок, чтобы найти выражения, включающие описываемое слово.
  4. Используя словообразовательные словари, определите, какие новые слова образуются от изучаемого слова, какие они имеют значения.
  5. Найдите литературные произведения, произведения живописи или музыки, в которых важную роль играет образ обозначаемого данным словом предмета или понятия.
  6. Изучив литературу, расскажите о том, какую роль данный предмет или данное понятие играет в жизни и культуре русского народа.

3. Как сформулировать информационный запрос

Чтобы получить лучшие результаты поиска информации в Интернете, необходимо запомнить несколько простых правил:

  • выбирайте только самые важные ключевые слова, касающиеся рассматриваемой темы;
  • слов не должно быть слишком много или слишком мало; обычно оптимальным считается запрос, состоящий из трех-четырёх слов;
  • если вы не удовлетворены результатами поиска на одном поисковом сервере, то попробуйте поискать на другом;
  • если в итоге поиска вы не получили никаких результатов, проверьте, нет ли в ключевых словах орфографических ошибок.

4. Как определить, является ли текстом приведённый фрагмент

Чтобы определить, является ли приведённый фрагмент текстом, необходимо установить:

  • 1) какая тема раскрывается в приведённом фрагменте (т. е. дать ответ на вопрос, о чём или о ком текст);
  • 2) какую основную (главную) мысль он содержит (ответить на вопрос, для чего написан текст, что утверждает автор);
  • 3) на какие части делится текст;
  • 4) как части текста связаны между собой.

5. Как определить, какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в тексте

Определить тип речи помогает приём «фотографирования».

В описании говорится о признаках чего-либо, которые можно запечатлеть на одном кадре фотоаппарата.

В повествовании речь идёт о сменяющих друг друга действиях или событиях — потребуется несколько кадров.

В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, наших представлениях о них, оценках, чувствах — словом, о том, что вообще нельзя сфотографировать.

6. Как сократить текст для написания сжатого изложения

Чтобы сократить текст и выполнить задание, необходимо определить:

  • Какие темы и микротемы можно выделить в тексте?
  • Есть ли в каждой микротеме сведения, без которых следующая микротема или текст в целом будут непонятны?
  • Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
  • Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, можно сформулировать короче? С этой целью можно опустить некоторые члены предложения, сократить части сложных предложений или объединить несколько простых предложений в одно.

7. Как выбрать вид (способ) чтения в зависимости от цели чтения

Вид чтенияЦель чтения
ОзнакомительноеИзвлечь основную информацию из текста, выделить его основное содержание. Основные приёмы ознакомительного чтения: прочитав первый и последний абзацы текста, определить коммуникативный замысел автора, тему, проблему текста; бегло просматривая текст полностью, обратить внимание на ключевые слова и словосочетания, без которых сложно понять содержание текста; просматривать текст по абзацам, выделяя в каждом из них основную информацию.
Поисковое/ просмотровоеБыстро найти в тексте (текстах) конкретную (интересующую, необходимую для решения какого-либо вопроса и т. п.) информацию. Получить самое общее представление о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его главными деталями и частями.
ИзучающееИзвлечь из текста полную и точную информацию с последующим осмыслением, толкованием и объяснением его содержания, его оценкой с точки зрения содержания и формы.

8. Как подготовиться к выразительному чтению

  • Определите задачу чтения: какие основные мысли, чувства, настроения следует передать слушателям? Что они должны понять и почувствовать?
  • В соответствии с задачей чтения выберите интонационные средства — тон, темп чтения, пометьте паузы, логические ударения.
  • Прочитайте текст сначала вслух для себя. Проверьте правильность логических ударений, уместность пауз и т. д.

9. Как построить рассказ о событии

  1. Сделайте вступление, в котором расскажите о месте и участниках событий: Прошлым летом, когда я с родителями был в Сочи, с нами произошёл такой случай…
  2. Расскажите о том, как начиналось событие: Мы пришли на пляж. Дул сильный ветер, и на море поднялись большие волны.
  3. Перейдите к рассказу о событиях в их последовательности: Никто не ожидал… Вдруг видим… Затем… После этого…
  4. Расскажите об отношении участников события к происходящему: Отец сразу бросился в воду… Я заметил, что мама по-настоящему испугалась… После мы долго смеялись…
  5. Опишите, чем закончилось событие: Так был спасён наш надувной матрас.
    Если это необходимо, сделайте вывод из всего рассказанного: С тех пор мы больше не берём с собой надувной матрас на пляж.
    Или просто закончите традиционной фразой: Вот такая история произошла (когда, где, с кем).

10. Чтобы написать сочинение-рассуждение, необходимо:

  • 1) сформулировать тезис, который вы будете доказывать;
  • 2) исходя из содержания текста, сформулировать аргументы;
  • 3) сформулировать выводы.

25. Как работать со схемой

  • Внимательно рассмотрите схему.
  • Определите тему, которая раскрывается в схеме.
  • Выделите основную информацию; укажите, где она расположена в схеме.
  • Укажите на схеме, где расположена дополнительная информация (та, которая раскрывает основную).
  • Обратите внимание на стрелки, которые связывают основную и дополнительную информацию.

26. Как озаглавить текст

  • Внимательно прочитайте текст и постарайтесь понять, о чём он (определите его тему).
  • Найдите ключевые слова к теме. Ключевое слово (или слова), которое отражает тему текста, может стать заголовком.
  • Предложение, в котором заключена основная мысль текста, тоже может стать заголовком.

27. Как сформулировать информационный запрос

Чтобы получить лучшие результаты поиска информации в Интернете, необходимо запомнить несколько простых правил:

  • Выбирайте только самые важные ключевые слова, касающиеся рассматриваемой темы.
  • Слов не должно быть слишком много или слишком мало; обычно оптимальным считается запрос, состоящий из трёх-четырёх слов.
  • Если вы не удовлетворены результатами поиска на одном поисковом сервере, то попробуйте поискать на другом.
  • Если в итоге поиска вы не получили никаких результатов, проверьте, нет ли в ключевых словах орфографических ошибок.

28. Как подробно пересказать текст

Читая или слушая текст, мысленно проследите логику изложенных в нём событий. Сформулируйте тему (о чём говорится в тексте) и основную мысль (чему учит текст). Обратите внимание на ключевые слова.

  • Если текст содержит рассуждение, то постарайтесь взглянуть на него глазами автора, понять его точку зрения.
  • Если текст является повествовательным, запомните последовательность развития действия (ключевые слова — глаголы, деепричастия, наречия).
  • Если текст описательный, обратите внимание на прилагательные, причастия, существительные.

Определите количество микротем (абзацев) в тексте. Составьте план в виде тезисов.
Делайте записи во время прослушивания текста, оставляя места для дополнений.
При повторном чтении или прослушивании обращайте внимание на образные средства, интересные слова и выражения, наиболее примечательные детали каждой части.
Перескажите текст по плану.

29. Как определить функциональную принадлежность текста

Определите коммуникативную задачу автора: общение, сообщение или воздействие.

  • Разговорная речь служит для повседневного общения, когда человек в неофициальной обстановке делится своими мыслями, чувствами.
  • Сообщение фактов из области науки и доказательство их истинности — задача научного стиля. Отличительная черта текста — использование терминов.
  • Сообщение деловой информации — задача официально-делового стиля. Этот стиль характеризуется большим набором жанров: приказ, объявление, докладная записка, заявление и др.
  • Информирование широкого круга людей, воздействие на него — задача публицистического стиля.
  • Воздействие на чувства и мысли читателя — задача художественной литературы.

36. Примерный план сочинения по картине

  1. Замысел художника. (Какую задачу ставил художник, создавая эту картину?)
  2. Описание картины.
    • Что изображено на картине?
    • Какова её композиция?
    • Удалось ли художнику воплотить свой замысел?
  3. Моё отношение к картине. (Какое настроение создаёт картина?)

37. Как быть хорошим собеседником

  1. Уважай собеседника, относись к нему доброжелательно.
  2. Не перебивай собеседника. Терпеливо выслушивай даже то, что тебе знакомо, и то, с чем ты не согласен.
  3. Меньше говори о себе. Проявляй интерес к тому, о чём говорит собеседник.
  4. Не говори громко. Не размахивай руками, жестикулируй умеренно.
  5. Не стой к собеседнику слишком близко.

38. Как слушать (основные правила для слушающего)

Чтобы понять, запомнить чью-то устную речь, необходимо:

  • слушать внимательно, не отвлекаться и не перебивать вопросами говорящего;
  • запомнить (или записать) непонятные слова, чтобы выяснить их значение;
  • обратить внимание на то, что говорящий выделяет голосом;
  • попытаться определить основную (главную) мысль прослушанного текста.

39. Как определить значение устаревших и новых слов

Для определения значений устаревших и новых слов можно использовать специальные современные толковые словари русского языка, например такие, как «Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII—XX веков» Р. П. Рогожниковой и Т. С. Карской, «Новый словарь иностранных слов» Л. П. Крысина, «Толковый словарь новых слов и значений русского языка» Л. П. Катлинской, словари на портале www. gramota. ru.

 


Вы смотрели: 6 класс Русский язык Энциклопедия советов №1 «ТЕКСТЫ». Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.