Русский язык Рыбченкова Учебник §3

6 класс Русский язык Рыбченкова Учебник §3 «Понятие о функциональных разновидностях языка» + упражнения №№ 16-22. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Русский язык 6 класс.
УМК Рыбченкова, учебник § 3

<< § 02   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 04 >>


§ 3. Понятие о функциональных разновидностях языка

№16. И..подволь, л(?)ются, пробивают(?)ся, круж..вницы, ..поф..оз, торж..ство, сл..вес(?)ная вя..ь, птич(?)их песен.

№ 17. Прочитайте фрагменты текстов. Какая тема их объединяет?

(1) Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Представьте себе, что на леса обрушился пыльный ураган. Уже в километре от опушки вы будете ощущать его лишь как потоки чистого и свежего ветра.
А какой воздух после грозы! Каждый из вас, конечно, помнит его. Как он душист, свеж, полон озона! Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха. (К. Паустовский)

(2) Для произрастания деревьев необходимо достаточное количество тепла и влаги, определённый режим температур и выпадения осадков.4 В зависимости от различного сочетания этих факторов формируются разные виды лесов.
Тайгой называют хвойные леса. Зона тайги почти целиком расположена в Северном полушарии, в Южном — она отсутствует. В России тайга занимает наибольшую площадь среди всех природных зон. (А. Лобжанидзе)

(3) Листопад
Лес, точно тер..м ра..писной,
Л..ловый, золотой, б..гряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.4
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой…   (И. Бунин)

СЛОВАРЬ. Исполин, -а, м. (книжн.). Великан, богатырь. // перен. Великий человек, гений (ритор.). Исполин науки.

(4) — Вы знаете, я не люблю насаженные леса. Деревья стоят по ниточке и все одинаковые. Как солдаты в строю.
— Старый спор! Есть учёные, которые думают вот так же, как и вы. Они стоят за естественное возобновление леса. Человек, мол, не должен в это вмешиваться. Природа, по их мнению, умнее человека, и его вмешательство приносит только вред.   (К. Паустовский)

  1. Подберите синоним к слову исполинский.
  2. Попробуйте определить, какой из приведённых текстов:
    1) даёт научное описание леса (описание леса как результат его научного изучения); 2) не просто передаёт информацию о лесе, но и воздействует на читателя, убеждает его в полезности леса, заставляет полюбить лес; 3) даёт поэтическое описание леса; 4) передаёт самый обычный, обыденный разговор двух собеседников.
  3. Перепишите текст (3), вставляя пропущенные буквы, объясняя написание слов.
🔔 СОВЕТЫ ПОМОЩНИКА
Речевые высказывания могут иметь следующие цели:
• сообщение научных сведений, объяснение научных фактов;
• передача информации с целью воздействия словом на слушателей;
• обмен впечатлениями, мыслями о чём-либо;
• словесное художественное изображение окружающей действительности;
• передача, изложение деловой информации.

⚠ Современный русский язык используется в различных сферах общения: бытовой, научной, социально-культурной и официально-деловой. В соответствии с этим выделяются такие его функциональные разновидности: разговорная речь, функциональные стили и язык художественной литературы.

Разговорная речь служит для обмена впечатлениями, мыслями, чувствами в неофициальной обстановке. Ей свойственна непринуждённость, эмоциональность. К функциональным стилям относят научный, официально-деловой, публицистический.

Научный стиль служит для изложения научной информации, используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов в научных трудах, выступлениях, книгах, учебниках и др.

Официально-деловой стиль точно передаёт деловую информацию, употребляется в сфере правовых, служебных и производственных отношений для составления государственных документов (законов, указов, уставов и т. д.), деловых бумаг (справок, протоколов, заявлений и т. д.).

СЛОВАРЬ. Стиль, -я, м., от лат. stylus — остроконечная палочка. В древности острым концом палочки писали, другим (в виде лопаточки) — стирали неудачное написание. Здесь: функциональная разновидность, или вариант, литературного языка. Совокупность особенностей в построении речи и в словоупотреблении, манера словесного изложения.

Публицистический стиль используется в сфере общественно-политической жизни: в газетах, журналах, на радио и телевидении, в выступлениях на собраниях, митингах и т. п. Тексты публицистического стиля не только сообщают информацию, но и воздействуют на читателя или слушателя с целью привлечения внимания к какому-либо важному вопросу, убеждения в чём-либо, побуждения к действию.

СЛОВАРЬ. Публицистический, -ая, -ое, от лат. publicus — общественный, государственный.

Язык художественной литературы отличается образностью, выразительностью, в нём сочетаются языковые средства разных стилей, используются изобразительно-выразительные средства языка.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ.
Разговорная речь бывает нормированной (литературной) и ненормированной (к ней относятся и просторечие, и говоры, и жаргоны). Выбор той или иной функциональной разновидности национального русского языка определяется сферой и ситуацией общения, целями и намерениями говорящего.

№ 18. Ещё раз перечитайте тексты упр. 17. С какой целью создан каждый из них? Чтобы выполнить задание, обратитесь к «Советам помощника» на с. 14.

№ 19. Используя информацию данного параграфа, составьте план сообщения о функциональных разновидностях языка. Особое внимание обратите на сферы их применения.

№ 20. Определите стиль текстов в упр. 17. Выпишите из каждого текста по два словосочетания, характерные для данного стиля речи.

№ 21. Найдите в § 1 тексты, которые относятся к официально-деловому стилю. Обоснуйте свой ответ.

№ 22. 1. Послушайте полусказку «Мечта» Ф. Кривина. Для чего автор рассказал эту историю?
2. Внимательно прочитайте текст. В чём вы видите скрытый смысл его названия?

Мечта

Ост..новилась Лужица посреди дороги и ждёт, чтоб на неё обратили вн..мание.

Прежде всего её, конечно, нан..сут на карту. Лужица будет выглядеть на карте неплохо — у неё такие ровные б..рега! Вот здесь, на этом б..регу, наверное, построят сан..торий, на том берегу — порт или ещё что-нибудь. Да, кстати, почему в неё никто не впадает?

Ра..мечталась Лужица — и это понятно: каждому хочет(?)ся найти себя в жизни. Но теперь Лужица себя (не)найдёт: она так во..парила в мечтах, что на земле от неё только сухое место осталось.

  • Выполните задания по выбору.

А

Б

1. Как вы понимаете слова найти себя в жизни?1. Как вы понимаете слова воспарить в мечтах?
2. Чему эта история может научить читателей?2. Почему автор назвал своё произведение полусказкой?
3. Выпишите из текста три примера слов с проверяемой гласной в корне, запишите проверочные слова.3. Выпишите из текста примеры слов с приставками, оканчивающимися на з и с. Объясните их написание.
4. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание слов.

 

 


Вы смотрели: 6 класс Русский язык Рыбченкова Учебник §3. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

<< § 02   Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ   § 04 >>

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.