6 класс Русский язык Энциклопедия советов №1 «ТЕКСТЫ». Цитаты из пособия «Учебник по русскому языку для 6 класса авторов: Рыбченкова, Александрова, Загоровская, Нарушевич, Григорьев, Леонтьева» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения. Смотрите также Русский язык Энциклопедия советов №2 «РАЗБОРЫ».
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника
Энциклопедия советов №1 «ТЕКСТЫ»
Нумерация советов проставлена в соответствии с порядком расположения советов в учебнике.
1. Как организовать работу над проектом
- Определите тему и цель проекта. (Над каким вопросом вы будете работать? Какого результата хотите достичь?)
- Поставьте задачи для достижения цели. (Определите, что необходимо сделать для достижения цели проекта.) Определите, как, какими способами будете решать эти задачи.
- Спланируйте время работы над проектом. (Когда вы будете это делать? К какому сроку нужно закончить работу?)
- Подготовьте план работы над проектом.
- Работайте в группах или индивидуально по плану.
- Совместно решайте возникающие трудности.
- При необходимости вносите изменения в план (не меняя сроков выполнения проекта).
- Определите, какой будет форма представления результатов проекта: устное сообщение, компьютерная презентация, инсценировка и т. п.
- Оформите и представьте результаты вашей работы (рисунки, плакаты, слайд-шоу, газеты, сборники статей, спектакли и т. д.) одноклассникам или специальному жюри.
2. План работы над проектом «Словарь одного слова»
- Сопоставьте толкования данного слова в различных толковых словарях русского языка.
- Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам.
- Обратитесь к фразеологическим словарям, сборникам пословиц и поговорок, чтобы найти выражения, включающие описываемое слово.
- Используя словообразовательные словари, определите, какие новые слова образуются от изучаемого слова, какие они имеют значения.
- Найдите литературные произведения, произведения живописи или музыки, в которых важную роль играет образ обозначаемого данным словом предмета или понятия.
- Изучив литературу, расскажите о том, какую роль данный предмет или данное понятие играет в жизни и культуре русского народа.
3. Как сформулировать информационный запрос
Чтобы получить лучшие результаты поиска информации в Интернете, необходимо запомнить несколько простых правил:
- выбирайте только самые важные ключевые слова, касающиеся рассматриваемой темы;
- слов не должно быть слишком много или слишком мало; обычно оптимальным считается запрос, состоящий из трех-четырёх слов;
- если вы не удовлетворены результатами поиска на одном поисковом сервере, то попробуйте поискать на другом;
- если в итоге поиска вы не получили никаких результатов, проверьте, нет ли в ключевых словах орфографических ошибок.
4. Как определить, является ли текстом приведённый фрагмент
Чтобы определить, является ли приведённый фрагмент текстом, необходимо установить:
- 1) какая тема раскрывается в приведённом фрагменте (т. е. дать ответ на вопрос, о чём или о ком текст);
- 2) какую основную (главную) мысль он содержит (ответить на вопрос, для чего написан текст, что утверждает автор);
- 3) на какие части делится текст;
- 4) как части текста связаны между собой.
5. Как определить, какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в тексте
Определить тип речи помогает приём «фотографирования».
В описании говорится о признаках чего-либо, которые можно запечатлеть на одном кадре фотоаппарата.
В повествовании речь идёт о сменяющих друг друга действиях или событиях — потребуется несколько кадров.
В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, наших представлениях о них, оценках, чувствах — словом, о том, что вообще нельзя сфотографировать.
6. Как сократить текст для написания сжатого изложения
Чтобы сократить текст и выполнить задание, необходимо определить:
- Какие темы и микротемы можно выделить в тексте?
- Есть ли в каждой микротеме сведения, без которых следующая микротема или текст в целом будут непонятны?
- Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
- Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, можно сформулировать короче? С этой целью можно опустить некоторые члены предложения, сократить части сложных предложений или объединить несколько простых предложений в одно.
7. Как выбрать вид (способ) чтения в зависимости от цели чтения
Вид чтения | Цель чтения |
Ознакомительное | Извлечь основную информацию из текста, выделить его основное содержание. Основные приёмы ознакомительного чтения: прочитав первый и последний абзацы текста, определить коммуникативный замысел автора, тему, проблему текста; бегло просматривая текст полностью, обратить внимание на ключевые слова и словосочетания, без которых сложно понять содержание текста; просматривать текст по абзацам, выделяя в каждом из них основную информацию. |
Поисковое/ просмотровое | Быстро найти в тексте (текстах) конкретную (интересующую, необходимую для решения какого-либо вопроса и т. п.) информацию. Получить самое общее представление о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его главными деталями и частями. |
Изучающее | Извлечь из текста полную и точную информацию с последующим осмыслением, толкованием и объяснением его содержания, его оценкой с точки зрения содержания и формы. |
8. Как подготовиться к выразительному чтению
- Определите задачу чтения: какие основные мысли, чувства, настроения следует передать слушателям? Что они должны понять и почувствовать?
- В соответствии с задачей чтения выберите интонационные средства — тон, темп чтения, пометьте паузы, логические ударения.
- Прочитайте текст сначала вслух для себя. Проверьте правильность логических ударений, уместность пауз и т. д.
9. Как построить рассказ о событии
- Сделайте вступление, в котором расскажите о месте и участниках событий: Прошлым летом, когда я с родителями был в Сочи, с нами произошёл такой случай…
- Расскажите о том, как начиналось событие: Мы пришли на пляж. Дул сильный ветер, и на море поднялись большие волны.
- Перейдите к рассказу о событиях в их последовательности: Никто не ожидал… Вдруг видим… Затем… После этого…
- Расскажите об отношении участников события к происходящему: Отец сразу бросился в воду… Я заметил, что мама по-настоящему испугалась… После мы долго смеялись…
- Опишите, чем закончилось событие: Так был спасён наш надувной матрас.
Если это необходимо, сделайте вывод из всего рассказанного: С тех пор мы больше не берём с собой надувной матрас на пляж.
Или просто закончите традиционной фразой: Вот такая история произошла (когда, где, с кем).
10. Чтобы написать сочинение-рассуждение, необходимо:
- 1) сформулировать тезис, который вы будете доказывать;
- 2) исходя из содержания текста, сформулировать аргументы;
- 3) сформулировать выводы.
25. Как работать со схемой
- Внимательно рассмотрите схему.
- Определите тему, которая раскрывается в схеме.
- Выделите основную информацию; укажите, где она расположена в схеме.
- Укажите на схеме, где расположена дополнительная информация (та, которая раскрывает основную).
- Обратите внимание на стрелки, которые связывают основную и дополнительную информацию.
26. Как озаглавить текст
- Внимательно прочитайте текст и постарайтесь понять, о чём он (определите его тему).
- Найдите ключевые слова к теме. Ключевое слово (или слова), которое отражает тему текста, может стать заголовком.
- Предложение, в котором заключена основная мысль текста, тоже может стать заголовком.
27. Как сформулировать информационный запрос
Чтобы получить лучшие результаты поиска информации в Интернете, необходимо запомнить несколько простых правил:
- Выбирайте только самые важные ключевые слова, касающиеся рассматриваемой темы.
- Слов не должно быть слишком много или слишком мало; обычно оптимальным считается запрос, состоящий из трёх-четырёх слов.
- Если вы не удовлетворены результатами поиска на одном поисковом сервере, то попробуйте поискать на другом.
- Если в итоге поиска вы не получили никаких результатов, проверьте, нет ли в ключевых словах орфографических ошибок.
28. Как подробно пересказать текст
Читая или слушая текст, мысленно проследите логику изложенных в нём событий. Сформулируйте тему (о чём говорится в тексте) и основную мысль (чему учит текст). Обратите внимание на ключевые слова.
- Если текст содержит рассуждение, то постарайтесь взглянуть на него глазами автора, понять его точку зрения.
- Если текст является повествовательным, запомните последовательность развития действия (ключевые слова — глаголы, деепричастия, наречия).
- Если текст описательный, обратите внимание на прилагательные, причастия, существительные.
Определите количество микротем (абзацев) в тексте. Составьте план в виде тезисов.
Делайте записи во время прослушивания текста, оставляя места для дополнений.
При повторном чтении или прослушивании обращайте внимание на образные средства, интересные слова и выражения, наиболее примечательные детали каждой части.
Перескажите текст по плану.
29. Как определить функциональную принадлежность текста
Определите коммуникативную задачу автора: общение, сообщение или воздействие.
- Разговорная речь служит для повседневного общения, когда человек в неофициальной обстановке делится своими мыслями, чувствами.
- Сообщение фактов из области науки и доказательство их истинности — задача научного стиля. Отличительная черта текста — использование терминов.
- Сообщение деловой информации — задача официально-делового стиля. Этот стиль характеризуется большим набором жанров: приказ, объявление, докладная записка, заявление и др.
- Информирование широкого круга людей, воздействие на него — задача публицистического стиля.
- Воздействие на чувства и мысли читателя — задача художественной литературы.
36. Примерный план сочинения по картине
- Замысел художника. (Какую задачу ставил художник, создавая эту картину?)
- Описание картины.
• Что изображено на картине?
• Какова её композиция?
• Удалось ли художнику воплотить свой замысел? - Моё отношение к картине. (Какое настроение создаёт картина?)
37. Как быть хорошим собеседником
- Уважай собеседника, относись к нему доброжелательно.
- Не перебивай собеседника. Терпеливо выслушивай даже то, что тебе знакомо, и то, с чем ты не согласен.
- Меньше говори о себе. Проявляй интерес к тому, о чём говорит собеседник.
- Не говори громко. Не размахивай руками, жестикулируй умеренно.
- Не стой к собеседнику слишком близко.
38. Как слушать (основные правила для слушающего)
Чтобы понять, запомнить чью-то устную речь, необходимо:
- слушать внимательно, не отвлекаться и не перебивать вопросами говорящего;
- запомнить (или записать) непонятные слова, чтобы выяснить их значение;
- обратить внимание на то, что говорящий выделяет голосом;
- попытаться определить основную (главную) мысль прослушанного текста.
39. Как определить значение устаревших и новых слов
Для определения значений устаревших и новых слов можно использовать специальные современные толковые словари русского языка, например такие, как «Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII—XX веков» Р. П. Рогожниковой и Т. С. Карской, «Новый словарь иностранных слов» Л. П. Крысина, «Толковый словарь новых слов и значений русского языка» Л. П. Катлинской, словари на портале www. gramota. ru.
Вы смотрели: 6 класс Русский язык Энциклопедия советов №1 «ТЕКСТЫ». Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.
Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника