Русский язык Энциклопедия советов №2

6 класс Русский язык Энциклопедия советов №2 «РАЗБОРЫ». Цитаты из пособия «Учебник по русскому языку для 6 класса авторов: Рыбченкова, Александрова, Загоровская, Нарушевич, Григорьев, Леонтьева» использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения. Смотрите также Русский язык Энциклопедия советов №1 «ТЕКСТ».

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

Энциклопедия советов №2 «РАЗБОРЫ»

Нумерация советов проставлена в соответствии с порядком расположения советов в учебнике.

Содержание страницы
Энциклопедия советов №2 «РАЗБОРЫ»

11. Чтобы выполнить морфемный разбор слова, необходимо:

• определить, какой частью речи является слово;
• графически обозначить его основу и окончание (если это изменяемое слово), указать грамматическое значение окончания;
• установить лексическое значение слова и определить, от какого слова и с помощью каких морфем оно образовано;
• выделить приставки и суффиксы (если они есть), определить их значение;
• доказать правильность выделения этих морфем путём подбора слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами:
Русский язык Энциклопедия советов №2
• подобрать однокоренные слова, выделить корень.

12. Образец рассуждения при выполнении морфемного разбора слова:

1) подстаканник — имя сущ. (изменяемая часть речи), склоняется: подстаканник (подстаканника и т. д.). В этом слове нулевое окончание выражает грамматические значения ед. ч. И. или В. п. Основа — подстаканник;
2) подстаканник — это подставка с ручкой для стакана. Слово образовано от существительного стакан с помощью приставки под- и суффикса -ник.
Русский язык Энциклопедия советов №2
Такие же приставка и суффикс в слове Русский язык Энциклопедия советов №2
3) корень слова Русский язык Энциклопедия советов №2

13. Чтобы определить, есть ли в слове нулевое окончание, необходимо:

  • 1) установить, изменяется ли слово (по падежам, лицам, числам, родам). Если слово не изменяется, то оно не имеет окончания;
  • 2) выяснить, имеются ли среди форм изменяемого слова такие, в которых окончания не выражены звуками.

14. Порядок словообразовательного разбора

  1. Записать слово в начальной форме.
  2. Определить лексическое значение слова.
  3. Записать слово, от которого образовано данное слово.
  4. Обозначить исходную основу, т. е. ту, от которой образовано данное слово.
  5. Обозначить словообразующие морфемы.
  6. Указать способ образования слова.

15. Образец рассуждения при выполнении словообразовательного разбора слова

Кожаного (чемодана)
1. Начальная форма — кожаный.
2. Кожаный — сделанный из кожи.
3. Образовано от существительного кожа.
4. К исходной основе кож присоединяется суффикс —ан-:
Русский язык Энциклопедия советов №2
5. Образовано суффиксальным способом.

16. Чтобы установить принадлежность слова к той или иной части речи, необходимо определить:

1) его общее грамматическое значение;
2) изменяется ли слово. Если изменяется, то как, т. е. выявить его грамматические признаки;
3) его синтаксическую роль.

17. Порядок морфологического разбора имени существительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение.

II. Морфологические признаки.

  1. Начальная форма (И. п., ед. ч.).
  2. Постоянные морфологические признаки:
    • собственное или нарицательное;
    • одушевлённое или неодушевлённое;
    • род (мужской, женский, средний, общий);
    • склонение (1-е, 2-е, 3-е, разносклоняемое, несклоняемое).
  3. Непостоянные морфологические признаки:
    • падеж;
    • число.

III. Синтаксическая роль.

18. Образец письменного разбора имени существительного

Русский язык Энциклопедия советов №2

Человека
I. Сущ.; общ. грам. знач. — предмет (лицо).
II. 1. Нач. ф. — человек.
2. Постоянные признаки: нариц.; одуш., м. р., 2-е скл.
3. Непостоянные признаки: употреблено в форме В. п., ед. ч.
III. Дополнение.

19. Чтобы определить род сложносокращённого слова, состоящего из названий начальных букв:

1) расшифровать слово;
2) найти главное слово в словосочетании и определить его род. Например: НИИ — научно-исследовательский институт. Главное слово институт — мужского рода. НИИ — м. р.
При употреблении аббревиатур могут возникнуть и другие трудности: как правильно произнести слово, изменяется ли оно по падежам и числам и др. Чтобы не ошибиться, рекомендуется обращаться к специальным словарям сокращений современного русского языка.

20. Порядок морфологического разбора имени прилагательного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение (признак предмета).

II. Морфологические признаки.

  1. Начальная форма (полное прилагательное м. р., ед. ч., И. п.).
  2. Постоянные признаки: разряд по значению (качественное, относительное или притяжательное).
  3. Непостоянные признаки:
    а) степень сравнения (для качественных прилагательных):
    • сравнительная (простая форма или составная форма);
    • превосходная (простая форма или составная форма);
    б) полная или краткая форма (для качественных прилагательных);
    в) род (в ед. ч.);
    г) число;
    д) падеж (для полных прилагательных).

III. Синтаксическая роль.

21. Образец письменного разбора имени прилагательного

В тёмном3 еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. (И. Соколов-Микитов)

Тёмном
I. Прил.; общ. грам. знач. — признак предмета.
II. 1. Нач. ф. —тёмный.
2. Постоянный признак: качественное.
3. Непостоянные признаки:
.   а) полное;
.   б) м. р.;
.   в) ед. ч.;
.   г) П. п.
III. Определение.

22. Порядок синтаксического разбора простого предложения

I. Дать общую характеристику предложения.
1. Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Определить грамматическую основу предложения. Доказать, что предложение простое. Указать, чем выражены главные члены предложения.
4. Определить строение предложения (односоставное или двусоставное).
II. Определить вид предложения по наличию второстепенных членов (распространённое или нераспространённое). Если предложение распространённое, указать второстепенные члены (сначала входящие в состав подлежащего, затем — в состав сказуемого).
III. Определить вид предложения по наличию осложняющих членов (осложнённое или неосложнённое). Если предложение осложнённое, указать, чем оно осложнено (однородные члены, обращения, вводные слова).
IV. Объяснить постановку знаков препинания.

Образец письменного разбора простого предложения

Русский язык Энциклопедия советов №2
(Повеств., невоскл., прост., двусост., распростр.)

23. Порядок синтаксического разбора сложного предложения

I. Дать общую характеристику предложения.
1. Указать вид предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Определить грамматическую основу частей предложения в составе сложного. Доказать, что предложение сложное. Указать, чем выражены главные члены предложения в каждой части.
4. Указать средства связи между частями сложного предложения.
II. * Разобрать каждую часть сложного предложения по членам предложения как простое.
III. Объяснить постановку знаков препинания.

Образец письменного разбора сложного предложения

Русский язык Энциклопедия советов №2

30. Порядок морфологического разбора имени числительного

I. Часть речи. Общее грамматическое значение (число или количество, порядок при счёте).

II. Морфологические признаки.

  1. Начальная форма (И. п., у порядковых числительных — ед. ч., м. р.).
  2. Постоянные признаки:
    а) лексико-грамматический разряд (количественное или порядковое);
    б) разряд по структуре (простое, сложное или составное);
    в) для количественных — разряд по значению (целые, дробные, собирательные).
  3. Непостоянные признаки:
    а) род (если есть);
    б) число (если есть);
    в) падеж.

III. Синтаксическая роль.

31. Образец письменного разбора имени числительного

В этом турнире мы сумели выиграть только две3 партии. (А. Усачёв)

Две (партии)
I. Числит.; общ. грам. знач. — количество.
II. 1. Нач. ф. — два.
2. Постоянные признаки: колич., простое, целое.
3. Непостоянные признаки: ж. р.; В. п.
III. Сумели выиграть (что?) две партии.

32. Порядок морфологического разбора местоимения

I. Часть речи. Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак, количество, не называя их).

II. Морфологические признаки.

  1. Начальная форма — И. п., ед. ч.
  2. Постоянные признаки:
    а) разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, указательное, определительное, вопросительно-относительное, неопределённое, отрицательное);
    б) лицо (для личных местоимений);
    в) число (для личных местоимений 1-го и 2-го лица).
  3. Непостоянные признаки:
    а) род (если есть);
    б) число (если есть);
    в) падеж.

III. Синтаксическая роль.

33. Образец письменного разбора местоимения

В этой деревне огни не погашены.
Ты3 мне тоску не пророчь!
Светлыми звёздами нежно украшена
Тихая зимняя ночь… (Н. Рубцов)

Ты
I. Мест.; общ. грам. знач. — указывает на предмет (лицо).
II. 1. Нач. ф. — ты.
2. Постоянные признаки:
.   а) личн.;
.   б) 2-е л.;
.   в) ед. ч.
3. Непостоянные признаки: употреблено в форме И. п.
III. (Кто?) ты.

34. Порядок морфологического разбора глагола

I. Часть речи. Общее грамматическое значение (действие, состояние).

II. Морфологические признаки.

  1. Начальная форма (инфинитив).
  2. Постоянные морфологические признаки:
    а) вид (совершенный или несовершенный);
    б) переходность (переходный или непереходный);
    в) возвратность (возвратный или невозвратный);
    г) спряжение;
    д) если глагол безличный, указать это.
  3. Непостоянные морфологические признаки:
    а) наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
    б) время (в изъявительном наклонении: настоящее, прошедшее, будущее);
    в) число;
    г) лицо (в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения; в повелительном наклонении);
    д) род (в единственном числе прошедшего времени изъявительного наклонения; в единственном числе условного наклонения).

III. Синтаксическая роль.

35. Образец письменного разбора глагола

Шуршат3 осенние кусты, шуршат на дереве листы. (А. Усачёв)

Шуршат
I. Глаг.; общ. грам. знач. — действие.
II. 1. Нач. ф. — шуршать.
2. Постоянные признаки:
.   а) несов. в.;
.   б) неперех.;
.   в) невозвр.;
.   г) II спр.
3. Непостоянные признаки:
.   а) изъявит, накл.;
.   б) наст, вр.;
.   в) мн. ч.;
.   г) 3-е л.
III. Кусты (что делают?) шуршат.

40. Порядок лексического разбора слова

1. Записать слово в начальной форме и сформулировать его лексическое значение. В случае затруднений использовать толковый словарь.
2. Определить, однозначным или многозначным является слово. Если слово многозначное, указать другие значения слова.
3. Указать, в каком значении (прямом или переносном) употреблено слово в данном тексте. Если слово в переносном значении использовано как троп, то указать его вид (метафора, эпитет, олицетворение).
4. Если возможно, подобрать к слову синонимы, антонимы, омонимы.
5. Указать особенности употребления слова: общеупотребительное или нет (диалектизм, профессионализм, жаргонизм; архаизм, историзм, неологизм).
6. Определить происхождение слова: исконное или заимствованное. (Лексический разбор выполняется с использованием различных лингвистических словарей.)

 

Смотрите также Русский язык Энциклопедия советов №1 «ТЕКСТ».

 


Вы смотрели: 6 класс Русский язык Энциклопедия советов №2 «РАЗБОРЫ». Цитаты из учебного пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Вернуться в ОГЛАВЛЕНИЕ учебника

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки: от 1 часа до 3 дней.